Обществознание 8 класс - Поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова - 2017 год
Обобщение и систематизация знаний по теме Экономика. Практикум - ЭКОНОМИКА
Цели и задачи: обобщить и систематизировать знания по теме «Экономика».
Планируемые результаты: предметные: применять и объяснять основные понятия изученной темы; обобщать и систематизировать полученные знания; оценивать значение экономических знаний и уметь применять их в учебной и познавательной деятельности, а также в повседневной жизни; описывать основных участников экономической деятельности, анализировать основу экономических отношений; выявлять связь между участниками мирового рынка; характеризовать роль государства в регулировании экономики; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; 2) регулятивные: владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения цели; оценивать правильность решения учебной задачи; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 3) познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; развивать навыки поиска, анализа, сопоставления и оценивания обществоведческой информации; применять начальные исследовательские навыки при решении поисковых задач; личностные УУД: формирование и развитие экономической грамотности; определение жизненных ценностей, направленности на активное и созидательное участие в общественной жизни; умение выражать собственное отношение к явлениям современной жизни; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, проектор, мультимедийная презентация.
Тип урока: урок рефлексии.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
Мы изучили тему «Экономика». На сегодняшнем уроке мы повторим и обобщим материал в ходе практической деятельности.
Вопросы к классу
— Как вы думаете, какие задачи нам предстоит решить?
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ученики высказывают свои предположения.)
Предлагаю вам выполнить различные задания.
III. Работа по теме урока
Тестовый контроль
Вариант 1
1. Экономика — это:
1) наука о законах развития хозяйства и способах его рационального ведения
2) совокупность всех средств производства, используемых людьми в целях обеспечения своих потребностей
3) хозяйство конкретной страны, включающее определенные отрасли и виды производства
4) все перечисленное
2. Из двух суждений: а) рациональный выбор — это лучший вариант поведения с учетом доходов и расходов семьи; б) рациональный выбор всегда совершается в условиях ограниченности ресурсов:
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
3. Альтернативная стоимость — это:
1) средство удовлетворения потребностей
2) процесс создания экономических благ
3) цена потери, на которую идет потребитель, чтобы приобрести желаемое благо
4) все, что является полезным для человека, ценится им как средство удовлетворения своих потребностей
4. К возобновляемым природным ресурсам относится:
1) солнечный свет
2) газ
3) нефть
4) лес
5. Главная проблема экономики:
1) взаимодействие спроса и предложения
2) низкий уровень экономических знаний
3) ограниченность ресурсов
4) высокая степень специализации в мировом хозяйстве
6. Из двух суждений: а) благами являются средства производства; б) благами являются предметы потребления:
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7. Чувство самоуважения относится к потребностям:
1) материальным
2) духовным
3) социальным
4) политическим
8. Подъемный кран относится к ресурсам:
1) природным
2) материальным
3) трудовым
4) финансовым
9. Из двух суждений: а) потребности человека безграничны; б) потребности человека не изменяются со временем:
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
10. Из двух суждений: а) прибыль — это цена продукта; б) стремление получить прибыль заставляет предпринимателя внедрять новые технологии:
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
11. Совокупность правовых норм, закрепляющих, регулирующих и охраняющих принадлежность материальных благ конкретным людям:
1) право собственности
2) форма собственности
3) субъект собственности
4) объект собственности
12. Муниципальная собственность — это имущество, принадлежащее:
1) республикам
2) областям
3) краям
4) городским поселениям
13. Из двух суждений: а) в рыночной экономике господствующее положение занимает частная собственность; б) главным механизмом рыночной экономики является регулирование цен:
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
14. В рыночной экономике, в отличие от командной:
1) принимаются четкие государственные планы по выпуску продукции
2) устанавливаются фиксированные цены
3) взимаются государственные налоги с населения
4) существует конкуренция
15. В командной экономике, так же как и в рыночной:
1) отсутствует обмен
2) у работников нет мотивации к труду
3) существуют прямые налоги
4) происходит свободное ценообразование
16. В 1930-е гг. в СССР проводилась индустриализация — ускоренное промышленное развитие страны. Власть разрабатывала планы развития промышленности на пять лет (пятилетку). Пятилетние планы должны были неукоснительно выполняться. Это пример действия:
1) традиционной экономической системы
2) командной экономической системы
