ВАРИАНТ 2 - ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ФИЗИКЕ. 11-й КЛАСС

Физика 11-й класс - Подготовка к всероссийским проверочным работам - 2017 год

ВАРИАНТ 2 - ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ФИЗИКЕ. 11-й КЛАСС

1. Прочитайте перечень понятий, с которыми Вы сталкивались в курсе физики:

температура, теплопередача, броуновское движение, интерференция, скорость, заряд.

Разделите эти понятия на две группы по выбранному Вами признаку. Запишите в таблицу название каждой группы и понятия, входящие в эту группу.

Название группы понятий

Перечень понятий





2. Автомобиль движется по прямому участку шоссе. На графике представлена зависимость его скорости от времени.

Выберите два утверждения, которые верно описывают движение автомобиля, и запишите номера, под которыми они указаны.

1) Первые 100 секунд автомобиль движется равномерно, а следующие 100 секунд движется равноускоренно.

2) Первые 100 секунд автомобиль стоит на месте, а следующие 100 секунд движется равномерно.

3) Через 400 секунд автомобиль остановился, а потом поехал в обратном направлении.

4) Максимальная скорость движения за весь период наблюдения равна 90 км/ч.

5) Максимальный модуль ускорения автомобиля за весь период наблюдения равен 0,3 м/с2.

Ответ:

3. Человек пытается передвинуть диван вдоль стены. Изобразите на данном рисунке силы, которые действуют на диван, и направление его ускорения, если диван удалось сдвинуть с места.

4. Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова:

уменьшается,

увеличивается,

не изменяется.

Слова в ответе могут повторяться.

Баскетболист бросает мяч в кольцо. По мере подъёма мяча его кинетическая энергия _________________, его потенциальная энергия относительно поверхности Земли _________________. Если пренебречь сопротивлением воздуха, то можно говорить о том, что полная механическая энергия мяча _________________.

5. Четыре металлических бруска (А, В, С и D) положили вплотную друг к другу, как показано на рисунке. Стрелки указывают направление теплопередачи от бруска к бруску. Температуры брусков в данный момент составляют 10°С, 30°С, 50°С, 60°С. Какой из брусков имеет температуру 50 °С?

Ответ: брусок ________________­___________________

6. В герметично закрытый пакет из-под молока вставлена изогнутая пластиковая трубочка (см. рисунок), внутри которой находится небольшой столбик молока. Если нагреть пакет, не сдавливая его, столбик молока начинает двигаться влево, к открытому концу трубочки. Выберите все утверждения, которые верно характеризуют процесс, происходящий с воздухом в пакете, и запишите номера выбранных утверждений.

1) Температура воздуха повышается.

2) Температура воздуха понижается.

3) Воздух в пакете расширяется.

4) Воздух в пакете сжимается.

5) Давление воздуха в пакете повышается.

6) Давление воздуха в пакете остаётся неизменным.

Ответ: ________________­__________________________

7. На рисунке изображены два одинаковых электрометра, шар одного из которых имеет отрицательный заряд, а шар второго — положительный. Каковы будут показания обоих электрометров, если их шары соединить тонкой медной проволокой?

Ответ:

Показания электрометра А: ___

Показания электрометра Б: ___

8. При подключении электрочайника к сети с напряжением 120 В через него течёт ток 6 А. Определите силу тока, протекающего по электрической цепи электрочайника при подключении его к сети 220 В. (При расчётах считать, что сопротивление электрочайника остаётся неизменным.)

Запишите формулы и сделайте расчёты.

Ответ: ________________­__________________________





9. Расположите виды электромагнитных волн, излучаемых Солнцем, в порядке убывания их частоты. Запишите в ответе соответствующую последовательность цифр.

1) гамма-излучение

2) радиоволны

3) видимое излучение

Ответ: _____ → _____ → _____

10. На рисунке изображён фрагмент Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева. Изотоп америция-241 испытывает α-распад, при котором образуются ядро гелия 42Не и ядро другого элемента. Определите, какой элемент образуется при α-распаде изотопа америция.

Ответ: ________________­__________________________

11. С помощью амперметра проводились измерения силы тока. Шкала амперметра проградуирована в амперах (см. рисунок). Погрешность измерения силы тока равна цене деления шкалы амперметра.

Запишите в ответ показания амперметра в амперах с учётом погрешности измерений.

Ответ: ________________­__________________________

12. Вам необходимо исследовать, как зависит величина растяжения пружины от приложенной силы.

Имеется следующее оборудование:

— динамометр пружинный без шкалы;

— набор из двух пружин разной жёсткости;

— набор из пяти грузов по 100 г;

— линейка;

— штатив с муфтой и лапкой.

Опишите порядок проведения исследования.

В ответе:

1. Зарисуйте или опишите экспериментальную установку.

2. Опишите порядок действий при проведении исследования.

Ответ: ________________­__________________________










13. Установите соответствие между примерами и физическими явлениями, которые эти примеры иллюстрируют. Для каждого примера проявления физических явлений из первого столбца подберите соответствующее название физического явления из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

А) холодная металлическая ложка, опущенная в горячую воду, нагревается

Б) при заточке ножа на наждачном круге начинают лететь искры

ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

1) теплопередача от горячего к холодному

2) конвекция

3) переход внутренней энергии в излучение

4) нагревание тела при трении

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

Прочитайте текст и выполните задания 14 и 15.

