Уроки русского языка в 7 классе - поурочные планы
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Цели:
1. Формирование умения различать деловое и художественное описание внешности.
2. Формирование умения отбирать признаки для этих описаний.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
1. Беседа. В каких, но вашему мнению, ситуациях бывает необходимо описать внешность человека, то есть указать отличительные черты внешности? Тексты каких стилей мы создаем в этих случаях?
2. Упр. 506 по заданию: «Данное» (кто? что?) человек —► «Новое» (какой?) внешние признаки.
3. Сопоставление делового и художественного портретов. Упр. 507.
4. Редактирование текста.
Упр. 508. Недостаточные сведения: «маленький» (уточнить рост), «озорные» глаза (определить цвет, размер, форму), «брюки и новый свитер» (уточнить материал, цвет). Лишнее - «он ест мороженое». Добавить: возраст, имя.
Задание: запишите отредактированный текст.
II. Применение знаний.
1. Упражнение 509. Устно разделить признаки. Письменно: текст любого вида (делового или художественного).
2. Выборочное изложение-миниатюра.
Задание: записать 2 описания внешности героев Предварительная беседа, о каких чертах внешности сказано? (Перечислить). Это деловое или художественное описание? Какие типы речи сочетаются? (Описание места, рассуждение, повествование, описание внешности.) Как вывод - объяснить основную мысль рассказа.
Портрет друга
Вовка любил разглядывать стены в комнате Старого Капитана. Любил морские карты, совсем не те, что в учебниках, любил фотографии пароходов. И только портрет бородатого человека не правился Вовке.
Лицо бородатого человека было неприветливым. Одну щеку от глаза до губы пересекал шрам. Человек смотрел на пего угрюмо. И Вовка прятал глаза.
Один раз он спросил:
Кто это? Писатель? Путешественник? Знаменитый?
Пет, это путешественник, но не знаменитый.
Если не знаменитый, зачем тогда он здесь? - сумрачно спросил Вовка. - Такой некрасивый и сердитый...
Старый Капитан странно посмотрел на Вовку. Потом долго смотрел на портрет.
Нет, неправда, - сказал он уверенно. - Это мой лучший друг. Лучшие друзья не бывают сердитые и некрасивые.
Тогда Вовка поднял глаза и тоже стал смотреть на портрет.
А дома Вовка вырвал из тетради листок и достал цветные карандаши. Он не умел хорошо рисовать, но посидел с закрытыми глазами и все как следует вспомнил.
Вовка нарисовал желтые, как пшеница, волосы и карие глаза. Потом нарисовал большой смеющийся рот и немножко оттопыренные уши. И получился портрет Сени Крабикова. Вовка взял четыре кнопки и приколол портрет в углу над штурвалом.
(По В. Крапивину)
III. Домашнее задание: упр. 505 (2), 522 - 3-4 описания и (или) по аналогии с классной работой - несколько предложений-штрихов «Я рисую портрет моего друга».