Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
Буква Тт. Закрепление (с. 85) - 4-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - Азбука. Ч. 1. Страна АБВГДейка; прописи Мой алфавит. Ч. 1 - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
Целевые установки урока
а) Закрепление умения читать букву Тт с ранее изученными буквами;
б) развитие интереса к чтению книг;
в) повышение активности в речевом творчестве;
г) обогащение словарного запаса фразеологическими выражениями.
Ход урока
1. Знакомство с произведениями Виталия Бианки.
— Сегодня вы не будете изучать новую букву, но от этого урок не станет менее интересным, потому что у нас на уроке — знакомство с новой книгой. В ней рассказы и сказки, которые написал В. Бианки. Кому-нибудь из вас читали его произведения? О ком они? (О природе: животных, птицах, насекомых.) Я прочитаю вам рассказ “Кто чем поёт?”.
Интересный рассказ вы услышали? Чем поют безголосые, как их называет В. Бианки, лесные обитатели?
Осуществляется пересказ содержания текста с рассматриванием иллюстрации.
2. Постановка очередной учебной задачи.
— Петрушка интересуется: как становятся писателями? Все ли умеют придумывать такие увлекательные рассказы, или этому надо учиться? (Дети обмениваются мнениями.)
— Этому надо учиться ещё в школе. Сегодня на уроке вы будете учиться не только читать, но и рассказывать.
3. Работа на с. 85. Рассматривание содержания страницы.
— Кого вы видите на рисунках? Это аист из рассказа Виталия Бианки, который отправился на болото ловить лягушек. Что же с ним произошло после того, как он спел свою песню? Об этом вам предстоит прочитать и рассказать. Сначала прочитайте название рассказа, которое написано над рисунками. (“Сон аиста”.) О чём же этот рассказ, как вы предполагаете?
4. Работа в паре. Чтение цепочкой (по очереди каждое слово).
— Чтобы подготовиться к чтению текста, необходимо поупражняться в чтении слов.
5. Чтение текста “Сон аиста” по предложениям.
6. Творческое дополнение текста на основе рассказывания по серии рисунков.
— Рассмотрите рисунки. Сколько их? (Три.) И в рассказе должно быть тоже три части. Кто не забыл, какие части? (Начало, основная часть, или середина, и концовка.) Придумайте начало рассказа по первой картинке. Кого видит аист? (Вопросы учителя, направляющие внимание учащихся на поведение героев, сопровождаются подбором слов, обозначающих их действия: аист подкрадывается, раскрывает клюв; лягушка обороняется, не сдаётся, проявляет находчивость.)
— Что же нужно уметь делать, чтобы составлять рассказы? (Подбирать слова, рассказывать в определённом порядке, фантазировать.)
7. Придумывание различных вариантов окончания сна аиста.
— Что подумал аист, когда проснулся?
8. Привлечение внимания к фразеологическим оборотам со словом “нос”.
— Можно ли сказать, что аист во сне остался с носом? Что это значит? (Остался ни с чем.)
Проводится объяснение значения и других фразеологизмов: зима на носу (близко), заруби на носу (запомни).
Даётся справка о том, что когда-то носом называли деревянную дощечку, на которой делались зарубки на память.
9. “Ну и нос!”: объяснение значения слова “нос” по рисункам.
— Рассмотрите рисунки. Что мы называем словами “нос”, “носик”? (Клюв птицы; переднюю часть корабля, чайника, лейки.)
10. Подведение итогов урока. Выяснение отношения учащихся к содержанию урока.
— Что интересного вы узнали на сегодняшнем уроке?