Имена существительные общего рода - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи

Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год

Имена существительные общего рода - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи

Цели урока: познакомить с понятием существительные общего рода; научить распознавать существительные общего рода, определять род существительных, обозначающих профессиональную принадлежность, согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными общего рода.

Личностные УУД. Саморазвитие. Способность к самооценке. Регулятивные УУД. Познавательная инициатива. Познавательные УУД. Извлечение информации из теоретических материалов учебника. Переработка информации. Коммуникативные УУД. Умение работать в группе.

Ход урока

I. Орфоэпическая разминка. Закончите стихотворения:

В новой инструкции ты отрази,

Как поднимать и спускать ... . (Жалюзи.)

Похвальна ваша устремлённость

Не нарушать ... . Договорённость.)

С горы, я слышал, чудный вид Для обозрения открыт.

Могу рассчитывать на то,

Что выйду к этому ... ? (Плато.)

II. Проверка домашнего задания. Найти в домашней работе существительные, образованные приставочно-суффиксальным способом, сделать их словообразовательный разбор. (Перелески, Подмосковье, просёлки.)

III. Изучение темы урока с опорой на материалы учебника.

1. Учащиеся предлагают свои объяснения понятия существительные общего рода, затем читают материалы учебника на с. 145, сопоставляют сведения с высказанными версиями, записывают определение понятия.

2. Подбор слов, которые относятся к данной группе существительных, можно провести в форме соревнования “За кем останется последнее слово?”. Вариант работ ы: вынесенные на доску слова учащиеся распределяют на группы в зависимости от окраски: нейтральные, с положительной окраской, выражающие сочувствие, шутливые, неодобрительные.

Невежа, невежда, соня, задира, забияка, ябеда, запевала, чистюля, хитрюга, сладкоежка, торопыга, зазнайка, обжора, кривляка, плакса, трусишка, непоседа, зануда, трудяга, умница, неженка, бедняга, сирота, пьяница, тетеря, коллега, пройдоха, задавака, судья, шляпа, гадюка, простофиля, молодчина, работяга, жадина, гуляка, ломака, тихоня, неряха, недотёпа.

3. Комментированное письмо: упр. 277.

4. Самостоятельная работа с теоретическим материалом учебника на с. 146, составление тезисного плана статьи, пересказ с опорой на план.

5. Упр. 279 выполняется под контролем учителя. Слова в скобках и с пропущенными окончаниями подчёркиваются как члены предложения.

IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.

1. Упр. 278. Работа со словами в рамках: анализ синонимов сопровождается заданием определить способ образования (непоседа ← сесть, приставочно-суффиксальный; егоза ← егозить, бессуффиксный; юла — непроизводное); отработка орфоэпической нормы сопровождается повторением слов с таким же произношением.

2. Самостоятельная работа с упр. 280.

V. Подведение итогов урока.

— Как вы думаете, почему в языке появились такие слова: врачиха, географичка, инженерша, биологиня, тренерша? Каким способом они образовались? Почему в предложениях, которые вы записали, они не употреблялись?

VI. Домашнее задание. Упр. 281, подготовиться к письму по памяти.






Для любых предложений по сайту: [email protected]