Ультразвуковой увлажнитель воздуха

В ультразвуковом увлажнителе повышение влажности воздуха происходит за счёт распыления мельчайших частичек воды при помощи ультразвуковой мембраны (пьезоэлемента). Получаются особо мелкие водяные капли (туман), без нагрева окружающего воздуха. Распылённые в воздухе частички воды имеют настолько мелкий размер, что почти не оседают под действием гравитации и испаряются, не долетев до поверхности.

Если создать в материале пьезоэлемента электрическое поле, то он будет деформироваться. Помещённый в переменное электрическое поле, он будет сжиматься и растягиваться с частотой, соответствующей частоте смены знаков электрических зарядов. Таким образом, в пьезоэлектрической пластине возникают механические колебания, и она становится излучателем звуковых волн.

Основным узлом ультразвукового увлажнителя является излучатель. Он имеет вид шайбы из пьезокерамической керамики с выведенными посеребренными электродами. На излучатель подаётся переменный ток частотой примерно 5 МГц, и он начинает вибрировать в ультразвуковом диапазоне. Колебания излучателя приводят к разбрызгиванию поверхности воды на мельчайшие частички. Вода, превращённая излучателем в аэрозоль в камере над ультразвуковым элементом, выдувается наружу установленным вентилятором. Водяной туман наполняет помещение и повышает уровень влажности воздуха до установленных пользователем пределов.

Современный ультразвуковой увлажнитель прост в управлении и практически не издаёт шум. С его помощью можно поддерживать влажность воздуха на требуемом уровне. Ультразвуковой прибор безопасен, экономно расходует электроэнергию по сравнению с паровым увлажнителем и не нагревает воздух в помещении.

Любой ультразвуковой увлажнитель требует использования очищенной воды. В противном случае все предметы, находящиеся рядом с прибором, покроются белым налётом. Многие компании оснащают свои приборы эффективными водяными фильтрами, благодаря которым в воде значительно снижается содержание солей, что позволяет использовать в приборе водопроводную воду.

14. Какое физическое явление лежит в основе действия пьезоэлектрического излучателя?

Ответ: ________________­__________________________

15. Выберите из предложенного перечня два верных утверждения и запишите номера, под которыми они указаны.

1) Действие ультразвукового увлажнителя основано на нагревании воды до температуры кипения.

2) Механические колебания в пьзоэлементе возникают при подаче на него постоянного электрического тока.

3) Повышение влажности воздуха происходит за счёт распыления воды ультразвуком и последующего испарения водяных частиц.

4) Ультразвуковой увлажнитель расходует электроэнергию менее экономно по сравнению с паровым увлажнителем

5) При использовании неочищенной воды на поверхности мебели, находящейся рядом с ультразвуковым увлажнителем, появляется белый налёт.

Ответ:

Прочитайте текст и выполните задания 16-18.

Солнечная система

Солнечная система — планетная система, включающая в себя центральную звезду — Солнце — и все естественные космические объекты, обращающиеся вокруг Солнца. Все планеты, кроме Меркурия и Венеры, имеют естественные спутники.

Большая часть массы объектов Солнечной системы приходится на Солнце; остальная часть содержится в восьми относительно уединённых планетах, имеющих почти круговые орбиты и располагающихся в пределах почти плоского диска — плоскости эклиптики. В таблице приведены основные характеристики планет Солнечной системы.

Таблица

Сравнительная таблица некоторых параметров планет

Планета

Масса*

Расстояние до Солнца*

Скорость движения по орбите вокруг Солнца, км/с

Время обращения вокруг своей оси*

Средняя

плотность, кг/м3

Меркурий

0,06

0,38

47,8

58,6

5427

Венера

0,82

0,72

35,0

243

5243

Земля

1,0

1,0

29,8

1,0

5515

Марс

0,11

1,52

24,1

1,03

3933

Юпитер

318

5,20

13,0

0,414

1326

Сатурн

95

9,54

9,6

0,426

687

Уран

14,6

19,22

6,8

0,718

1270

Нептун

17,2

30,06

5,4

0,671

1638

* Параметры в таблице указаны в отношении к аналогичным данным Земли.

Солнечное затмение — астрономическое явление, которое заключается в том, что Луна закрывает полностью или частично Солнце от наблюдателя на Земле. Солнечное затмение возможно только в новолуние, когда сторона Луны, обращённая к Земле, не освещена, и сама Луна не видна. Тень Луны на земной поверхности не превышает в диаметре 270 км, поэтому солнечное затмение наблюдается только в узкой полосе на пути тени.

Если наблюдатель находится в полосе тени, он видит полное солнечное затмение, при котором Луна полностью скрывает Солнце, небо темнеет, и на нём могут появиться планеты и яркие звёзды. Вокруг скрытого Луной солнечного диска можно наблюдать солнечную корону, которая при обычном ярком свете Солнца не видна. При наблюдении затмения неподвижным наземным наблюдателем полная фаза длится не более нескольких минут.

16. Какой из параметров, указанных в таблице, уменьшается по мере увеличения скорости движения планет вокруг Солнца?

Ответ: ________________­__________________________

17. Определите длительность суток на Уране. Ответ округлите до целого числа.

Ответ: _____________ часов.

18. Можно ли наблюдать такое явление, как солнечное затмение, находясь на Меркурии? Ответ поясните.

Ответ: ________________­__________________________















Для любых предложений по сайту: [email protected]