Физика 9 класс - методическое пособие к учебнику А. В. Перышкина - 2016 год
Реактивное движение. Ракеты - ЗАКОНЫ ДВИЖЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕЛ
Цель урока. Познакомить учащихся еще с одним видом механического движения — реактивным движением; рассмотреть назначение, конструкцию и принцип действия ракеты; рассказать об основоположнике теоретической космонавтики К. Э. Циолковском, основоположнике практической космонавтики С. П. Королеве; научить решать задачи на закон сохранения импульса при реактивном движении.
Демонстрации. Реактивное движение. Модель ракеты. Таблицы: “Реактивное движение”, “Космический корабль “Восток”.
Содержание опроса. 1. Что называют импульсом тела? 2. Запишите буквенное обозначение и формулу для расчета импульса тела. Какова его единица? 3. Запишите формулу для изменения импульса тела в векторном виде. 4. Как направлен вектор импульса тела? 5. Когда тела образуют замкнутую систему? 6. Сформулируйте закон сохранения импульса. 7. Приведите примеры проявления закона сохранения импульса.
Содержание нового материала. Сущность и примеры реактивного движения. Назначение, конструкция и принцип действия ракеты. Многоступенчатые ракеты.
Закрепление материала. Вопросы после § 21. Решение задачи 1 из упражнения 21, задачи 1722 из Сборника.
Домашнее задание. § 21. Упражнение 21 (2, 4).
Планируемые результаты обучения
Метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения новых знаний о реактивном движении; овладеть регулятивными УУД при решении расчетных и качественных задач на закон сохранения импульса при реактивном движении; развивать монологическую и диалогическую речь; уметь четко выражать свои мысли.
Личностные: сформировать познавательный интерес к реактивному движению, истории развития космонавтики, устройству и принципу действия ракеты; развивать творческие способности и практические умения по решению качественных и расчетных задач на закон сохранения импульса при реактивном движении; самостоятельно приобретать новые знания; научиться принимать решения и обосновывать их, самостоятельно оценивать результаты своих действий, развивать творческую инициативу.
Общие предметные: проводить наблюдения, планировать и проводить эксперимент по изучению реактивного движения, объяснять полученные результаты и делать выводы, отвечать на вопросы после параграфа, применять полученные знания при решении задач на закон сохранения импульса при реактивном движении.
Частные предметные: наблюдать и объяснять полет модели ракеты; приводить примеры реактивного движения в природе и технике; использовать знания о реактивном движении и ракетах в повседневной жизни.
Методические замечания
Изложение нового материала можно начать с примеров реактивного движения в природе и технике, демонстрации реактивного движения. Затем следует дать определение реактивного движения.
У целого ряда морских животных — каракатиц, спрутов, кальмаров — между головой и туловищем на брюшной стороне есть короткая конусообразная трубка. Она сообщается с полостью, расположенной между внешним покровом и самим телом. Полость через щель заполняется водой. Затем сокращением мускулатуры щель закрывается, и вода выталкивается с большой скоростью через воронку. Наполнение полости водой и выталкивание водяной струи следуют ритмично одно за другим. За счет реактивного действия струи воды животное быстро перемещается. Каракатица может устанавливать воронку под различными углами к своему телу и благодаря этому изменять направление своего движения.
Обратить внимание учащихся следует на то, что принцип реактивного движения находит широкое применение в авиации и космонавтике. Затем рассказать об ученых — основоположниках теоретической и практической космонавтики (можно с помощью презентации). Потом рассмотреть назначение, конструкцию и принцип действия ракеты. Зарисовать схему ракеты (по рис. 48, 49 учебника). Продемонстрировать полет модели ракеты.