Морфология как раздел лингвистики. Части речи в русском языке - Имя существительное как часть речи - Имя существительное

Поурочные разработки Русский язык 6 класс

Морфология как раздел лингвистики. Части речи в русском языке - Имя существительное как часть речи - Имя существительное

Цели урока: 1) повторить и обобщить сведения о морфологии как разделе лингвистики, о классификации частей речи в русском языке; 2) повторить сведения о морфологических признаках имени существительного и совершенствовать умение учащихся проводить морфологический разбор слов этой части речи.


I. Морфология как раздел лингвистики (первое задание на с. 123).

Предложим шестиклассникам назвать те разделы лингвистики, которые они изучали в первой четверти, и затем напомним, что до конца этого учебного года им предстоит изучать морфологию, а в рамках этого раздела лингвистики – самостоятельные части речи.

Попросим ребят открыть оглавление и сравнить планы изучения существительного и прилагательного. Учащиеся придут к выводу, что эти самостоятельные части речи им предстоит изучить в соответствии с единым планом: рассмотреть отличительные признаки слов каждой части речи, способы их образования, особенности правописания и употребления в речи, правила использования в составе словосочетания, предложения, текста. После этого предложим подумать, как помогут изученные разделы (орфография, синтаксис и пунктуация, текстоведение) в овладении новым материалом, и в ответе опереться на оглавление.


II. Части речи в русском языке (второе задание на с. 123, задания на с. 124).

Предложим учащимся сильного класса рассмотреть схему на с. 123 и, закрыв книги, восстановить её по памяти в тетради. Затем организуем само- или взаимопроверку.

Другой вариант работы – совместное составление схемы, показывающей классификацию частей речи в русском языке. Учитель последовательно выстраивает на доске схему, получая необходимую информацию из ответов учеников на следующие вопросы:

• На какие группы делятся части речи в русском языке? Каковы отличия самостоятельных частей речи от служебных?

• Перечислите служебные части речи.

• На какие группы делятся самостоятельные части речи? Назовите неизменяемую самостоятельную часть речи.

• На какие группы можно разделить изменяемые самостоятельные части речи в зависимости от особенностей их формообразования?

• Назовите спрягаемую часть речи. Почему глагол является спрягаемой частью речи?

• Перечислите склоняемые части речи. Как они изменяются?

После этой работы учащиеся сопоставляют составленную в совместной работе схему с данной в учебнике.

В слабом классе организуем рассмотрение схемы учебника. С этой целью попросим учащихся ответить на следующие вопросы:

• Какие сведения даны в схеме на сиреневом фоне? Как мы отличаем самостоятельные части речи от служебных? Почему междометия и звукоподражательные слова отделены в схеме от остальных частей речи белой линией?

• Рассмотрите внимательно правую часть схемы и, закрыв книги, перечислите служебные части речи. В прямоугольники какого цвета заключены названия этих частей речи?

• Рассмотрите левую часть схемы. В прямоугольники какого цвета заключены названия самостоятельных частей речи? В течение минуты перечитайте про себя их названия и перечислите их по памяти соседу по парте.

• Какие сведения заключены в голубые прямоугольники? Назовите неизменяемую часть речи.

• Какая информация дана на зелёном фоне? Что называется склонением? Что такое спряжение? Назовите спрягаемую часть речи. Перечислите склоняемые части речи.

После проведённой беседы попросим учеников выполнить задание перед схемой.

Чтобы облегчить работу учащимся слабого класса с заданиями на с. 124, учитель по своему усмотрению может предложить использовать в ответе части речи из записанных на доске предложений, например: Прямо передо мной, по дорожке, полз большой чёрный муравей и тащил что-то белое в лапках или зубах. Не знаю, есть ли у него зубы? (И. Дегтярёва)


III. Имя существительное как часть речи (работа с таблицей на с. 124, упр. 278 (1)).

Предоставим учащимся на уроке время для повторения постоянных и непостоянных признаков имён существительных, а также перечня разносклоняемых существительных, включая существительное путь (см. третье задание после текста), а затем организуем взаимопроверку в парах.


Д. з.: 1) научиться восстанавливать схему на с. 123 по памяти и произносить по ней устное высказывание; 2) упр. 278 (2).






Для любых предложений по сайту: [email protected]