ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦ НЕ И НИ

Уроки русского языка в 7 классе - поурочные планы

ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦ НЕ И НИ

Цели:

1. Закрепление умения определять частицы, характеризовать их.

2. Формирование умения различать частицы не и ни.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. Распределить частицы в два столбика (устно), подумать, по какому признаку можно сформировать эти столбики (пишутся дефисно или раздельно).

ли, ка, то, же, бы

2. Упр. 357 - комплексный анализ по заданиям:

2) Михаил Юрьевич Лермонтов «Бородино».

3) графически в тексте предложений.

4) А: «П! П? П!»


II. Изучение нового материала.

1. Постановка проблемного задания: к концу урока мы должны суметь объяснить употребление и написание частиц не и ни в этом четверостишии из басни И. А. Крылова «Обезьяна»:

Как хочешь ты трудись;

Но приобресть не льстись

Ни благодарности, ни славы,

Коль нет в трудах твоих ни пользы, ни забавы

2. Объяснение нового материала.

1) Различение частиц не и ни.

На доске:

На небе не было ни облачка.

Объяснение: «не» - отрицательная частица, если ее опустить, смысл изменяется на противоположный;

«ни» - усиливающая частица, если ее опустить, смысл не изменится, предложение будет менее выразительным.

Закрепление: употребите нужную частицу в словосочетаниях (буквы пропущены):

не видно ни огонька

не помню ни строчки

не хочу ни кусочка

2) Изучение дополнительного теоретического материала (с. 163, п. 1): какие еще значения могут иметь частицы «не» в предложениях. Найдите примеры в упр. 358 (карандашом, потом проверка вслух).

3) Аналогичная работа по пункту 2 на с. 164 и упр. 359.


III. Закрепление изученного.

1. Различение значений частицы ни.

(В скобках записать номера предложений.)

• для отрицания без отрицательных слов (1, 4);

• для усиления отрицания, выраженного словами «нет» или «не» (3, 6);

• в придаточной части сложного предложения (2, 5).

Предложения для анализа:

1) На небе ни облачка.

2) Когда пи посмотришь на море, оно прекрасно.

3) На берегу озера нет ни души.

4) Ни с места!

5) Что ни расскажет он о турпоходе, все интересно.

6) Лес - пи пулей, пи осколком не пораненный ничуть, не порубленный без толку, без порядку, как-нибудь.

Последнее предложение может быть записано на доске для комментированного анализа написания как частиц, так и других слов, после объяснения - запись под диктовку.

2. Запись предложений с частицами не и ни.

1) В комнате пи души.

2) В газете не было ни строчки о спорте.

3) Это предложение ни у кого не вызывало никаких возражений.

4) Там я не был ни разу.

5) Я не раз любовался этим местом.

3. Выполнение проблемного задания.


IV. Домашнее задание: упр. 361 (карандашом), 360 письменно.






Для любых предложений по сайту: [email protected]