РАЗВИТИЕ РЕЧИ. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 12. СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

Уроки русского языка в 7 классе - поурочные планы

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 12. СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

Цели:

1. Диагностика умения передавать текст, сохраняя его типологические и стилистические особенности.

2. Закрепление умения сжимать информацию, не нарушая при этом стилевого и смыслового единства.

Для изложения можно выбрать любой из двух предложенных вариантов текста.

I вариант

По отрывку из книги К. И. Чуковского «О Чехове» (упр. 499).

II вариант

По отрывку из повести Я. Н. Толстого «Детство» (глава ХIII «Наталья Савишна»).

С тех пор как я себя помню, помню я и Наталью Сантану, ее любовь и ласку; но теперь только умею ценить их. Тогда мне и в голову не приходило, какое редкое чудесное создание была эта старушка. Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе. Вся жизнь ее была любовь и самопожертвование. Я так привык к ее бескорыстной, нежной любви, что и не воображал, что могло быть иначе. И никогда не задавал вопросов: а счастлива ли она? довольна ли?

Бывало под предлогом необходимой надобности прибежишь от урока в ее комнату, усядешься и начнешь мечтать вслух, нисколько не стесняясь ее присутствия. Всегда она бывала чем-нибудь занята: вязала чулок, рылась в сундуках, заполнявших ее комнату, и, слушая всякий раз мой вздор, приговаривала: «Да, мой батюшка, да!».

В сундуках, которыми была наполнена ее комната, было решительно все. Что бы ни понадобилось, обыкновенно говаривали: «Надо спросить у Натальи Савишны». Порывшись немного, она находила требуемый предмет и говаривали: «Вот и хорошо, что припрятала». В сундуках этих выли тысячи таких предметов, о которых никто в доме, кроме ее, не знал и не заботился.

Один раз я на нее рассердился. Позже она принесла мне подарок и дрожащей рукой подала его мне. У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке. Я, отвернувшись, принял подарок, и слезы потекли еще обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда.


Ход уроков

1. Чтение отрывка. Определение стиля (публицистический - «О Чехове», художественный - «Наталья Савишна»). Докажите, что текст - характеристика. Перечислите основные черты, о которых говорят авторы.

• О Чехове: гостеприимный, компанейский (хоровой), веселый, любит природу и занимается ее преобразованием, страстно стремится к активному вмешательству в жизнь ради того, чтобы люди зажили умнее и счастливее.

• О Наталье Савишне: чудесное создание, любящая, умеющая слушать, домовитая, добрая и чуткая.

Записать эти черты на доске в столбик, как план.

2. Второе чтение. Медленное, с паузами после описания какой-то черты. Во время паузы - обсуждение, что можно сократить.

В первом и втором тексте - детали, раскрывающие, подтверждающие, объясняющие черты характера.

3. Орфографическая подготовка.

1-й текст: в каждом абзаце подчеркните несколько словосочетаний, орфография которых вызывает сомнения.

2-й текст: записать подчеркнутые слова и словосочетания на доске (можно по цепочке).

4. Третье чтение - обычное.

5. Написание изложения. Напомнить, что описание каждой новой черты - новый абзац.






Для любых предложений по сайту: [email protected]