Род несклоняемых имён существительных (окончание) - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Род несклоняемых имён существительных (окончание) - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи

Цели урока: закрепить умение определять род сложносокращённых слов; научить определять род несклоняемых географических названий, согласовывать с данными лексическими группами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.

Личностные УУД. Саморазвитие. Расширение лексического запаса. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Извлечение информации из теоретических материалов учебника. Индуктивное умозаключение. Коммуникативные УУД. Групповая работа. Выступление перед аудиторией.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка. Игра “Абракадабра”. Труслобейл (троллейбус); таймавр (трамвай).

— Что общего между этими словами? Найдите максимальное число совпадений. (Общественный электрический транспорт, морфологические признаки, заимствованы из английского языка, образованы способом сложения.)

II. Проверка домашнего задания.

Ученик проводит подготовленную им викторину.

III. Работа по теме урока.

1. Продолжение викторины по теме “География”.

1) Что объединяет эти фамилии: Марко Поло, Васко да Гама, Христофор Колумб, Фернан Магеллан, Америго Веспуччи?

2) Вставьте их по очереди в предложение: Мы хотим пройти по пути, проложенному... (Особое внимание уделяется второму антропониму: проложенному Васко да Гамой — фамилия склоняется, так как оканчивается на безударную а.)

3) Проверяем знание географии. Разбейте слова на группы в зависимости от того, какой географический объект они обозначают, используйте родовые понятия (соответствия названий родовым понятиям указаны при помощи цифр) — государство(1), город(2), река(3), остров(4), озеро(5), гора(6): Баку(2), Токио(2), Капри(4), Сухуми(2), Батуми(2), Миссисипи(3), Перу(1), Рио-де-Жанейро(2), Чили('), Юнгфрау(6), Уссури(3), Саппоро(2), Мали(1), Эри(5), Миссури(3), Торонто(2), Найроби(2), Борнео(4).

4) Какое отношение имеет знание географии к теме сегодняшнего урока?

2. Чтение теоретических сведений (с. 143), выполнение упр. 273.

3. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова: пустыня, штат, плато, городок, река.

1) ... Колорадо был образован 1 августа 1876 года. 2) ... Колорадо заняла юго-восточную часть Калифорнии. 3) На сегодняшний день ... Колорадо — одна из самых контролируемых рек в мире. 4) ... Колорадо расположено на западе США, на территории штатов Аризона, Юта, Колорадо и Нью-Мексико. 5) Крошечный ... Колорадо уютно расположился в долине реки.

— Почему при употреблении слова Колорадо лучше использовать рядом с ним родовое понятие?

4. Повторение правила определения рода сложносокращённых слов (Урок 67, сведения на с. 144). Устное выполнение упр. 275 по группам (деление слов по родам). Проверка заканчивается вопросом: какие существительные остались за пределами всех трёх групп? Почему? (ВДВ, СМИ — существительные множественного числа.)

IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.

1. Составление предложений со словами из упр. 275. Условие: в предложении должен проявиться род аббревиатур. Взаимопроверка работы.

2. Упр. 274. Учитель предлагает начать работу с чтения названий курортов, затем проводится деление слов на склоняемые и несклоняемые.

V. Подведение итогов урока.

— Какие дополнения необходимо внести в таблицу, составленную дома в тетради-справочнике?

VI. Домашнее задание. Дополнить таблицу. Упр. 276.






Для любых предложений по сайту: [email protected]