Поурочные разработки Русский язык 6 класс
Грамматические признаки имени существительного и его употребление в речи - Имя существительное как часть речи - Имя существительное
Цели урока: 1) совершенствовать умение проводить морфологический разбор имён существительных; 2) углубить и расширить представление о непостоянных признаках имён существительных.
I. Части речи в русском языке. Порядок морфологического разбора (повторение).
В зависимости от уровня подготовки класса учитель выбирает один из видов проверки знания классификации частей речи в русском языке: 1) воспроизведение схемы (с. 123) по памяти в тетради или на отдельном листке с последующей взаимопроверкой или проверкой учителем; 2) устное высказывание по схеме, воспроизведённой на доске, или без использования зрительной опоры; 3) взаимоопрос учащихся по содержанию схемы; 4) фронтальный опрос по теме «Части речи».
После этого организуем проверку выполнения упр. 278 (2).
II. Число и род имён существительных (упр. 276 (1, 2), 277, 280, 282, 279).
В процессе обсуждения задания 1 упражнения 276 подведём учащихся к выводу, что поэту удалось создать яркую картину пробудившейся от зимнего сна природы, выразить весеннее, радостное, светлое настроение благодаря использованию существительных, которые называют приметы весны, передают её краски, звуки.
Прокомментируем в случае необходимости ответы учащихся на вопрос упр. 277 (1): выделенные слова являются омонимами грамматическими, а не лексическими, так как существительноеочко совпадает в звучании и написании с существительным очки, а существительное час - с существительным часы только в падежных формах множественного числа.
Напомним, что определить род существительного (упр. 279) помогает приём согласования с ним прилагательного или местоимения-прилагательного, например, мой. Понять, к какому роду относится существительное, помогает также форма родительного падежа единственного числа: у существительных мужского и среднего рода в этой форме окончания -а, -я, у существительных женского рода - -и, -ы: тюль – тюля, мозоль – мозоли, шампунь – шампуня.
По своему усмотрению учитель может дополнить задание 1 упражнения 279, предложив учащимся записать существительные мужского и женского рода в составе словосочетанийприлагательное + существительное (главное слово).
Д. з.: 1) упр. 284 (1); 2) индивидуальные задания – упр. 284 (2) (см. примечание 1); 3) по желанию – упр. 276 (3) (см. примечание 2).
Примечания. 1. Распределим задание 2 упр. 284 между несколькими учениками. 2. Предупредим учащихся, которые пожелают подготовить письмо по памяти (упр. 276 (3)), о форме проверки этого задания (самопроверка, взаимопроверка, проверка учителем в специально отведённое время и т. п.).
Резерв – упр. 283, 285.