Физика - Поурочные разработки 11 класс - 2017 год
Решение задач. Самостоятельная работа - Урок 3 - ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ВОЛНЫ - КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ
Особенность урока состоит в том, что школьникам предлагается объём работы с запасом, предоставляется возможность использовать учебник и другие источники. Отдельным ученикам раздают задания повышенной сложности.
Самостоятельная работа
Вариант I
1. Сигнал радиолокатора возвратился от цели через 3,3 ∙ 10-4 с. На каком расстоянии находится цель?
2. Начертите схему простейшего радиоприёмника. Какую роль выполняют в схеме конденсаторы?
3. Почему при связи на коротких волнах получаются зоны молчания? Решение поясните рисунком.
4. Перечислите виды средств связи и укажите, в чём преимущество каждого из них.
5. По графикам высокочастотных (рис. 89, а) и звуковых (рис. 89, б) колебаний постройте график модулированных колебаний. Охарактеризуйте модулированные колебания.
Вариант II
1. Частота повторения импульса локатора 1500 Гц, длительность импульса 1 мкс. Определите наибольшее и наименьшее расстояния, на которых локатор может обнаружить цель.
2. Для каждого случая начертите недостающий вектор электромагнитной волны (рис. 90, а—в). Как должна быть расположена антенна для лучшего приёма?
3. Каковы основные свойства электромагнитных волн и как эти свойства можно обнаружить? Назовите или опишите изученные опыты.
4. Объясните вид сигнала (рис. 91, а—в). Опишите, при каких условиях первый сигнал превращается во второй и в третий.
5. Начертите схему радиоприёмного устройства. Сделайте необходимые пояснения.
Индивидуальные задания
1. Судовая радиолокационная станция излучает 1000 импульсов длиной волны 3 см за 1 с. Продолжительность одного импульса 0,3 мкс, а мощность 70 кВт. Определите энергию одного импульса, среднюю мощность станции, число длин волн в одном импульсе.
2. Почему увеличение дальности радиосвязи с космическими кораблями в 2 раза требует увеличения мощности передатчика в 4 раза, а такое же увеличение дальности работы радиолокатора требует увеличения его мощности в 16 раз?
Ответ. Без учёта поглощения среды при одной и той же частоте сигнала мощность радиолокатора должна быть больше, так как его сигнал идёт туда и обратно.
3. На рисунке 92 изображён вибратор, который использовал Герц в своих опытах. Объясните, как этот прибор работал.
Домашнее задание: решение задач.
1. Продолжительность радиоимпульса равна 10-6 с. Сколько длин волн содержит один импульс, если радиолокатор работает на частоте 50 МГц?
2. Определите возможную дальность действия радиолокатора, если время развёртки в электронно-лучевой трубке составляет 1000 мкс.