Физика 11-й класс - Подготовка к всероссийским проверочным работам - 2017 год
ВАРИАНТ 1 - ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ФИЗИКЕ. 11-й КЛАСС
Инструкция по выполнению работы
Проверочная работа включает в себя 18 заданий. На выполнение работы по физике отводится 1 час 30 минут (90 минут).
Оформляйте ответы в тексте работы согласно инструкциям к заданиям. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении работы разрешается использовать калькулятор.
При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Далее приведены справочные данные, которые могут понадобиться Вам при выполнении работы.
Десятичные приставки
Наименование |
Обозначение |
Множитель |
Наименование |
Обозначение |
Множитель |
гига |
Г |
109 |
санти |
с |
10-2 |
мега |
М |
106 |
милли |
м |
10-3 |
кило |
к |
103 |
микро |
мк |
10-6 |
гекто |
г |
102 |
нано |
н |
10-9 |
деци |
д |
10-1 |
пико |
п |
10-12 |
Константы
ускорение свободного падения на Земле гравитационная постоянная универсальная газовая постоянная скорость света в вакууме коэффициент пропорциональности в законе Кулона модуль заряда электрона (элементарный электрический заряд) постоянная Планка |
g = 10 м/с2 G = 6,7 ∙ 10-11 Н ∙ м2/кг2 R = 8,31 Дж/(моль ∙ К) с = 3 ∙ 108 м/с k = 9 ∙ 109 Н ∙ м2/Кл2 е = 1,6 ∙ 10-19 Кл h = 6,6 ∙ 10-34 Дж ∙ с |
ВАРИАНТ 1
1. Прочитайте перечень понятий, с которыми Вы сталкивались в курсе физики:
длина, плавление, напряжение, скорость, капиллярный эффект, фотоэлектрический эффект.
Разделите эти понятия на две группы по выбранному Вами признаку. Запишите в таблицу название каждой группы и понятия, входящие в эту группу.
Название группы понятий |
Перечень понятий |
2. Автомобиль движется по прямому участку шоссе. На графике представлена зависимость его скорости от времени.
Выберите два утверждения, которые верно описывают движение автомобиля, и запишите номера, под которыми они указаны.
1) Первые 10 секунд автомобиль стоит на месте, а следующие 10 секунд равномерно движется.
2) Первые 10 секунд автомобиль стоит на месте, а следующие 10 секунд движется равноускоренно.
3) Через 35 секунд автомобиль остановился, а потом поехал в другую сторону.
4) Максимальная скорость движения за весь период наблюдения равна 36 км/ч.
5) Максимальный модуль ускорения автомобиля за весь период наблюдения равен б м/с2.
Ответ:
3. Человек пытается передвинуть холодильник вдоль стены. Изобразите на данном рисунке силы, которые действуют на холодильник, и направление его ускорения, если его удалось сдвинуть с места.
4. Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова:
уменьшается,
увеличивается,
не изменяется.
Слова в ответе могут повторяться.
Лыжник съезжает с горы. По мере его спуска кинетическая энергия лыжника _______________, потенциальная энергия лыжника относительно поверхности Земли _______________. Если пренебречь трением, то можно говорить о том, что полная механическая энергия лыжника _______________.
5. Четыре металлических бруска (А, В, С и D) положили вплотную друг к другу, как показано на рисунке. Стрелки указывают направление теплопередачи от бруска к бруску. Температуры брусков в данный момент составляют 20 °С, 30 °С, 40 °С, 50 °С. Какой из брусков имеет температуру 30 °С?
Ответ: брусок ________________________________
6. В герметично закрытый пакет из-под сока вставлена изогнутая пластиковая трубочка (см. рисунок), внутри которой находится небольшой столбик сока. Если поставить пакет на лёд и охлаждать его, столбик сока начнёт двигаться влево, от открытого конца трубочки. Выберите все утверждения, которые верно характеризуют процесс, происходящий с воздухом в пакете, и запишите номера выбранных утверждений.
1) Воздух в пакете расширяется.
2) Воздух в пакете сжимается.
3) Температура воздуха понижается.
4) Температура воздуха повышается.
