Поурочные разработки по Алгебре 9 класс к учебнику А. Г. Мордковича - 2011 год
Дробно-линейная функция и ее график (факультативное занятие) - Числовые функции
Цель: рассмотреть свойства дробно-линейной функции и ее график.
Ход уроков
I. Сообщение темы и цели уроков
II. Повторение и закрепление пройденного материала
1. Ответы на вопросы по домашнему заданию (разбор нерешенных задач).
2. Контроль усвоения материала (письменный опрос).
Вариант 1
1. Определение корня n-й степени из числа а.
2. Найдите значение выражения
3. Постройте график функции
Вариант 2
1. Определение арифметического корня n-й степени из числа а.
2. Найдите значение выражения
3. Постройте график функции
III. Изучение нового материала
Ранее были рассмотрены свойства и график функции при разных k. Графиком функции является гипербола. Особенностью этого графика является наличие вертикальной и горизонтальной асимптот. Асимптотой графика функции y(x) называют прямую, к которой неограниченно близко приближается (при определенных условиях) график функции >>(х). По внешнему виду асимптоты разделяются на вертикальные, горизонтальные и наклонные.
Значения функции при малых значениях х(х → 0) неограниченно возрастают (у → ∞) или убывают (у → -∞). Поэтому при малых х график функции неограниченно близко приближается коси ординат (прямой x = 0). Такая прямая является вертикальной асимптотой графика функции .
При больших значениях |х| (|х| → ∞) значения функции стремятся к нулю (у → 0). Поэтому при больших значениях |x| график функции неограниченно близко приближается к осиабсцисс (прямой у = 0). Такая прямая является горизонтальной асимптотой графика функции .
Теперь обобщим функцию и рассмотрим функцию где х - переменная; а, b, с, d - некоторые числа, причем с ≠ 0 и ad - bc ≠ 0. Такую функцию называют дробно-линейной, т. е. формула, задающая функцию, представляет собой дробь, числитель и знаменатель которой линейные функции. Очевидно, что при a = d = 0 и дробно-линейная функция является обратно пропорциональной зависимостью .
Пример 1
Следующие функции являются дробно-линейными:
Заметим, что приведенные ограничения важны. При с - 0 дробно-линейная функция является линейной: при ad - bc = 0: константой
Можно показать, что графиком дробно-линейной функции является гипербола, которую можно получить с помощью параллельных переносов вдоль координатных осей графика . Для этого в дробно-линейной функции надо выделить целую часть, т. е. представить ее в виде (где n, k, m - некоторые числа).
Пример 2
Построим график функции
В дроби выделим целую часть и представим функцию в виде Здесь n = 2, k = -1, m = 1. Таким образом, надо построить график функции
Он получается смещением гиперболы на одну единицу вправо и на две единицы вверх. График данной функции имеет вертикальную асимптоту х = 1 и горизонтальную асимптоту у = 2.
Пример 3
Рассмотрим еще один способ построения графика дробно-линейной функции
Для этого найдем точки пересечения графика функции с осями координат. Положим х = 0 и определим точку пересечения с осью ординат: Теперь положим у = 0, получим уравнение: или 0 = 2х - 3 - и найдем точку пересечения с осью абсцисс х = 1,5. Построим точки A(0; 3) и B(1,5; 0).
Определим асимптоты графика функции. Вертикальную асимптоту находим из условия, что функция не определена, т. е. х - 1 = 0, откуда х = 1. Поведение функции при больших значениях |x| (|х| → ∞) определяет горизонтальную асимптоту. При таких значениях х в числителе дроби можно пренебречь числом (-3), в знаменателе - числом (-1). Тогда получаем горизонтальную асимптоту Построим асимптоты графика х = 1 и у = 2.
При построении графика функции учтем:
1) ветви графика (гиперболы) симметричны относительно точки С пересечения асимптот;
2) график функции не пересекает асимптот.
После этих замечаний легко построить график данной функции.
Пример 4
Построим график функции
Раскроем знак модуля и получим: При отрицательных значениях х и х ≠ -1 построим горизонтальную прямую у = -1. При х ≥ 0 строим график дробно-линейной функции Этот график пересекает ось ординат в точке у = -1 и ось абсцисс в точке x = 1. График имеет горизонтальную асимптоту у = 1. График также имеет вертикальную асимптоту х = -1, но она в рассматриваемый промежуток х ≥ 0 не входит. Таким образом, график данной функции состоит из прямой с удаленной точкой (-1; -1) и части гиперболы.
Пример 5
Построим график функции
Раскрыв знаки модуля, получим:
Построим полученные зависимости. На промежутке х ∈ (-∞; - 3) гипербола имеет вертикальную асимптоту х = -4, ось 0х не пересекает. На промежутке х ∈ [-3; 0] функция определена всюду, за исключением точки х = -2. При этом у = -1. На промежутке х ∈ (0; +∞) гипербола имеет горизонтальную асимптоту y = 1 и пересекает ось 0х в точке х = 2. Учитывая вышесказанное, нетрудно получить график исходной функции.
Пример 6
При каком значении параметра а прямая у = ax + 1 касается гиперболы Найдем координаты точки касания.
Очевидно, что координаты точки касания удовлетворяют системе уравнений При этом система должна иметь единственное решение. Приравняем правые части и получим уравнение: или ax2 + х + ах + 1 = х - 1, или ах2 + ах + 2 = 0 (очевидно, что а ≠ 0). Чтобы это квадратное уравнение имело один корень, его дискриминант D = а2 - 8а = 0, откуда а = 8. Найдем координаты точки касания. Подставим значение а = 8 в уравнение ах2 + ах + 2 = 0 и получим: 8х2 + 8х + 2 = 0 или 2(2х + 1)2 = 0, откуда х = -1/2. Найдем соответствующее значение Итак, координаты точки касания графиков [-1/2; -3].
IV. Контрольные вопросы
1. Приведите графики функции у = k/x для k > 0 и для k < 0.
2. Понятие асимптоты графика функции.
3. Определение дробно-линейной функции.
4. Способы построения графика дробно-линейной функции.
5. Нахождение асимптот графика дробно-линейной функции.
V. Задание на уроках
§ 10, № 19 (а, б); 23 (в, г); 24 (а, б).
VI. Задание на дом
§ 10, № 19 (в, г); 23 (а, б); 24 (в, г); 27.
VII. Творческие задания
1. Постройте график функции:
2. Постройте график уравнения:
3. Постройте график функции y(х). При каких значениях параметра а уравнение a = у(х) не имеет решений?
Ответы: a) a = 0, a = 1/2, a = 1; б) a = -1, a = -1/2, a = 0.
VIII. Подведение итогов уроков