Геометрия 9 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. С. Атанасяна - 2015
РАЗЛОЖЕНИЕ ВЕКТОРА ПО ДВУМ НЕКОЛЛИНЕАРНЫМ ВЕКТОРАМ - МЕТОД КООРДИНАТ
Цель деятельности учителя |
Создать условия для доказательства леммы о коллинеарных векторах и теоремы о разложении вектора по двум неколлинеарным векторам |
||||
Термины и понятия |
Лемма, разложение вектора |
||||
Планируемые результаты |
|||||
Предметные умения |
Универсальные учебные действия |
||||
Умеют применять векторы при доказательстве теоремы о разложении вектора по двум неколлинеарным векторам |
Познавательные: умеют устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать умозаключения, формулировать выводы. Регулятивные: осознанно владеют логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий. Коммуникативные: выстраивают аргументацию, участвуют в диалоге. Личностные: проявляют критичность мышления |
||||
Организация пространства |
|||||
Формы работы |
Фронтальная (Ф); индивидуальная (И) |
||||
Образовательные ресурсы |
• Чертежи для задач |
||||
I этап. Актуализация знаний учащихся |
|||||
Цель деятельности |
Совместная деятельность |
||||
Выявить трудности, возникшие у учащихся при выполнении домашнего задания |
(Ф/И) 1. Ответить на вопросы учащихся. 2. Обсудить выполнение домашнего задания (два ученика у доски). 3. Устно решить задачу по заранее заготовленному на доске чертежу. Дан параллелограмм ABCD с диагоналями АС и BD, пересекающимися в точке О, а также отрезки МР и NQ, соединяющие соответственно середины сторон АВ и CD, ВС и АD. Требуется выразить: 1) вектор через вектор 2) вектор через вектор 3) вектор через вектор 4) вектор через вектор - Можно ли для любой пары коллинеарных векторов подобрать такое число, что один из векторов будет равен произведению второго вектора на это число? |
||||
II этап. Изучение новой темы |
|||||
Цель деятельности |
Совместная деятельность |
||||
Доказать лемму и теорему о разложении вектора |
(Ф) 1. Формулировка леммы о коллинеарных векторах. Для понимания учащимися формулировки леммы полезно обсудить, во-первых, почему важно условие и, во-вторых, будет ли верно утверждение, если рассматривать произвольные (в том числе и неколлинеарные) ненулевые векторы. 2. Доказательство леммы. 3. Решение задачи по чертежу параллелограмма ABCD, выполненному на доске. (Тем самым можно подвести учащихся к мысли о возможности выражения вектора через два данных неколлинеарных вектора.) Точки М и Q - середины сторон АВ и AD параллелограмма ABCD. Выразите: - вектор через - вектор через - вектор через - вектор через 4. Рассмотрение теоремы о разложении вектора по двум данным неколлинеарным векторам. (Полезно обратить внимание на роль леммы в доказательстве.) |
||||
III этап. Закрепление изученной темы |
|||||
Цель деятельности |
Совместная деятельность |
||||
Совершенствовать навыки решения задач |
(Ф/И) Решить на доске и в тетрадях: 1. № 911 (а, б); 912 (б, в). 2. № 915 (по готовому чертежу) и 916 (а, б) |
||||
IV этап. Итоги урока. Рефлексия |
|||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||
(Ф/И) - Подведите итог урока. - Составьте синквейн к уроку |
(И) Домашнее задание: № 911 (в, г), 912 (ж, е, з), 916 (в, г) |