Геометрия 9 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. С. Атанасяна - 2015
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ ОКРУЖНОСТЬ - Урок 2 - НАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ СТЕРЕОМЕТРИИ
Цель деятельности учителя |
Создать условия для систематизации знаний по теме “Окружность”, повторения основных свойств, признаков окружности, для подготовки к сдаче ГИА |
||
Термины и понятия |
Окружность и круг, касательная к окружности и ее свойства; окружность, описанная около треугольника; окружность, вписанная в треугольник |
||
Планируемые результаты |
|||
Предметные умения |
Универсальные учебные действия |
||
Умеют работать с геометрическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, осуществлять классификации, проводить логические обоснования, доказательства математических рассуждений |
Познавательные: умеют самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; владеют логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий. Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: умеют формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, работать в группе. Личностные: имеют целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики |
||
Организация пространства |
|||
Формы работы |
Фронтальная (Ф); индивидуальная (И); групповая (Г) |
||
Образовательные ресурсы |
• Задания для математического диктанта, групповой работы, домашней работы |
||
I этап. Актуализация опорных знаний учащихся |
|||
Цель деятельности |
Совместная деятельность |
||
Проверить уровень сформированности теоретических знаний |
(Ф/И) 1. Проверка правильности выполнения домашнего задания. Три ученика выносят на доску решение домашних задач. Остальные учащиеся сверяют со своим решением и задают интересующие их вопросы по выполненной работе. 2. Математический диктант. - Какие из следующих утверждений верны? 1) Центром окружности, описанной около правильного треугольника, является точка пересечения высот. 2) В любой четырехугольник можно вписать не более одной окружности. 3) Если стороны прямоугольника равны 3 и 4, то диаметр описанной около него окружности равен 5. 4) Сумма смежных углов равна 90°. 5) Через любые две различные точки проходит не более одной прямой. 6) Через любые две различные точки проходит не менее одной прямой. Ответы: 1, 3, 5. 3. Решение задач (устно). 1) Найдите (в см2) площадь закрашенной фигуры, изображенной на клетчатой бумаге с размером клетки 1 см х 1 см (см. рис 1). В ответе запишите S/π. 2) Один острый угол прямоугольного треугольника в 9 раз больше другого. Найдите больший острый угол. Ответ дайте в градусах. 3) Найти площадь заштрихованной фигуры, если R = 6. 4) R1 = R2 = 5. Найти площадь заштрихованной фигуры. 5) Найти площадь заштрихованной фигуры. |
||
II этап. Решение задач |
|||
Цель деятельности |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
Совершенствовать навыки решения задач |
(Ф/И) и (Г) |
X. Угол ВАС равен углу ВСР, так как ∠ВАС = 90° - ∠АВС и ∠BCP = 90° - ∠ABC. Так как тангенс - это отношение противолежащего катета к прилежащему, имеем: Тогда BP = 4х, PC = 3х, а гипотенуза ВС = 5х по теореме Пифагора. Площадь треугольника равна произведению половины его периметра на радиус вписанной окружности, но площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения катетов, следовательно, имеем: Таким образом, BP = 16, PC = 12, а ВС = 20. Так как то АС = 15, а АВ = 25 по теореме Пифагора. В треугольнике АВС площадь равна произведению половины его периметра на радиус вписанной в него окружности, но площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения катетов, следовательно, имеем: Ответ: r = 5. Медиана ВМ делит АС пополам. Центр окружности лежит на середине медианы ВМ, тогда ON - средняя линия в треугольнике ВМС, где О - центр окружности, а N - точка пересечения этой окружности стороны ВС. Средняя линия в треугольнике равна половине основания, поэтому ON = 1. Средняя линия ON является радиусом окружности. Так как медиана ВМ является диаметром, то ВМ = 2ON = 2. Проведем MN в треугольнике ВМС. Так как угол BNM опирается на диаметр ВМ, то ∠BNM = 90°, таким образом, треугольник BNM - прямоугольный. Так как MN - средняя линия, то она параллельна АВ, тогда треугольник АВС - прямоугольный. Центр описанной вокруг прямоугольного треугольника окружности лежит на середине гипотенузы, таким образом, радиус описанной вокруг треугольника АВС окружности равен 2. Ответ: r = 2. Обозначим центры первой и второй окружностей за O1 и O2, а точки касания с общей касательной, не проходящей через точку В, за М и N. Прямоугольные треугольники АО1М и АО1В равны по катету и гипотенузе. Аналогично, равны треугольники AО2N и АО2В. Значит, прямые О1А и О2А являются биссектрисами углов МО1В и NО2B соответственно. Прямые МО1 и NО2параллельны, поэтому сумма углов МО1В и NO2B равна 180°, а сумма углов АО1В и АО2В равна 90°, то есть треугольник О1О2А - прямоугольный. Поскольку АВ - высота, проведенная к гипотенузе, треугольники АО1В и АО2В подобны. Значит, Ответ: 9. Стороны треугольника, вершинами которого являются центры этих трех окружностей, равны 5, 12 и 13. Поскольку 52 + 122 = 132, этот треугольник прямоугольный. Площадь этого треугольника равна 30. В то же время, она равна произведению радиуса вписанной окружности на полупериметр. Значит, искомый радиус равен Ответ: 2 |
|
Этот этап урока можно провести в форме деловой игры. Класс делится на четыре группы. Две группы выступают в роли экспертов, а другие две группы - в роли выпускников, сдающих ГИА. Затем группы меняются ролями. Задачи для групп: 1. Из вершины прямого угла С треугольника АВС проведена высота СР. Радиус окружности, вписанной в треугольник ВСР, равен 8, тангенс угла ВАС равен 4/3. Найдите радиус окружности, вписаннойв треугольник АВС. 2. Медиана ВМ треугольника АВС является диаметром окружности, пересекающей сторону ВС в ее середине. Длина стороны АС равна 4. Найдите радиус описанной окружности треугольника АВС. 3. Окружность радиуса 4 касается внешним образом второй окружности в точке В. Общая касательная к этим окружностям, проходящая через точку В, пересекается с некоторой другой их общей касательной в точке А. Найдите радиус второй окружности, если АВ = 6. 4. Три окружности, радиусы которых равны 2, 3 и 10, попарно касаются внешним образом. Найдите радиус окружности, вписанной в треугольник, вершинами которого являются центры этих трех окружностей |
|||
III этап. Итоги урока. Рефлексия |
|||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||
(Ф/И) Подвести итоги экспертной деятельности. - Какие бы баллы вы поставили друг другу при решении данных задач? - Что получилось? Что не получилось? - Что было самым сложным? |
(И) Домашнее задание: повторить тему “Многоугольники и четырехугольники”. Решить задачи: 1. Радиус окружности, вписанной в равнобедренный треугольник АВС с основанием АС, равен 3 см, К - точка касания окружности с боковой стороной, КВ = 4. Найдите: 1) сторону АС; 2) угол ВАС; 3) радиус окружности, описанной около треугольника АВС. 2. В равнобедренный треугольник АВС с основанием АС вписана окружность, касающаяся сторон АВ и ВС в точках М и Н. 1) Докажите, что ∆МВН ~ ∆АВС. 2) Найдите угол ВАС и радиус окружности, если АВ = 2 м, МН = 1 м |