Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова
Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине А.В. Сайкиной Детская спортивная школа - ПРЕДЛОГ
Цели: закрепить навыки морфологического разбора предлога; развивать навыки анализа текста, навыки монологической речи, навыки описания произведений живописи; повторить признаки публицистического стиля.
Методические приемы: лингвистический разбор, выразительное чтение, словарная работа, составление плана рассказа по репродукции картины, устное описание картины.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
- Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, сделайте фонетический и морфологический разбор предлогов (можно по вариантам).
Чере... час после бури над пр...сторами моря ш...роко ра(с, сс)т(е, и)лающ...мся до гор...зонта наступило затишь...
(Через час после бури над просторами моря, широко расстилающимся до горизонта, наступило затишье.)
Примечание: при фонетическом разборе предлогов важно учитывать, что произносятся они со значимым словом слитно, ударение часто переносится на значимое слово, поэтому предлоги с гласными вообще могут быть лишены ударения (по одной, но по двое).
Через (час) - 2 слога
ч - [ч’] - согл., глух., мягк.
е - [и] - гласн., безуд.
р - [р’] - согл., звонк., мягк.
е - [и] - гласн., безуд.
з - [с] - согл., глух., тверд.
(5 букв, 5 звуков)
После (бури) - 2 слога
п - [п] - согл., глух., тверд.
о - [о] - гласн., ударн.
с - [с’] - согл., глух., мягк.
л - [л’] - согл., звонк., мягк.
е - [и] - гласн., безуд.
(5 букв, 5 звуков)
Над (просторами) - 1 слог
н - [н] - согл., звонк., тверд.
а - [а] - гласн., безуд.
д - [т] - согл., глух., тверд.
(3 буквы, 3 звука)
До (горизонта) - 1 слог
д - [д] - согл., звонк., тверд.
о - [а] - гласн., безуд.
(2 буквы, 2 звука)
II. Проверка домашнего задания
Упражнение 306: объяснение орфограмм - по цепочке; беседа по вопросам упражнения.
В это время три ученика выполняют морфологический разбор предлогов у доски.
Комментарий. Вариант заголовка: “Море на холсте”. Детей поразило искусство художника, изобразившего море таким, что его “невозможно было отличить от настоящего”.
III. Подготовка к сочинению по картине А.В. Сайкиной “Детская спортивная школа”
1. Упражнение 307.
- Рассмотрим репродукцию и поделимся первыми впечатлениями.
Дополнительные вопросы:
- В каком стиле вы напишите сочинение, если представить, что вы репортер? (В публицистическом.)
- Какие средства публицистического стиля можно использовать в репортаже о спортивной школе? (Например, риторические вопросы и обращения, четкость, краткость и емкость изложения, ясно выраженная авторская позиция.)
2. Составление плана сочинения-репортажа.
I. Краткое вступление - общая картина (Я захожу в гимнастический зал и вижу...ШИ: ВЫ бывали когда-нибудь на тренировке в гимнастическом зале?).
II. Описание групп девочек: как расположены, чем занимаются, каково настроение и т. д.
III. Выбор объекта для интервью, объяснение этого выбора (тренер, одна из девочек, групповое интервью).
IV. Заключение, в котором выражаются чувства автора, которые он хочет передать читателям. (Например: Время пролетело незаметно. Весь день у меня было приподнятое настроение. Шагая по улице, я ловил себя на том, что невольно улыбаюсь, и ловил ответные улыбки прохожих.)
3. Устные рассказы по картине и их обсуждение.
4. Написание черновика сочинения-репортажа.
IV. Словарная работа
- Выпишите слова, помещенные в рамке на с. 141, составьте с ними предложения.
Гимнастика, осанка, снаряд, чемпион, тренер, тренироваться.
- Добавьте к этому списку другие слова, относящиеся к миру гимнастики. (Спортивный снаряд, вольные упражнения, обруч, брусья, скакалка, спортзал.)
Домашнее задание
Написать сочинение-репортаж по репродукции картины А.В. Сайкиной “Детская спортивная школа”.