3) рыночной экономики
4) отмены товарно-денежных отношений
17. Налоги в Российской Федерации устанавливаются:
1) государством
2) общим голосованием населения
3) политическими партиями
4) Центральным банком РФ
18. Из двух суждений: а) местные власти вправе взимать налоги в местный бюджет; б) сбор налогов является необходимым для деятельности любого государства:
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
19. Конкуренция производителей и продавцов на рынке приводит к:
1) повышению цен
2) росту затрат производителей на изготовление товаров
3) улучшению качества обслуживания
4) увеличению числа производителей на рынке
Вариант 2
1. К экономической сфере жизни общества относится:
1) потребление материальных благ
2) создание политических партий
3) получение образования
4) организация местного самоуправления
2. Экономическое благо:
1) бензин
2) вода из родника
3) солнце
4) дождь
3. Ограниченность ресурсов — это:
1) основная причина кризиса современной России
2) основная проблема экономики
3) основная проблема философии
4) основная проблема политики
4. Рынок регулирует отношения в сфере:
1) производства
2) потребления
3) распределения
4) обмена
5. Из двух суждений: а) потребитель изготавливает и продает товары, предоставляет услуги; б) в роли потребителя благ может выступать человек, фирма и общество в целом:
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
6. Признак, характеризующий рыночную экономику:
1) государственная собственность на средства производства
2) уравнительное распределение производимых благ
3) свободная конкуренция товаропроизводителей
4) незаинтересованность производителя в результатах труда
7. Гражданин, покупая в магазине комплект мебели, расплатился кредитной картой. В данном случае деньги выступают как:
1) мера стоимости
2) мировые деньги
3) средство накопления
4) средство обращения
8. В современных развитых странах большая часть трудоспособного населения занята в сфере:
1) тяжелой промышленности
2) легкой промышленности
3) сельского хозяйства
4) обслуживания
9. Рост конкуренции среди покупателей возникнет, если:
1) произойдет снижение цен
2) вырастет качество производимых товаров
3) возникнет дефицит товаров
4) вырастет производство товаров
10. Из двух суждений: а) цена зависит от спроса, но не зависит от предложения; б) на более редкие товары устанавливаются более высокие цены:
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
11. К способам воздействия государства на экономику относится:
1) налогообложение
2) предоставление льгот
3) правовое регулирование
4) все вышеперечисленное
12. Для командной экономики характерно(а):
1) преобладание натурального хозяйства
2) жесткое регулирование государством производства, обмена и распределения
3) свобода действий производителя
4) свобода действий потребителя
13. В городе Н организацией свадебных торжеств занимается фирма «Два кольца». Сотрудники ЗАГСа рекомендуют вступающим в брак воспользоваться ее услугами. Услуги фирмы стоят очень дорого, но других компаний, занимающихся организацией торжеств, в городе нет. Фирма «Два кольца» является примером:
1) конкуренции
2) командной экономики
3) монополии
4) рыночной экономики
14. Государственный бюджет в Российской Федерации утверждается:
1) Центральным банком РФ
2) Правительством РФ
3) Федеральным собранием РФ
4) референдумом
15. Рационально вести хозяйство — значит:
1) правильно расходовать ресурсы и получать наибольшую прибыль
2) экономить средства
3) копить материальные средства
4) сдавать материальные ресурсы в аренду
16. Для командной экономической системы характерно(а):
1) свобода предпринимательской деятельности
2) многообразие форм собственности
3) преобладание сельского хозяйства
4) централизованное ценообразование
17. Из двух суждений: а) производитель может влиять на формирование спроса на свои товары и услуги; б) производитель стремится получать большую прибыль с наименьшими затратами:
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
18. В небольшом городе М частные предприниматели построили несколько обувных фабрик. Продукция фабрик стала поступать на прилавки магазинов города. В результате в городе М.:
1) резко возросли цены на обувь
2) произошло насыщение рынка обувной продукцией
3) увеличился спрос населения на обувь
4) закрылись все обувные фабрики
19. Мастер по результатам работы за год получил от фирмы крупную денежную премию. Этот пример иллюстрирует отношения в сфере:
1) производства
2) обмена
3) распределения
4) потребления
Практикум
— Разделившись на пять групп выполните задания рубрики «Практикум» на с. 243—246 учебника.
Первая группа выполняет задания 1,3.
Вторая группа — задания 2, 4.
Третья группа — задания 5, 10.
Четвертая группа — задания 6,7.
Пятая группа - задания 8, 9.
(Проверка выполнения заданий. Обсуждение результатов работы на уроке.)
IV. Рефлексия
Оцените свою работу на уроке, продолжив следующие фразы.
• На уроке я работал(а) (активно / пассивно)...
• Своей работой на уроке я (доволен (довольна) / недоволен (недовольна))...
• Мне больше всего удалось...
• Я похвалил(а) бы себя за то, что...
Домашнее задание
Повторить материал курса «Обществознание. 8 класс».