5) Давление воздуха в пакете остаётся неизменным.
6) Давление воздуха в пакете понижается.
Ответ: __________________________________________
7. На рисунке изображены два одинаковых электрометра, шары которых имеют заряды противоположных знаков. Каковы будут показания обоих электрометров, если их шары соединить тонкой медной проволокой?
Ответ:
Показания электрометра А: ___
Показания электрометра Б: ___
8. При подключении утюга к сети 220 В через него течёт ток 5,5 А. Определите силу тока, протекающего по электрической цепи утюга при подключении его к сети 127 В. (При расчётах считать, что сопротивление утюга остаётся неизменным.)
Запишите формулы и сделайте расчёты.
Ответ: __________________________________________
9. Расположите виды электромагнитных волн, излучаемых Солнцем, в порядке возрастания их частоты. Запишите в ответе соответствующую последовательность цифр.
1) ультрафиолетовое излучение
2) инфракрасное излучение
3) радиоволны
Ответ: _____ → _____ → _____
10. На рисунке изображён фрагмент Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева. Изотоп плутония-239 испытывает α-распад, при котором образуются ядро гелия 42Не и ядро другого элемента. Определите, какой элемент образуется при α-распаде изотопа плутония.
Ответ: __________________________________________
11. С помощью динамометра проводились измерения веса груза. Шкала динамометра проградуирована в кН (см. рисунок). Погрешность измерения давления равна цене деления шкалы динамометра.
Запишите в ответ показания динамометра в кН с учётом погрешности измерений.
Ответ: __________________________________________
12. Вам необходимо исследовать, как зависит период свободных колебаний нитяного маятника от длины нити. Имеется следующее оборудование:
— секундомер электронный;
— нитка;
— набор из трёх шариков с петелькой разной массы;
— штатив с муфтой и лапкой;
— линейка с делениями.
Опишите порядок проведения исследования.
В ответе:
1. Зарисуйте или опишите экспериментальную установку.
2. Опишите порядок действий при проведении исследования.
Ответ: __________________________________________
13. Установите соответствие между примерами и физическими явлениями, которые эти примеры иллюстрируют. Для каждого примера проявления физических явлений из первого столбца подберите соответствующее название физического явления из второго столбца.
ПРИМЕРЫ А) при резкой остановке пассажир поезда наклоняется вперёд Б) вода в реке течёт |
ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ 1) изменение направления движения под действием сил упругости 2) сохранение скорости тела при отсутствии действия на него других сил 3) воздействие магнитного поля Земли на тело 4) воздействие гравитационного поля Земли на тело |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
Прочитайте текст и выполните задания 14 и 15.
Микроволновая печь
Микроволновая печь (СВЧ-печь) — электроприбор, использующий явление разогрева водосодержащих веществ электромагнитным излучением дециметрового диапазона (обычно с частотой 2,450 ГГц) и предназначенный для быстрого приготовления, подогрева или размораживания пищи. Микроволны, излучаемые магнетроном (генератором волн), пройдя по волноводу, попадают в камеру печи, где многократно отражаются от металлических стенок до тех пор, пока не попадают на продукты и не поглощаются ими. Энергия электромагнитных волн превращается в энергию движения молекул, ускоряет их, что и приводит к увеличению температуры материала.
В отличие от классических печей, разогрев пищи в СВЧ-печи происходит не только с поверхности разогреваемого тела, но и по его объёму, содержащему полярные молекулы (например, воды), так как радиоволны данной частоты проникают и поглощаются пищевыми продуктами на глубине примерно 2,5 см. Это сокращает время разогрева пищи. Электромагнитное поле внутри печи неоднородно и для равномерного разогрева продуктов используется вращающийся поддон. СВЧ-печь имеет более высокий КПД по сравнению с газовой и электрической плитами.
Оптимальная посуда для микроволновки выполнена из толстого стекла. Керамическая и пластиковая посуда должна иметь маркировку о приемлемости использования в СВЧ-печи.
Микроволновое излучение не может проникать внутрь металлических предметов, поэтому невозможно приготовить еду в металлической посуде. Нежелательно помещать в микроволновую печь посуду с металлическим напылением (“золотой каёмочкой”) — даже этот тонкий слой металла сильно нагревается вихревыми токами, что может разрушить посуду в области металлического напыления.
