Физика 9 класс - методическое пособие к учебнику А. В. Перышкина - 2016 год
Импульс тела. Закон сохранения импульса - ЗАКОНЫ ДВИЖЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕЛ
Цель урока. Ввести физические понятия “импульс тела” или “количество движения”, “замкнутая система”, “изменение импульса”; познакомить учащихся с единицей импульса тела; вывести формулу закона сохранения импульса; научить решать задачи на закон сохранения импульса; закрепить знания учащихся о векторных физических величинах.
Демонстрации. Импульс тела. Закон сохранения импульса (по рис. 44 учебника).
Содержание опроса. 1. Как можно найти ускорение тела? 2. Какие физические величины можно определить по ускорению движения тела? 3. Почему мяч, летящий с большой скоростью, футболист может остановить ногой или головой, а вагон, движущийся по рельсам даже очень медленно, человек не остановит? 4. Почему теннисный мяч, попадая в человека, вреда не причиняет, однако пуля, которая меньше по массе, но движущаяся с большой скоростью (600—800 м/с), оказывается смертельно опасной?
Содержание нового материала. Причины введения в науку физической величины — импульс тела. Импульс тела (формулировка, математическая запись). Единица импульса. Замкнутая система тел. Изменение импульсов тел при их взаимодействии. Вывод закона сохранения импульса.
Закрепление материала. 1. Что называется импульсом тела? 2. Как направлен вектор импульса тела? 3. Каковы его буквенное обозначение и единица в СИ? 4. Когда два или несколько тел образуют замкнутую систему? Приведите примеры замкнутой системы. 5. Сформулируйте закон сохранения импульса.
Решение задач 1701, 1702, 1703, 1711, 1712, 1712 из Сборника.
Домашнее задание. § 20. Упражнение 20 (2, 4).
Планируемые результаты обучения
Метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения новых знаний об импульсе тела и законе сохранения импульса; овладеть регулятивными УУД при решении расчетных и качественных задач на закон сохранения импульса; развивать монологическую и диалогическую речь; уметь четко выражать свои мысли.
Личностные: сформировать познавательный интерес к закону сохранения импульса; развивать творческие способности и практические умения по решению качественных и расчетных задач на изменение импульса и закон сохранения импульса; самостоятельно приобретать новые знания; научиться принимать решения и обосновывать их, самостоятельно оценивать результаты своих действий, развивать творческую инициативу.
Общие предметные: проводить наблюдения, планировать и проводить эксперимент на изменение импульса тела и закон сохранения импульса, объяснять полученные результаты и делать выводы, отвечать на вопросы после параграфа, применять полученные знания при решении задач на закон сохранения импульса.
Частные предметные: давать определение импульса тела, знать его единицу; объяснять, какая система тел называется замкнутой, приводить примеры замкнутой системы; записывать закон сохранения импульса; понимать смысл закона сохранения импульса; использовать знания об импульсе тела и законе сохранения импульса в повседневной жизни.
Методические замечания
После опроса обосновать причины введения в науку физической величины — импульс тела. Дать историческую справку о введении этой физической величины (можно с помощью презентации). Следует обратить внимание учащихся, что импульс тела — это векторная физическая величина. Рассмотреть направление вектора импульса тела и вектора изменения импульса тела. Познакомить учащихся с единицей импульса тела в СИ. Ввести буквенные обозначения, записать их и вывести закон сохранения импульса. Дать математическую запись закона сохранения импульса в нескольких вариантах. Показать примеры решения задач на изменение импульса тела и на закон сохранения импульса. Обратить внимание на рисунки к задачам и запись уравнений закона в векторном и скалярном видах.