Поурочные разработки Русский язык 6 класс
Подготовка к сочинению по картине В. А. Серова «Девочка с персиками» - Синтаксис и пунктуация
Цель урока: совершенствовать умение учащихся создавать письменное описание произведения живописи.
I. Слово о художнике (слово учителя).
В. Серов родился в Санкт-Петербурге. Отец его был известным композитором и музыкальным критиком, а мать – талантливой пианисткой. Царившая в доме атмосфера творчества, постоянные беседы родителей с известными писателями, художниками, музыкантами, актёрами, часто бывавшими в доме, оказали большое влияние на формирование художественной натуры мальчика, и уже в раннем возрасте он увлёкся рисованием. В девятилетнем возрасте В. Серов стал учеником И. Репина, который так писал о своём ученике и друге: «В мастерской он казался старше лет на десять… Его беспощадность в ломке не совсем верных, законченных им деталей приводила меня в восхищение; я любовался зарождающимся Геркулесом в искусстве. Да, это была натура!». В двадцать пять лет Серов поступает в Петербургскую академию художеств, по окончании которой оказывается в Московском художественном кружке, руководителем которого был Савва Мамонтов, известный покровитель искусств. В Абрамцеве, подмосковном имении Мамонтовых, художником были созданы первые значительные произведения, особо важное место среди которых занимает картина «Девочка с персиками».
II. Знакомство с картиной (упр. 269 (1)).
После прочтения задания 1 упр. 269 организуем беседу, которая поможет ребятам полно ответить на поставленный в задании вопрос.
- Какое время года, какое время суток изображено на картине? Как вы это поняли? (На картине изображён летний день: за спиной девочки окно, за которым зеленеют деревья сада, на столе – кленовые листья. Вся комната залита лучами солнца, и кажется, вся картина пропитана солнечным теплом и светом.)
- Как вы думаете, чем занималась девочка, прежде чем оказаться за столом? (Видимо, она играла в саду, радуясь солнцу, лету и своей юности: лицо её смугло от загара, волосы слегка растрёпаны. Создаётся впечатление, что она только что вбежала в комнату и присела к столу: за окном трепещут листьями клёны, и кленовые листья лежат на столе – видимо, девочка только что подобрала их в аллеях сада. Это естественное движение жизни, которое угадывается в картине, ещё больше оживляет её и притягивает зрителя.)
- Как вы думаете, сколько лет девочке? Она ваша ровесница?
- Что вызывает симпатию в девочке, изображённой на картине? (Она очень внимательно, спокойно и доброжелательно смотрит на зрителей, у неё милое симпатичное лицо, держится девочка просто и естественно.)
- Какие краски использует художник, чтобы создать у нас праздничное настроение? (В. Серов использует светлые, радостные тона: светлая зелень за окном, белые рамы окон, светлые стены, белая скатерть, на которой лежат розовые персики. Девочка одета в розовую кофту.)
- Рассмотрите внимательно картину и попробуйте описать, как художник изображает на картине солнечный свет: как солнце проникает в комнату, как освещает её и как отбрасывает блики и создаёт тень. (Солнце льётся в окно серебристым потоком и заливает всю комнату: всё на картине наполнено и пропитано его светом. Свет на картине делает краски чистыми и нарядными: трепещут за окном жёлто-зелёные листья клёна, рамы сияют белизной, блестит на стене фарфоровое блюдо. Льющийся из окна свет смягчает очертания изображенных на картине предметов, словно обтекая их. Девочка сидит спиной к окну, и блики солнца лежат на щеке, на рукавах розовой кофты. На белой скатерти лежат тени от персиков.)
III. Работа с устным текстом (слово учителя; чтение текста учителем; беседа по вопросам).
- Обратите внимание, что под этой картиной не стоит краткой подписи, содержащей фамилию и инициалы, которая обычно сопровождает портреты. Как вы думаете, почему? («Девочка с персиками» -- необычный портрет. На этом полотне художник показывает своё мастерство пейзажиста; он также реалистично изображает предметы интерьера. Таким образом, В. Серов создаёт композицию, свойственную картине.)
- Название этому портрету-картине дал другой замечательный художник - Игорь Грабарь. Увидев портрет на выставке, он воскликнул: «Девочка с персиками!» Этот художник рассказал в своих воспоминаниях о том, как была создана Серовым эта картина: «Он [В. Серов] был несказанно очарован при виде старшей дочери Мамонтовых Веруши, которой уже давно не видел. Она так расцвела и похорошела, что он едва узнал её. Черноглазая, с румянцем во всю щёку, с копной густых каштановых волос на голове, она казалась старше своих лет, почти барышней, хотя ей не было ещё полных двенадцати лет. Серов сразу решил её писать – в том самом платьице, в котором увидал, - в розовой кофточке, с чёрным бантом…
Садясь в абрамцевской столовой против своей модели, Серов не был уверен, удастся ли ему выразить в своей картине то, что задумал. Ибо задумал он не просто портрет, а портрет-картину. Как ни восхищала его стоящая перед ним чисто цветовая задача, но ещё больше волновала его сама модель, ясные, чистые глаза чудесной русской девушки и весь её обаятельный образ. Серову эта задача удалась на славу: он создал одно из драгоценнейших произведений всей русской школы живописи».
