Обществознание 8 класс - Поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова - 2017 год
Мировое хозяйство и международная торговля - ЭКОНОМИКА
Цели и задачи: познакомить со структурой мирового хозяйства; с особенностями внешней торговли и факторами, влияющими на этот процесс в современном мире.
Планируемые результаты: предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий внешняя торговля, международное разделение труда, протекционизм, фритредерство, обменный валютный курс, описывать связи между участниками международных экономических отношений; характеризовать причины формирования мирового хозяйства, механизм формирования валютного курса; выделять основные направления внешнеторговой политики государства; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: приобретать опыт регуляции речевого поведения как основы коммуникативной компетентности; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выдвигать версии решения проблемы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения, точно и грамотно выражать свои мысли; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; 2) регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; оценивать правильность решения учебной задачи; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 3) познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; извлекать информацию из мнений других людей; привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач; ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу; давать определения понятий; устанавливать аналогии; личностные УУД: формирование и развитие познавательного интереса к экономической сфере жизни общества, навыков рационального экономического поведения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, проектор, мультимедийная презентация.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.
1. Из двух суждений: а) безработица ведет к совокупному сокращению потребительского спроса в стране; б) если уровень безработицы уменьшается, то это всегда означает, что большее количество трудоспособных имеет работу.
1) верно только а
2) верно только б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
2. Из двух суждений: а) основной причиной фрикционной безработицы выступает несовершенство информации; б) к росту структурной безработицы приводят изменения в технологии производства.
1) верно только а
2) верно только б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
3. Под полной занятостью в экономической теории принято понимать ситуацию, когда отсутствует безработица:
1) циклическая
2) фрикционная
3) структурная
4) сезонная
4. Уровень безработицы рассчитывается как процентное отношение количества:
1) неработающих к числу работающих
2) неработающих к численности рабочей силы
3) безработных к численности трудоспособного населения
4) безработных к численности рабочей силы
5. Экономически активное население — это:
1) безработные, ищущие работу
2) пенсионеры
3) работающие по найму
4) молодые люди в возрасте от 14 до 16 лет
6. Фрикционная безработица возникает в случае:
1) низкой мобильности населения
2) отсутствия рынка труда
3) демографического спада
4) появления одних профессий и исчезновения других
7. Структурная безработица возникает в случае:
1) экономического спада
2) диспропорции спроса и предложения на рынке труда
3) перемены места жительства работников
4) несовершенства трудового законодательства
8. Циклическая безработица возникает в случае:
1) кризиса на товарных рынках страны
2) перемены места жительства работников
3) сезонного характера деятельности
4) несовершенства трудового законодательства
9. Из двух суждений: а) к условиям, способным повлиять на снижение уровня безработицы, можно отнеси увеличение пособий по безработице; б) к условиям, способным повлиять на снижения уровня безработицы, можно отнести уменьшение размера налогов:
1) верно только а
2) верно только б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
10. Граждане страны И долгое время не могут найти работу по специальности, поскольку изменился спрос на рабочую силу: много профессий устарело и они стали невостребованными. Длительная безработица чередуется с краткими периодами временной, случайной работы. Виды безработицы в стране И:
1) сезонная
2) скрытая
3) застойная
4) структурная
5) фрикционная
6) открытая
(Проверка выполнения заданий.)
III. Введение в новый материал
— Ответьте на вопросы рубрики «Вспомним» на с. 233 учебника. (Ответы учеников.)
Тема урока «Мировое хозяйство и международная торговля».
— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ученики высказывают свои предположения.)
План урока
1. Мировое хозяйство.
2. Внешняя торговля.
3. Внешнеторговая политика.
4. Обменные курсы валют.
Проблемные вопросы
— Как международная торговля помогает развитию мирового хозяйства?
— Какие выгоды получают страны от участия в мировом разделении труда?
— Какие условия влияют на обменный курс валют?
IV. Работа по теме урока
1. Мировое хозяйство
При переходе к индустриальному обществу на смену изолированному хозяйству отдельных стран приходит мировое хозяйство. До настоящего времени не существует единого определения понятия «мировая экономика» в силу его сложности и многоплановости. Мировая экономика — это:
1) совокупность национальных хозяйств, связанных политическими и экономическими отношениями;
2) система международных экономических отношений, связывающая национальные экономики;
3) система, объединяющая экономику, правовые нормы, регулирующие эти отношения.
