Физика 9 класс - методическое пособие к учебнику А. В. Перышкина - 2016 год
Вывод закона сохранения механической энергии - ЗАКОНЫ ДВИЖЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕЛ
Цель урока. Повторить один из фундаментальных законов природы — закон сохранения энергии; вывести математически закон сохранения механической энергии; закрепить умения учащихся по решению задач на закон сохранения механической энергии.
Демонстрации. Свободное падение шарика с некоторой высоты на пол.
Содержание опроса. 1. Приведите примеры реактивного движения тел. 2. Дайте определение реактивного движения. 3. Каково назначение ракет? 4. Каково устройство и принцип действия ракеты? 5. От чего зависит скорость ракеты? 6. Как осуществляется посадка космического корабля? 7. В чем состоит преимущество многоступенчатой ракеты перед одноступенчатой?
Содержание нового материала. Закон сохранения механической энергии. Вывод закона и его применение к решению задач.
Закрепление материала. Вопросы после § 22. Решение задач 1734, 1735 из Сборника.
Домашнее задание. § 22. Упражнение 22.
Планируемые результаты обучения
Метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения новых знаний о превращении одного вида механической энергии в другой; овладеть регулятивными УУД при решении расчетных и качественных задач на закон сохранения механической энергии; понимать смысл закона сохранения полной механической энергии; развивать монологическую и диалогическую речь; уметь четко выражать свои мысли.
Личностные: сформировать познавательный интерес к проявлению закона сохранения механической энергии; развивать творческие способности и практические умения по решению качественных и расчетных задач на закон сохранения механической энергии; самостоятельно приобретать новые знания о превращении механической энергии и ее сохранении; научиться принимать решения и обосновывать их, самостоятельно оценивать результаты своих действий, развивать творческую инициативу.
Общие предметные: проводить наблюдения, планировать и проводить эксперимент по изучению закона сохранения механической энергии, объяснять полученные результаты и делать выводы, отвечать на вопросы после параграфа, применять полученные знания при решении задач на закон сохранения механической энергии.
Частные предметные: использовать знания о превращении механической энергии в повседневной жизни; приводить примеры превращения одного вида механической энергии в другой; понимать смысл закона сохранения механической энергии; решать расчетные и качественные задачи на применение закона сохранения механической энергии; работать с заданиями, приведенными в разделе “Итоги главы”.
Методические замечания
Начать объяснение нового материала можно с повторения формулировки закона сохранения полной механической энергии и границ его применения, формул для расчета кинетической и потенциальной энергии тела, поднятого над поверхностью земли. Рассмотреть свободное падение шарика на пол с некоторой высоты (по рис. 51 учебника) и продемонстрировать этот опыт, объяснив переход потенциальной энергии в кинетическую. Какие бы явления ни происходили в природе, они всегда сопровождаются превращением одного вида энергии в другой. Процесс совершения механической работы связан с передачей энергии от одного тела к другим, и в каждом случае мерой изменения энергии является совершенная работа. Дать математический вывод закона сохранения механической энергии. Рассмотреть вопрос об использовании превращений механической энергии в быту и технике.