Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова
Морфологический разбор предлога - ПРЕДЛОГ
Цели: ознакомить с планом морфологического разбора предлога; развивать навыки анализа текста, навыки монологической речи.
Методические приемы: лингвистический разбор, выразительное чтение, элементы анализа текста.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
- Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания; сделайте синтаксический разбор предложения, определите грамматические характеристики предлогов.
Со...нце перед самым закатом вышло из(за) туч... покрыва...щих небо.
(Солнце перед самым закатом вышло из-за туч, покрывающих небо.)
II. Проверка домашнего задания
Упражнение 305: беседа по вопросам упражнения, объяснение орфограмм - по цепочке; элементы анализа текста.
- С помощью каких художественных приемов И.А. Гончаров создает величественную картину моря?
Комментарий. Тип текста - повествование. Стиль - художественный. Варианты заголовка - “Над морем”, “Стихия моря”.
Глаголы передают движение морской стихии и фрегата; перечисление однородных глаголов-сказуемых создает основу повествования, его остов. Глаголы, передающие движение моря, употреблены, в настоящем времени: встают, падают, опять встают, поднимаются, носится. Большинство глаголов стоит во множественном числе, подчеркивая могущество морской стихии.
Глаголы, передающие движение фрегата, употреблены, главным образом, в будущем времени: взберется, дрогнет, упадет, выпрямится. Эти глаголы передают напряженное, трудное движение фрегата. Форма будущего времени не имеет значения “будет происходить”, она означает в данном случае повторяющееся действие в прошлом. Такая форма позволяет приблизить читателя к повествованию, помочь ему ярче представить картину.
Основные художественные приемы - метафора и олицетворение. Морские гигантские волны метафорически названы “холмами с белым гребнем”, с помощью глаголов движения и метафорических существительных (с воем, стон, на голову волны) достигается олицетворение моря. Живым существом представляется и фрегат, упорно преодолевающий бесконечно долгий морской путь. Довершает картину сравнение брызги, как дым, понимаются; оно делает образ еще объемнее, воздушнее.
Синтаксические приемы - повторы (встают, падают, опять встают) и ряды однородных сказуемых тоже играют важную художественную роль: создают ощущение протяженности времени, бескрайности моря.
Словосочетания, в которых зависимые слова связаны с главными с помощью предлогов: видно из окон, холмы с гребнем, толкая с воем, носится в воздухе, взберется на голову, дрогнет на гребне, упадет на бок, скользить с горы, спустившись на дно, спустившись между бугров, перевалиться на другой бок, лезть на холм.
III. Изучение темы “Морфологический разбор предлога”
1. Слово учителя.
План морфологического разбора предлога несложен. Во-первых, как и в любой части речи, надо определить часть речи и общее значение. Самостоятельного определенного значения у предлога нет, оно проявляется в предложении. Значение предлогов - служить для связи главных слов с зависимыми.
Во-вторых, необходимо указать морфологические признаки предлога. Набор этих признаков невелик: предлоги бывают производные и непроизводные, простые и составные. Общий признак предлога - неизменяемость.
2. Самостоятельное изучение теоретического материала учебника - § 52, с. 140 (письменный разбор).
3. Разбор предлогов из домашнего упражнения 305.
- У нас уже выписаны словосочетания, в которых зависимые слова связаны с главными с помощью предлогов. Несмотря на то что некоторые предлоги повторяются, они заслуживают внимания: они имеют неодинаковое значение, выражают разные отношения, употребляются с несколькими падежами. Разберем часть предлогов устно, часть - письменно (можно по вариантам с последующей взаимопроверкой).
Домашнее задание
1. § 52.
2. Упражнение 306.