Мировое хозяйство представляет собой закономерно развивающуюся и усложняющуюся систему взаимодействия национальных экономик различных стран мира, которая проявляется в разнообразных формах их международных экономических отношений на основе международного разделения труда.
Современное мировое хозяйство неоднородно, так как входящие в него государства различаются социальной структурой, политическим устройством, уровнем развития производительных сил и производственных отношений, а также характером, масштабами и методами международных отношений.
Ведущее положение в мировом хозяйстве среди промышленно развитых стран занимают США, Япония, Канада, Германия, Франция, Великобритания и Италия. На их долю приходится более 80% промышленного производства группы промышленно развитых стран и около 60% всего мирового промышленного производства; 70 и 60% производства электроэнергии соответственно, более 60% экспорта товаров и около 50% услуг.
— Что лежит в основе объединения национальных хозяйств в единое мировое хозяйство?
(Ответы учеников.)
Мы выяснили, что в основе объединения национальных хозяйств в единое мировое хозяйство лежит международное разделение труда.
Запись в тетради
Международное разделение труда — специализация отдельных стран на производстве определенных видов продукции (предоставлении услуг), которыми страны могут обмениваться между собой.
Международное разделение труда осуществляется по отраслям и сферам экономики. Например, заниматься сельским хозяйством и производством продовольствия выгодно там, где для этого имеются природные условия. Существует специализация на производстве отдельных видов готовой продукции и услуг. Возможна специализация и на производстве отдельных компонентов или узлов продукции.
2. Внешняя торговля
— Вспомните, когда появилась внешняя торговля. Приведите примеры.
(Проверка выполнения задания.)
Из курса всемирной истории вы знаете, что одной из причин географических открытий стало то, что торговля с Востоком оказалась под контролем Османской империи. Таким образом, европейцы были вынуждены искать новые торговые пути и новых партнеров для внешней торговли.
— Работая в парах с п. 2 § 28 учебника, определите причины, которые вызвали к жизни внешнюю торговлю, и проиллюстрируйте их примерами.
(Проверка выполнения задания.)
Международная торговля тесно взаимосвязана с международным разделением труда. Эту взаимосвязь можно представить с помощью закона относительных преимуществ английского экономиста Д. Рикардо. Он заключается в том, что если страны специализируются на производстве тех товаров, которые они могут производить с относительно более низкими издержками в сравнении с другими странами, то торговля будет взаимовыгодной для обеих стран независимо от того, имеют они или нет абсолютное преимущество в производстве этих товаров.
Рассмотрим следующий пример. Допустим, что производство 25 м сукна в Англии требует труда 100 рабочих в течение года. На данное количество сукна Англия приобретает 50 л португальского вина, для собственного производства которого потребовался бы труд 120 рабочих в течение года. Поэтому Англия найдет более выгодным ввозить вино и покупать его посредством вывоза сукна. На производство тех же количеств сукна и вина в Португалии затрачивается труд соответственно 90 и 80 человек в течение года. Поэтому Португалии выгодно ввозить сукно в обмен на вино.
Поясним этот тезис расчетом. Абсолютные издержки в Англии выше, чем в Португалии, и по сукну, и по вину. Однако сравнительные издержки в Португалии по сукну больше, чем в Англии. Они определяются отношением абсолютных издержек на производство единицы сукна к абсолютным издержкам на производство единицы вина. В Португалии они составляют: В Англии же сравнительные издержки по сукну относительно меньшие и составляют: Следовательно, Англии выгодно экспортировать сукно в Португалию, закупая там вино.
Отказ Португалии от производства сукна ей выгоден, хотя оно дешевле, чем в Англии. В соответствии с пропорциями обмена между двумя странами, предусмотренными в рассматриваемом примере, на собственное производство 25 м сукна, закупленного в Англии, Португалии пришлось бы затратить труд 90 человек в течение года, в то время как на производство вина, экспортированного в Англию взамен ввезенного сукна, Португалии потребовался бы труд всего 80 человек в течение года.
Таким образом, необходимым условием существования международной торговли выступает производство в различных странах одних и тех же товаров с различными издержками. Каждой стране целесообразно, согласно взглядам Д. Рикардо, специализироваться на производстве таких товаров, по которым она имеет сравнительно более низкие затраты труда и капитала.
3. Внешнеторговая политика
Государства — участники внешнеторговых операций стремятся тем или иным способом воздействовать на международную торговля. Важным вопросом является выбор государствами определенного вида политики международной торговли (протекционизм или фритредерство).