Нельзя нагревать в микроволновой печи жидкость в герметично закрытых ёмкостях и целые птичьи яйца: из-за сильного испарения воды внутри них создаётся высокое давление и, вследствие этого, они могут взорваться. Запрещено включать пустую микроволновку. Необходимо как минимум поставить в неё стакан воды.
14. Какое физическое явление лежит в основе действия микроволновой печи?
Ответ: __________________________________________
15. Выберите из предложенного перечня два верных утверждения и запишите номера, под которыми они указаны.
1) Действие микроволновой печи основано на действии магнитного поля на проводник с током.
2) Нагревание продуктов в микроволновой печи связано с поглощением веществами электромагнитных волн.
3) Посуда для микроволновой печи может быть выполнена из стекла.
4) Посуда для микроволновой печи может быть выполнена из металла.
5) КПД нагрева у обычной электрической плиты выше, чем у микроволновой печи.
Ответ:
Прочитайте текст и выполните задания 16-18.
Солнечная система
Солнечная система — планетная система, включающая в себя центральную звезду — Солнце — и все естественные космические объекты, обращающиеся вокруг Солнца. Она сформировалась путём гравитационного сжатия газопылевого облака примерно 4,57 млрд лет назад.
Большая часть массы объектов Солнечной системы приходится на Солнце; остальная часть содержится в восьми относительно уединённых планетах, имеющих почти круговые орбиты и располагающихся в пределах почти плоского диска — плоскости эклиптики. В таблице приведены основные характеристики планет Солнечной системы.
Таблица
Сравнительная таблица некоторых параметров планет
Планета |
Масса* |
Расстояние до Солнца* |
Скорость движения по орбите вокруг Солнца, км/с |
Время обращения вокруг Солнца* |
Время обращения вокруг своей оси* |
Средняя плотность,кг/м3 |
Меркурий |
0,06 |
0,38 |
47,8 |
0,241 |
58,6 |
5427 |
Венера |
0,82 |
0,72 |
35,0 |
0,615 |
243 |
5243 |
Земля |
1,0 |
1,0 |
29,8 |
1,0 |
1,0 |
5515 |
Марс |
0,11 |
1,52 |
24,1 |
1,88 |
1,03 |
3933 |
Юпитер |
318 |
5,20 |
13,0 |
11,86 |
0,414 |
1326 |
Сатурн |
95 |
9,54 |
9,6 |
29,46 |
0,426 |
687 |
Уран |
14,6 |
19,22 |
6,8 |
84,01 |
0,718 |
1270 |
Нептун |
17,2 |
30,06 |
5,4 |
164,79 |
0,671 |
1638 |
* Параметры в таблице указаны в отношении к аналогичным данным Земли.
В Солнечной системе астрономами зарегистрировано несколько десятков метеорных потоков. Метеорные рои занимают чётко определённые орбиты в космическом пространстве, и их потоки наблюдаются в строго определённое время года, когда Земля проходит точку пересечения орбит Земли и роя. Метеорный поток, как правило, получает своё название по созвездию, в котором расположен. Орбиты некоторых метеорных роёв очень близки к орбитам существующих или существовавших в прошлом комет и, по мнению учёных, образовались в результате их распада. Например, Ориониды и эта-Аквариды связаны с кометой Галлея.
Прохождение метеорных тел через земную атмосферу выглядит с поверхности Земли как “падающие звёзды”. Подлетая к Земле, метеор оказывается в атмосфере. От трения он сильно нагревается и начинает ярко светиться. Большая часть метеоров сгорает и гаснет, не долетев до Земли. Метеорный поток большой интенсивности называют звёздным или метеорным дождём.
16. Какой из параметров, указанных в таблице, уменьшается по мере удаления планет от Солнца?
Ответ: __________________________________________
17. Определите время обращения Венеры вокруг Солнца. Ответ округлите до целого числа.
Ответ:________ суток.
18. Можно ли наблюдать такое явление, как звёздный дождь, находясь на Луне? Ответ поясните.
Ответ: __________________________________________