Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 2 класс - 2017 год
Число имён существительных. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе: единственном или множественном - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
Целевые установки: учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя; познакомить с именами существительными, употребляемыми в одном числе: единственном или множественном; формировать умения определять число имён существительных, изменять существительные по числам; развивать речь и творческие способности в ходе работы с текстом и сочинения части сказки; развивать умение оценивать результаты своей деятельности.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания. Чтение составленных пар слов, объяснение написания орфограмм.
2. Обсуждение вопроса: “Все ли имена существительные могут употребляться и в единственном, и во множественном числе?” Учитель предлагает детям “исследовать” имена существительные, данные в учебнике (упр. 111, с. 64). Выполнение устных и письменных заданий учебника (упр. 111, с. 64).
3. Обобщение: “Все ли имена существительные могут употребляться и в единственном, и во множественном числе, то есть изменяться по числам?” Чтение рубрики “Обратите внимание!” (учебник, с. 64).
4. Запись предложения: В лесу раздавался топор дровосека. Выяснение значения слова дровосек. Указание над каждым словом части речи. Разбор предложения по членам предложения. Определение, каким членом предложения является каждое имя существительное в этом предложении (подлежащим или второстепенным членом предложения). Обсуждение: “Все ли имена существительные этого предложения изменяются по числам?”
5. Работа со словарным словом топор. Разгадывание загадки: “Замечательный дружище: деревянная ручища, да железный обушок, да калёный гребешок. Он у плотника в почёте, каждый день с ним на работе”. (В. Волина.) Выяснение значения слова-отгадки. Учитель может дать этимологию слова (учёные считают, что слово топор образовалось от слов топать, тяпать, что означало “ударять”, “сечь”, “рубить”. Вот и получается, что топор буквально означает “топало”, “рубило”). Сравнение произношения и написания слова. Подбор однокоренных слов и изменение формы слова для проверки. Вывод: написание буквы о в слове топор надо запомнить. Запись слова и однокоренных ему слов: топор, топорик, топорище, выделение в словах корня.
6. Чтение пословиц, объяснение их смысла (учебник, упр. 112, с. 64). Выполнение заданий. Определение: есть ли в предложениях имена существительные, которые употребляются в одном числе (дрова, дружба).
7. Работа по развитию речи и творческих способностей. Чтение начала и конца сказки (учебник, упр. 113, с. 65). Определение самого главного, о чём говорится в начале и в конце сказки. Обсуждение: “Какая часть пропущена? О чём в ней нужно рассказать?” Работа в парах: составление основной части сказки. Проверка: обсуждение придуманных детьми вариантов основной части сказки.
8. Итог урока. Ответы на вопросы и выполнение задания учителя: “Что нового о числе имён существительных вы узнали на уроке? Приведите примеры имён существительных, которые употребляются только в единственном (множественном) числе. Чему вы учились на уроке?”
Домашнее задание
Выполнить задания в “Рабочей тетради” (упр. 66, с. 31). Подготовить сообщение на тему “Что я знаю об имени существительном как части речи”.