Русский язык 6 класс - Поурочные разработки Бондаренко М. А. - 2016 год
Род несклоняемых имён существительных - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - Морфология. Орфография. Культура речи
Цели урока: научить определять род несклоняемых имён существительных, согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени с несклоняемыми существительными в роде.
Личностные УУД. Саморазвитие. Расширение лексического запаса. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Извлечение информации из теоретических материалов учебника и сообщений учителя. Поиск материала в справочной литературе. Создание алгоритмов деятельности. Коммуникативные УУД. Совместная деятельность.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка.
— Запишите в два столбика фамилии, принадлежащие мужчинам и женщинам: Джейн Остин, Маргарет Митчелл, Эрих Мария Ремарк, Олесь Гончар, Мишель Монтень, Жорж Санд, Райнер Мария Рильке, Эмили Дикинсон, Эдит Пиаф, Вольфганг Амадей Моцарт, Франсуа-Мари Вольтер, Юлиана Кляйн.
— Кто из названных здесь лиц вам известен? С какой целью необходимо различать, лицо какого пола названо именем собственным?
— Продолжите предложение, подставив перечисленные здесь имена (работа организуется по цепочке): Я восхищаюсь творчеством...
II. Изучение нового материала.
1. Представление словосочетаний, составленных дома (например, со словами киви, авокадо, манго, помЕло, фейхоА, кольрАби, брОкколи), характеристика лексического значения слов.
2. Распространите предложение прилагательными спелый, кислый, сочный, свежий: Для фруктового салата я взял ... яблоко, ... грушу, ... ананас и ... манго.
— На какие морфологические признаки указывают окончания прилагательных? Определение рода каких существительных не вызывает у вас трудностей? Почему? А как быть с последним названием фрукта? Что помогает определить его род? Найдите ответ в теоретических сведениях учебника на с. 143.
3. Поиск несклоняемых существительных в словаре учебника (в нём представлено 8 слов: авеню, жалюзИ, кашпо, кольраби, платО, сУши, табло, фОрте), анализ словарных статей, отработка произношения слов, вывод о том, что род несклоняемых существительных указывается в толковом словаре.
Учителю необходимо скорректировать недочёты учебных статей: не указан средний род существительного суши; ошибочно определён род слова форте, оно среднего, а не женского рода.
— Зачем в словаре указывать род несклоняемых существительных, если в правиле, которое вы прочитали, сказано, как он определяется?
Вывод: в статьях толкового словаря указывается род всех существительных, склоняемых и несклоняемых; среди несклоняемых существительных есть те, которые относятся к группе исключений из общего правила.
Работа заканчивается определением рода существительных, которые были представлены в домашней работе, записью словосочетаний с прилагательными. Учитель обратит внимание на то, что некоторые из них относятся не к среднему роду, а к женскому (кольраби, брокколи, фейхоа), а некоторые являются двуродовыми — относятся к среднему роду (по общему правилу), а также к мужскому (киви).
4. Упр. 272. После записи словосочетаний учащиеся составляют предложения с грамматической основой: подлежащее выражено несклоняемым существительным, а сказуемое — глаголом в форме прошедшего времени.
Образец:
Учитель предупреждает учащихся, что все существительные должны быть в единственном числе, и сообщает, что колибри относится к женскому роду. Также он выписывает на доску одушевлённые существительные, называющие животных, которые относятся к женскому роду: цеце (муха), иваси (рыба).
III. Обобщение и закрепление изученного.
1. Составление алгоритма определения рода несклоняемых нарицательных существительных (можно провести мини-конкурс между группами).
2. Учащиеся проверяют, как работает алгоритм, определяя род слов: купе, динго, миледи, салями, шимпанзе, кофе, такси, алоэ, пани, бюро, драже, фойе, какаду, кашне, ралли, цунами, панно, досье, жюри, рефери, фламинго, пенальти, портье. (Учитель называет слова, род которых надо уточнять по словарю: салями, ж. р.; цунами, ж. р. и ср. р.).
IV. Подведение итогов урока.
— Как вы думаете, в каких словарях, помимо толкового, содержится информация о роде несклоняемых существительных?
V. Домашнее задание. Составить таблицу “Род несклоняемых существительных” в тетради-справочнике, повторить § 42 (с. 122). Индивидуальное задание: подготовить сообщение или мини-викторину “Кто есть кто” по материалам лингвистической разминки.