Обобщение и систематизация знаний по курсу

Обществознание 8 класс - Поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова - 2017 год

Обобщение и систематизация знаний по курсу

Цели и задачи: обобщить и систематизировать знания по курсу обществознания за 8 класс; выделить ключевые вопросы курса.

Планируемые результаты: предметные: применять и объяснять основные понятия курса; обобщать и систематизировать полученные знания; анализировать социальные и экономические явления; решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала; систематизировать информацию, выбирать верные критерии для ее сравнения, сопоставления; выявлять актуальные социальные и экономические проблемы; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний; приобретать опыт регуляции речевого поведения как основы коммуникативной компетентности; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выдвигать версии решения проблемы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; 2) регулятивные: соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения цели; оценивать правильность решения учебной задачи; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; 3) познавательные: создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; развивать навыки поиска, анализа, сопоставления и оценивания обществоведческой информации; предъявлять результаты своей деятельности в письменной и устной форме; личностные УУД: развитие познавательного интереса к изучению обществознания, важнейших ориентиров для гражданской, социальной, культурной самоидентификации личности; определение своей жизненной позиции (смысл, цели, интересы и т. д.); умение применять полученные знания в практической деятельности; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, проектор, мультимедийная презентация.

Тип урока: урок развивающего контроля.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Мы закончили изучать курс обществознания в 8 классе. Подведем итоги нашей работы. На сегодняшнем уроке мы повторим и обобщим материал в ходе практической деятельности

Вопросы к классу

— Как вы думаете, какие задачи нам предстоит решить?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

III. Работа по теме урока

Тестовый контроль

1. Человек от животного отличается тем, что он:

1) имеет природные инстинкты

2) обладает наиболее совершенным слухом

3) не зависит от природных условий

4) обладает членораздельной речью

2. И человеку, и животному свойственно(а):

1) социальная активность

2) целенаправленная деятельность

3) забота о потомстве

4) изменение среды обитания

3. Переход к постиндустриальному обществу характеризуется:

1) формированием рыночной экономики

2) ограничением социальной мобильности

3) развитием средств массовой коммуникации

4) организацией фабричного производства

4. Признак индустриального общества:

1) ведущая роль сельского хозяйства

2) преобладание промышленности

3) слабый уровень разделения труда

4) решающее значение сферы услуг в экономике

5. Рыночную экономику характеризует:

1) частная собственность на средства производства

2) уравнительное распределение производимых продуктов

3) государственное регулирование ценообразования

4) централизованное планирование производства

6. Признак рыночной экономики:

1) свободное ценообразование

2) использование новых технологий

3) высокое качество продукции

4) рост числа крупных предприятий

7. Ограниченность ресурсов — это проблема:

1) исключительно стран со смешанной системой

2) исключительно стран с рыночной экономической системой

3) исключительно бедных стран

4) любой страны

8. К этническим общностям относятся:

1) общины

2) элиты

3) маргиналы

4) народности

9. Социальная общность, выделяемая по признаку принадлежности к религиозной конфессии:

1) сельчане

2) москвичи

3) россияне

4) католики

10. Социальные нормы, в которых выражаются представления людей о хороших и плохих поступках:

1) политические

2) правовые

3) моральные

4) эстетические

11. К восходящей социальной мобильности относится:

1) переезд из сельской местности в город

2) переход с гражданской службы на военную

3) переход с рядовой работы на руководящую

4) переход из государственного предприятия в частное

12. Пример вертикальной социальной мобильности:

1) переезд на новое место жительства

2) получение титула баронета мелкопоместным дворянином

3) получение рабочим водительских прав

4) переход банковского служащего на ту же должность в другой банк

13. Из двух суждений о государстве: а) государство — ведущий институт политической системы, призванный обеспечить стабильность общества; б) государство обладает исключительным правом применять силу по отношению к нарушителям закона:

1) верно только а

2) верно только в

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

14. Дефицит государственного бюджета — это:

1) уменьшение числа налоговых поступлений

2) превышение государственных расходов над доходами

3) сокращение объема денежной массы

4) снижение внешнего долга

15. Право — это:

1) правила поведения, закрепленные обычаем

2) общеобязательные нормы, установленные и защищаемые государством

3) совокупность представлений общества о добре и зле

4) правила поведения, сложившиеся в результате длительного исторического применения

Задания

1. Соотнесите систему и ее характерные признаки.

