Геометрия 9 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. С. Атанасяна - 2015
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ ОКРУЖНОСТЬ - НАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ СТЕРЕОМЕТРИИ
Цель деятельности учителя |
Создать условия для систематизации знаний по теме “Окружность”, повторения основных свойств, признаков окружности, для подготовки к сдаче ГИА |
|||
Термины и понятия |
Окружность и круг, касательная к окружности и ее свойства; окружность, описанная около треугольника; окружность, вписанная в треугольник |
|||
Планируемые результаты |
||||
Предметные умения |
Универсальные учебные действия |
|||
Умеют работать с геометрическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, осуществлять классификации, проводить логические обоснования, доказательства математических рассуждений |
Познавательные: умеют самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; владеют логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий. Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: умеют формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, работать в группе. Личностные: имеют целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики |
|||
Организация пространства |
||||
Формы работы |
Фронтальная (Ф); индивидуальная (И); групповая (Г) |
|||
Образовательные ресурсы |
• Задания для математического диктанта, групповой работы, домашней работы |
|||
I этап. Актуализация опорных знаний учащихся |
||||
Цель деятельности |
Задания для математического диктанта |
|||
Проверить навыки решения простых задач из вариантов ГИА |
(И) Математический диктант с самопроверкой. 1. К окружности с центром в точке О проведены касательная АВ и секущая АО. Найдите радиус окружности, если АВ = 12 см, АО = 13 см. Ответ: 5. 2. Центральный угол АОВ равен 60°. Найдите длину хорды АВ, на которую он опирается, если радиус окружности равен 5. Ответ: 5. 3. Центральный угол АОВ опирается на хорду АВ длиной 6. При этом угол ОАВ равен 60°. Найдите радиус окружности. Ответ: 6. 4. В окружности с центром в точке О проведены диаметры AD и ВС, угол ОАВ равен 70°. Найдите величину угла OCD. Ответ: 70. 5. В окружность вписан равносторонний восьмиугольник. Найдите величину угла АВС. Ответ: 22,5 |
|||
II этап. Решение задач |
||||
Цель деятельности |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||
Проверить умение решать задачи повышенной сложности |
(Г) Учащимся предлагаются задачи из второй части ГИА. На решение отводится 20 минут, затем каждая группа презентует решение одной задачи. После обсуждения решения записывают в тетрадь. 1. Найдите угол АСО, если его сторона СА касается окружности, О - центр окружности, а дуга ADокружности, заключенная внутри этого угла, равна 100°. 2. Из точки А проведены две касательные к окружности с центром в точке О. Найдите радиус окружности, если угол между касательными равен 60°, а расстояние от точки А до точки О равно 8. 3. Найдите угол АСО, если его сторона СА касается окружности, О - центр окружности, а дуга ADокружности, заключенная внутри этого угла, равна 140°. 4. В окружности с центром О проведены две равные хорды KL и MN. На эти хорды опущены перпендикуляры ОН и OS. Докажите, что ОН и OS равны. 5. Основание АС равнобедренного треугольника АВС равно 12. Окружность радиуса 8 с центром вне этого треугольника касается продолжений боковых сторон треугольника и основания АС. Найдите радиус окружности, вписанной в треугольник АВС. |
Решение: 1. Проведем радиус ОА. Треугольник AОС - прямоугольный, ∠A = 90°. ∠COA = 180° - ∠AOD = 180° - 100° = 80°; ∠ACO = 90° - 80°= 10°. Ответ: 10. 2. Опустим радиусы на каждую касательную. Соединим точки А и О. Получившиеся треугольники - прямоугольные, так как радиус, проведенный в точку касания, перпендикулярен касательной. По гипотенузе и катету эти треугольники равны, таким образом, мы получили, что угол, лежащий напротив катета, равен 30°. Катет, лежащий напротив угла в 30°, равен половине гипотенузы, тогда радиус равен 4. Ответ:4. 3. Проведем радиус ОА. Треугольник АОС - прямоугольный, ∠А = 90°. ∠СОА = 180° - ∠AOD = 180° - 140° = 40°; ∠АСО = 90 - 40° = 50°. Ответ: 50°. 4. Проведем OK, ON, ON, ОМ - радиусы. Треугольники KOLи MON равны по трем сторонам, тогда высоты ОН и OSтакже равны как элементы равных треугольников, что и требовалось доказать. 5. Пусть О - центр данной окружности, a Q - центр окружности, вписанной в треугольник АВС (рис. 10). Точка касания окружностей Мделит АС пополам. AQ и AO - биссектрисы смежных углов, значит, угол OAQ прямой. Из прямоугольного треугольника OAQ получаем: AМ2= MQ ∙ МО. Следовательно, Ответ: 4,5 |
||
III этап. Итоги урока. Рефлексия |
||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||
(Ф/И) - Что повторили на уроке? - Оцените свою работу и работу группы. - Закончите фразы: • Я понял... • Я вспомнил... • Я научился... • Я воодушевился... |
(И) Домашнее задание: решить задачи: 1. Хорда АВ окружности радиуса 4 см видна из центра под углом 90°. Найдите: 1) хорду АВ и расстояние от центра окружности до этой хорды; 2) углы треугольника АВС, где С - точка, расположенная на большой дуге АВ окружности так, что ∪АС : ∪СВ = 5 : 4; 3) хорду ВС. 2. Две взаимно перпендикулярные хорды АВ и СВ окружности пересекаются в точке К, причем АК = 6 см, ВК = 32 см, KD = 24 см. Найдите: 1) хорды BD и CD; 2) расстояние от точки А до прямой BD; 3) радиус данной окружности. 3. Треугольник АВС с углом В, равным 135°, вписан в окружность с центром О и радиусом R = 10√2 см. Найдите: 1) сторону АВ; 2) сторону АВ и SАВС, если известно, что угол АСВ равен 30° |