Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
Звуки [к] и [к'], буква Кк (с. 86) - 4-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - Азбука. Ч. 1. Страна АБВГДейка; прописи Мой алфавит. Ч. 1 - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
Целевые установки урока
а) Знакомство с буквой Кк; чтение слогов и слов с этой буквой;
б) совершенствование умения читать слова со стечением гласных и согласных;
в) поддерживание положительного отношения к урокам через их занимательный характер.
Ход урока
1. Вводная беседа.
— Кто бывал в цирке? Что вам особенно понравилось в цирке?
2. Определение темы урока.
— Петрушка принёс на урок афишу. Помогите ему прочитать афишу. (“Приглашаем в цирк”.) Хотите пойти в цирк?
3. Работа на с. 86 “Азбуки”.
— Кто выступает на арене цирка? В чём необычность циркового костюма клоуна? Как сказать точнее, что у клоуна на голове: шапка, фуражка, колпак, кепка?
4. Звуковой анализ слов “клоун”, “кепка”. Выделение звуков [к] и [к’], их сравнение и характеристика.
— Каким звуком начинается слово “клоун”? (Звуком [к].) Дайте характеристику этого звука: гласный или согласный, твёрдый или мягкий. Каким мягким парным согласным звуком начинается слово “кепка”? (Звуком [к’].) Произнесите слово “кепка” по слогам и определите, каким звуком начинается второй слог. (Звуком [к].)
5. Знакомство с буквой Кк.
— Посмотрите на букву Кк, которая обозначает звуки [к] и [к’]. Как её можно изобразить? (Карандашами.) Составьте эту букву из своих карандашей. Как ещё можно изобразить букву Кк?
6. Анализ модели слова “кепка”.
— Озвучьте схему слова “кепка”. Какие звуки в этом слове обозначены новой буквой?
7. Упражнение “Живые слоги”.
— Попробуем и мы, как клоуны, изобразить буквы движениями и даже составить из них слоги.
Учитель показывает букву к: встаёт боком, разводит руки перед собой, одну — кверху, другую — книзу. Учащиеся повторяют движения учителя. Затем изображаются следующие буквы: а — ноги в стороны, о — дети делают руками круг, и — один ученик берёт другого за руку и т. п. Далее составляются “живые” слоги и прочитываются. Чтение предваряется репликами: “Читаем твёрдо”, “Читаем мягко”.
8. Чтение слогов по слоговой табличке.
9. Жонглирование слогами и словами.
— Кто хочет попробовать жонглировать? Только шары не терять — всё, что написано, правильно читать.
10. Работа в паре.
— Кто больше составит слов из шаров-слогов? (Кино, лото и т. п.)
11. “Фокусы” со словами: кости — кисти, ослик — слоник, лото — локти, такса — такси.
12. Анализ модели слова “клоун”.
13. Рассматривание фотографий, изображающих клоунов Карандаша, Юрия Никулина, Олега Попова.
— Посмотрите на верхнюю фотографию. У этого клоуна было необычное имя. Прочитайте первое предложение, и узнаете, какое слово стало его именем. (Это — карандаш, а это — клоун Карандаш.) Этот клоун был маленького роста, выступал всегда в чёрном костюме и шляпе “пирожок”. Его неизменной спутницей на цирковой арене была маленькая чёрная собачка. Кому приходилось видеть клоуна Карандаша на телевизионном экране?
А знакомы ли вам другие клоуны? Приходилось ли вам видеть Юрия Никулина в комедийных фильмах?
Юрий Никулин был весёлым человеком. Он шутил даже тогда, когда давал интервью, т. е. отвечал на вопросы журналистов, зрителей. Послушайте одно такое интервью:
“— Уважаемый Юрий Никулин! Весело ли Вам бывает, когда Вы выступаете в цирке?
— Когда я вижу, что всем весело, мне тоже становится весело. Я радуюсь. Поэтому выходит, что мы веселимся вместе.
— А если у Вас болит нога?
— Какая нога — правая или левая?
— Левая.
— Тогда у меня веселится одна правая нога”.
— Какой знаменитый клоун носил большую клетчатую кепку? (Олег Попов.)
14. Подведение итогов.
— Где вы побывали, изучая новую букву? Какое весёлое слово начинается с этой буквы? (Клоун.) С какими замечательными клоунами вы познакомились?