Протекционизм — это политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определенных ограничений. С одной стороны, такая политика способствует развитию национального производства. С другой — может привести к усилению монополий, застою и снижению конкурентоспособности экономики. Политика протекционизма осуществляется путем урегулирования таможенных и налоговых барьеров, снижая конкуренцию других стран по сравнению с товарами национального производства. Данная политика была характерна для России в XIX—XX вв. Государство было вынужденно облагать большими налогами и таможенными пошлинами товары иностранного производства, тем самым давая возможность развиваться национальной промышленности.
Теория протекционизма утверждает, что наибольший эффект достигается:
1) при единообразии применения импортных и экспортных пошлин, субсидий и налогов по отношению ко всем субъектам, без каких-либо исключений;
2) при повышении размеров пошлин и субсидий по мере увеличения глубины переработки и при полной отмене пошлин на импортируемое сырье;
3) при сплошном обложении импортными пошлинами всех товаров и изделий, либо уже производимых в стране, либо тех, производство которых в принципе имеет смысл развивать (как правило, в размере не менее 25—30%, но и не на уровне, который является запретительным для любого конкурирующего импорта);
4) при отказе от таможенного обложения импорта товаров, производство которых невозможно или нецелесообразно (например, бананов на севере Европы).
Фритредерство — это политика, в рамках осуществления которой государство должно воздерживаться от вмешательства в сферу внешней торговли. Благодаря такому поведению в стране происходит развитие международной торговли под влиянием спроса и предложения.
Движение сторонников фритрейдерства зародилось в Великобритании в XVIII в. и было связано с промышленным переворотом. Однако требование введения системы свободной торговли еще раньше высказывалось многими экономистами, которые представляли эту политику как идеальную, всегда выгодную всем странам и народам.
При всех положительных сторонах свободной торговли население страны может предпочесть отечественным товарам импортные аналоги более высокого качества. Производители будут сокращать свое производство с последующим увольнением работников, что приведет к снижению налоговых поступлений в государственный бюджет. Также существует вероятность возрастания зависимости государства от товаров зарубежного производства, цены на которые повысятся, и большая часть населения их уже не сможет покупать. Лучший результат реализации фритредерства — это стимулирование производителей на улучшение своей продукции с одновременным уменьшением издержек.
Представьте, что мы с вами оказались на заседании дискуссионного клуба. Одни участники дискуссии утверждают, что необходимо проводить политику протекционизма, а другие придерживаются противоположной позиции.
— Разделитесь на две группы. Работая с п. 3 § 28 учебника и интернет-ресурсами, подберите аргументы в защиту той или иной позиции.
(Презентация результатов работы групп, возможно проведение мини-дискуссии.)
Аргументы в защиту протекционизма:
1) благодаря самообеспеченности экономики по основным отраслям не возникает продовольственной и ресурсной зависимости от других государств;
2) сохраняются рабочие места (с последующим их увеличением);
3) поддерживается внутренний спрос на продукцию национальных производителей, а не на их зарубежные аналоги;
3) обеспечивается экономическая стабильность, на которую не влияют различные экономические колебания в мировом хозяйстве;
4) создаются благоприятные условия для совершенствования некоторых отраслей за счет прибыли, которая может быть получена благодаря росту цен при введении таможенных пошлин.
Аргументы в защиту фритредерства:
1) усиливается конкуренция на внутреннем рынке государств за счет привлечения внешних поставщиков, что существенно ограничивает монополию местных производителей;
2) происходит стимулирование экономической активности национальных производителей, которые вынуждены бороться с зарубежными конкурентами за покупателей;
3) расширяется выбор для покупателей, у которых появляется возможность сопоставить цену и качество зарубежной и отечественной продукции.
(Подведение итогов работы по данному вопросу.)
4. Обменные курсы валют
— Работая с п. 4 § 28 учебника, дайте определение понятий «валюта», «валютный курс», «обменный курс валют», «фиксированный курс валют» и «биржевой курс валют». Проиллюстрируйте их конкретными примерами.
(Проверка выполнения задания.)
— Изучив материал рубрики «Ситуация» на с. 238, 239 учебника, определите, как происходит процесс формирования обменного курса валют.
(Проверка выполнения задания.)
Вывод. На процесс формирования курса валют влияют:
1) спрос на конкретный курс валюты и предложение на него;
2) ситуация на внутреннем рынке страны;
3) внешние экономические факторы.
V. Подведение итогов урока
Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.
— Ответьте на вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 239 учебника.
(Проверка выполнения заданий.)
Домашнее задание
Повторить § 17—28 учебника.