Физика - Поурочные разработки 11 класс - 2017 год
Распространение радиоволн. Радиолокация - ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ВОЛНЫ - КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ
Задачи урока: изучить особенности распространения радиоволн в атмосфере; познакомить с принципом радиолокации и применением радиолокации в народном хозяйстве.
Ход урока
I. На уроке изучение нового материала сочетают с его отработкой главным образом с помощью беседы.
Урок начинается с рассказа учителя о распространении радиоволн. Почему важно изучить этот вопрос? Для ответа можно обратить внимание школьников на первый абзац § 40 учебника. На Земле радиоволны распространяются в атмосфере. Для обеспечения устойчивой радиосвязи надо знать, как это происходит.
II. Свой рассказ учитель сопровождает показом таблиц, рисунков, слайдов. Итог этой части изучения нового материала подводится с помощью фронтального повторения по вопросам: каковы особенности распространения радиоволн в пространстве? Зависит ли распространение радиоволн от длины волны? Зависит ли распространение радиоволн от состояния атмосферы? Происходит ли интерференция и дифракция радиоволн при их распространении? Имеет ли это практическое значение? Каковы особенности распространения ультракоротких волн?
Явление радиолокации изучается в ходе беседы, при постановке эксперимента, при показе таблицы и решении задач. Принцип радиолокации — прямолинейное распространение и отражение радиоволн. После определения радиолокации учитель показывает опыт, подобный опыту по отражению электромагнитных волн (см. рис. 76). В опыте можно использовать дипольную антенну, расположив её рядом с генератором. При внесении металлического экрана происходит отражение волн, что и фиксируется приёмником.
Принцип действия радиолокатора объясняют с помощью схемы (рис. 88). Обсуждают вопросы: как обеспечивается острая направленность излучения в современных радиолокаторах? Каким образом определяется расстояние до объекта? Чем различаются сигналы 1 и 4 (см. рис. 88)? Для чего необходимо синхронизирующее устройство?
Применение радиолокации раскрыто в таблице 22.
Таблица 22
Локация |
|
Вид |
Использование в природе и технике |
Звуковая и ультразвуковая локация Светодальнометрия Радиолокация |
В природе: способность животных определять нахождение объекта. В науке и технике: гидролокаторы; эхолоты; шумопеленгаторы; ультразвук в диагностике В технике: система стыковки в космосе; определение орбиты искусственного спутника Земли, высоты облаков и др. В технике: навигационные приборы судов и самолётов; радиовысотометр. В науке: изучение со спутников архитектурных объектов; поиск полезных ископаемых; определение астрономических единиц длины, расстояний до планет, скоростей вращения планет. В военном деле: автоматическая наводка орудий, ракет и др.; радары в системе противовоздушной обороны |
III. Отработка изученного материала продолжается при решении задач: П., № 701—703.
IV. Домашнее задание: § 40*, 43* (2, 3); упр. на с. 162 (ЕГЭ); индивидуально — П., № 704.