1

Рыночная экономика

Б, Е, К

2

Командная экономика

В, Г, Ж, И

3

Традиционная экономика

А, Д, 3

A) господство натурального хозяйства

Б) экономическая самостоятельность производителей

B) контроль над распределением благ со стороны государства

Г) преобладание государственной собственности

Д) ручной труд как основа хозяйства

Е) равные права для всех форм собственности

Ж) принятие государственных планов

3) производство продукции преимущественно для собственного потребления

И) поддержка государством стабильного уровня цен

К) свободное ценообразование

2. Соотнесите тип бюджета и его характерные признаки.

1

Семейный бюджет

Б, В, Д

2

Государственный бюджет

А, Б, В, Г

A) имеет юридическую силу

Б) содержит статьи расходов на культурные нужды

B) состоит из доходной и расходной частей

Г) пополняется за счет налогов с населения

Д) не обязателен к исполнению

3. Соотнесите тип и название налога

1

Прямой налог

Б, Г, Д

2

Косвенный налог

А, В, Е

A) акциз на табачные изделия

Б) налог на доходы физических лиц

B) таможенная пошлина

Г) налог на имущество

Д) налог на наследство

Е) налог на добавленную стоимость

4. Соотнесите ситуацию на рынке и ее последствия.

1

Спрос растет, а предложение падает

В

2

Спрос падает, а предложение растет

Б

3

Спрос и предложение остаются неизменными

А

A) цены отсаются неизменными

Б) цены падают

B) цены возрастают

5. Соотнесите тип системы и ее характерные признаки.

1

Рыночная экономика

А, Б, Е

2

Командная экономика

А, В, Г, Д

A) наличие налоговой системы

Б) частная собственность на средства производства

B) преобладание государственного сектора в экономике

Г) общественная собственность на средства производства

Д) товарный дефицит

Е) преобладание частной собственности

6. Соотнесите тип бизнеса и его характерные признаки.

1

Крупный бизнес

Б, Г

2

Малый бизнес

А, В

A) быстрая реакция на перемены спроса на рынке

Б) возможность осуществлять массовое производство

B) неустойчивость предприятия, большая подверженность риску

Г) мощная материально-техническая и финансовая база

7. Распознайте тип экономической системы по ее описанию.

1) Признаками данной экономической системы являются натуральное хозяйство, уравнительное распределение, создание однотипных простых продуктов.

__________________________ (традиционная экономика)

2) Данной системе присущи полный контроль государства над развитием экономики, незаинтересованность производителей в качестве своей продукции, использование административных методов к товаропроизводителям.

__________________________ (командная экономика)

3) Гражданину Н, чтобы купить продукты в магазине, пришлось нести целый чемодан наличных денег. Наличности у него было много, но при этом он не был богатым человеком. О каком явлении идет речь?____

__________________________ (инфляция)

8. Том Сойер — герой произведения Марка Твена, по приказу своей тети Полли должен был красить забор. Он очень не хотел этою делать. Соседский мальчишка стал смеяться над Томом. Он сказал, что пойдет купаться, а Том будет вынужден работать. «Что ты считаешь работой? Я выполняю очень важную работу, разве каждому мальчику доверят белить забор?» — ответил Том. Соседский мальчишка уже иначе стал смотреть на работу Тома и попросил дать попробовать побелить забор. Чтобы поднять цену, Том стал говорить, насколько это ответственно и как качественно надо выполнить задание. В конце концов, он согласился уступить работу за вознаграждение. За соседом-мальчишкой потянулись другие ребята: все хотели белить и предлагали свое вознаграждение. К полудню у Тома оказалось 12 шариков, обломок гуделки, осколок бутылки, пушка, сделанная из катушек для ниток.

— Можно ли назвать Тома Сойера предпринимателем?

— Какие качества он проявил в общении со своими друзьями?

— Можно ли считать полученные Томом предметы деньгами?

9. Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин задавался следующим вопросом: «Что выгоднее — напечатать 20 000 экземпляров одной книги и продать по 50 копеек или напечатать 200 экземпляров и продавать по 50 рублей?».

Ответьте на данный вопрос, с точки зрения продавца и покупателя.

(Проверка выполнения заданий.)

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия

Подведем итоги нашей работы. Предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

— Поделитесь своими впечатлениями от урока.

(Ответы учеников.)

— Продолжите следующие фразы:

• Я научился(ась)...

• Ясмог(ла)...

• Я выполнил(ла) задания...

• Было трудно...

• Было интересно...

• У меня получилось...






Для любых предложений по сайту: [email protected]