Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 2 класс - 2017 год
Обобщение знаний об имени существительном - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ
Целевые установки: учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя; повторить грамматические признаки имён существительных (одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное; число (единственное или множественное), роль в предложении); совершенствовать умения правильно определять грамматические признаки имени существительного, выбирать из ряда имён существительных имя существительное с определённым признаком, объяснять, каким членом предложения является имя существительное в предложении; развивать умение оценивать результаты своей деятельности.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
2. Определение темы и целей урока. Обсуждение вопроса: “Какую часть речи вы изучаете на уроках русского языка?” Учитель предлагает прогуляться по парку Имени Существительного. Определяются цели и задачи “прогулки” (с опорой на схему-указатель в парке): повторить сведения об ... (имени существительном); учиться находить и правильно писать ... (имена существительные).
3. Чтение учителем и учащимися обращения к посетителям парка; узнавание в этом тексте имён существительных.
Уважаемые посетители парка
Имени Существительного!
В нашем парке вас ждёт много аттракционов и игр. Будьте внимательными, активными и дружными. Помните: в нашем парке надо пользоваться только правильными, точными, красивыми именами существительными. Добро пожаловать, друзья!
4. Аттракцион “Зоркий глаз” (каждое игровое задание отмечается на доске определённым знаком или сигналом). Комментированная запись предложения, подчёркивание в словах орфограмм. Запись предложения Серебристый иней украсил ветви берёзки. Нахождение в предложении имён существительных и доказательство принадлежности этих слов к данной части речи; определение того, каким членом предложения является каждое имя существительное. Воспроизведение знаний о том, что такое имя существительное, что оно обозначает и на какие вопросы отвечает (“Рабочая тетрадь”, упр. 67, с. 32).
5. Развлечение “Фото на память”. Учитель: “В парке Имени Существительного работает фотограф, сейчас он фотографирует зверей. Посмотрим, как у него это получается” (“Рабочая тетрадь”, упр. 68, с. 32). Подчёркивание имён существительных. Взаимопроверка в парах. Объяснение выделенных орфограмм.
6. Игра “Путаница”. Ответ на вопрос: “Какие имена существительные называют одушевлёнными, а какие — неодушевлёнными?” Выполнение заданий (“Рабочая тетрадь”, упр. 69, с. 32). Ответ на вопрос: “В чём трудность распознавания признака имён существительных (одушевлённое или неодушевлённое) в словах норка и норка”. Подбор и запись одушевлённых и неодушевлённых имён существительных.
7. Аттракцион “Пора по парам”. Учитель: “Чтобы поучаствовать в данном аттракционе, именам существительным надо разделиться на пары, но у них никак не получается, помогите им”. На доске даны слова: ..оссия, ..альчик, ..трана, ..арик, ..укла, ..ека, ..амилия, ..олга, ..обака, ..ород, ..имур, ..уратино, ..осква, ..ванов. Запись пар слов: страна Россия, мальчик Тимур и т. д.
8. Конкурс “Раз словечко, два словечко”. Чтобы подготовиться к участию в конкурсе, надо правильно ответить на вопросы: “Как определить имена существительные в единственном и во множественном числе? Все ли имена существительные изменяются по числам?” Учитель называет имя существительное в одном числе, ученики называют это имя существительное в другом числе (среди предложенных имён существительных могут быть те, что употребляются в одном числе): дерево — (деревья), сорока — (сороки), воздух — ... , аллея — (аллеи), бельчонок — (бельчата), иней — ... , санки — ... , ветер — (ветры), качели — ... , снег — (снега), солнце — ... .
9. Игра “Прятки”. Узнавание имён существительных по их признакам (“Рабочая тетрадь”, упр. 72, с. 33).
10. Итог урока. Аттракцион “Колесо обозрения”. Учитель: “Этот аттракцион поможет вам увидеть и вспомнить всё, что вы знаете об имени существительном как части речи. Какие его признаки вы повторили во время прогулки по парку Имени Существительного?” Заслушивается сообщение на тему “Что я знаю об имени существительном как части речи”, учитель открывает соответствующие секторы (рубрики) на “Колесе обозрения” (нарисовано колесо, между спицами колеса даны рубрики: 1) обозначает предмет; 2) вопросы кто? что? и др.; 3) одушевлённые (кто?), неодушевлённые (что?); 4) собственные и нарицательные; 5) роль в предложении).
Домашнее задание
Выполнить задания в учебнике (упр. 114, с. 65) и в “Рабочей тетради” (упр. 64, с. 30).