- Подумайте и ответьте, какой цели подчинено использование пейзажа? Как пейзаж помогает раскрыть идею картины? (Пейзаж помогает созданию образа героини картины: помогает понять естественность её натуры, цельность характера, почувствовать гармонию Верочки с природой, позволяет глубоко ощутить ту радость и оживление, которое испытывает девочка, вступающая в счастливую пору юности. Солнечный свет, заливающий комнату, создаёт ощущение радости бытия, существования в этом мире.)
- С какой целью художник выписывает предметы интерьера? (Интерьер создаёт впечатление реалистичности, жизненности изображённого на картине; отдельные детали: фигурка игрушечного солдата в глубине комнаты, фарфоровое блюдо на стене, розовые персики – напоминают о детстве. Окно в сад наводит на мысли о большом мире, на пороге которого стоит юная героиня картины.)
- В чём прежде всего проявилось мастерство Серова-портретиста? (Мастерство художника проявилось в умении выразить через внешний облик внутренний мир человека, в данном случае двенадцатилетней девочки, показать душевный мир ребёнка во всём его обаянии и в полной гармонии с природой, со всем окружающем миром. На портрете мы видим девочку с живым, открытым и в то же время серьёзным и сосредоточенным характером, который угадывается в общей естественности её позы, в сдерживаемом оживлении, которым проникнута вся фигура девочки, в спокойном и внимательном взгляде тёмных глаз.)
IV. Работа с текстом учебника (упр. 269 (2)).
Шестиклассники работают с искусствоведческим текстом в соответствии с заданием 2.
V. Словарная работа (упр. 269 (3) (частично)).
Предложим шестиклассникам выписать из словарика эпитетов те слова, которые могли бы характеризовать черты лица девочки в тексте -- художественном описании.
Брови – длинные, изогнутые, вычерченные, чёрные; взгляд – внимательный, открытый, пристальный, прямой, спокойный; волосы – тёмные, густые, непокорные, непослушные, растрёпанные; губы – розовые, правильные, сомкнутые; загар – золотистый, лёгкий, нежный, ровный, свежий; лицо – смуглое, девичье, детское, живое, свежее, милое, прелестное, привлекательное, приятное, симпатичное, нежное, открытое, приветливое; румянец – лёгкий, нежный, розовый.
Обратим особое внимание ребят на то, что при описании мы выделяем те черты лица, которые обращают на себя особое внимание и выражают характер персонажа, и, разумеется, совсем не обязательно использовать все эпитеты. Чтобы добиться понимания этого подхода к описанию, предложим ещё раз перечитать второй абзац текста упр. 269, а затем послушать краткое описание героини картины, данное Г. С. Арбузовым: «Смуглое лицо девочки с проступающим сквозь загар румянцем, живой взгляд её карих глаз, небрежно брошенные со лба непокорные волосы, спокойно, но так трепетно и живо лежащие на столе руки, неповторимая чистота тонов – всё это прелестно, всё оставляет глубокий след в душе каждого человека, любящего русское искусство».
VI. Составление плана.
Составленный учащимися в совместной работе с учителем план может выглядеть примерно следующим образом.
1 вариант (в сильном классе).
I. История создания картины «Девочка с персиками».
II. Образ Верочки Мамонтовой.
1. Внешний облик:
а) общее выражение лица, взгляд;
б) черты лица;
в) поза;
г) одежда.
2. Характер девочки.
3. Использование интерьера для раскрытия образа Верочки.
4. Роль пейзажа в создании образа и в выражении идеи картины:
а) вид за окном;
б) солнечный свет.
III. Мастерство художника.
IV. Настроение, которое создаёт картина.
2 вариант (в слабом классе).
I. В. Серов – замечательный русский портретист. Тема картины «Девочка с персиками».
II. Образ Верочки Мамонтовой.
1. Внешний облик:
а) общее выражение лица, взгляд;
б) черты лица: волосы, лоб, брови, глаза, румянец, губы;
в) поза;
г) одежда.
2. Характер девочки.
III. Интерьер (стол со скатертью, стулья, стены, фарфоровое блюдо, фигура игрушечного солдата).
IV. Пейзаж на картине: вид за окном, солнечный свет.
V. Настроение, которое создаёт картина.
Напомним шестиклассникам, что они вправе самостоятельно построить композицию своего сочинения: в соответствии с собственным замыслом объединить отдельные части, изменить их последовательность, дополнить текст.
Д. з.: написать сочинение по картине В. Серова «Девочка с персиками».