Поурочные разработки по Математике 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина
Проценты - Урок 5 - ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ВЫЧИСЛЕНИЙ И ИЗМЕРЕНИЙ - ДРОБНЫЕ ЧИСЛА
Основная дидактическая цель урока: познакомить с решением задач на процентное отношение чисел; совершенствовать вычислительные навыки учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Устный счет
1. Заполните таблицу.
На доске (слайде):
Дробь
1/2
1/10
1/50
Десятичная дробь
0,25
0,05
Процент
20%
100%
1%
2. Решите задачи (устно).
1) В книге 200 страниц. Ученик прочитал 10% всей книги. Сколько страниц прочитал ученик?
2) В школе 500 учащихся. Ученики пятого класса составляют 12% всех учащихся. Сколько учеников пятых классов в школе?
3) Площадь, равная 10 а, занята капустой, что составляет 50% всего поля. Чему равна площадь всего поля?
4) В классе 21 мальчик, что составляет 70% учащихся класса. Сколько учащихся в этом классе?
5) В книге 60 страниц. Наташа уже прочитала 17 страниц. Какую часть книги прочитала Наташа?
6) В мае 31 день. Из них 6 дней были выходными. Какая часть выходных дней в мае?
7) В пятом классе 25 учеников. 17 человек учатся без троек. Какая часть класса учится без троек?
III. Определение темы урока
На доске (слайде):
В пятом классе 25 учащихся. 17 человек учатся без троек. Какая часть учащихся учится без троек?
В пятом классе 25 учащихся. 17 человек учатся без троек. Сколько процентов учащихся учатся без троек?
— Сравните задачи. Чем они похожи? Чем отличаются?
— Какую из задач мы можем решить?
Вторая задача на нахождение процентного отношения чисел.
— Попробуйте сформулировать тему урока.
IV. Работа по теме урока
— Решите первую задачу, но ответ пока не пишите.
— Можно ли данную обыкновенную дробь заменить десятичной? Как?
— Можно ли данную десятичную дробь заменить процентами?
0,68 = 68%
— Мы ответили с вами на вопрос второй задачи.
— Расскажите, как найти процентное отношение двух чисел.
V. Решение задач
1. С. 240, № 1580 (работа в паре).
Проверка
357 : 700 = 0,51
0,51 = 51% — мальчики составляют 51 % всех учащихся школы.
2. С. 240, № 1583.
— Прикиньте, каким должен быть ответ.
42 : 35 = 1,2
1,2 = 120%
— Как теперь узнать, на сколько процентов рабочий перевыполнил норму?
120% - 100% = 20%
3. С. 240, № 1585 (работа в паре).
32 : 40 = 0,8
0,8 = 80%
28 : 35 = 0,8
0,8 = 80%
80% = 80%
Ответ: оба класса одинаково хорошо справились с задачей.
VI. Самостоятельная работа
Вариант 1
1. Из 76 м2 площади квартиры кухня занимает 12%. Найдите площадь кухни.
12% = 0,12
76 ∙ 0,12 = 9,12 (м2) — площадь кухни.
2. Содержание песка в земляной смеси составляет 20%. Какова масса земляной смеси, если песка в ней 34 кг?
20% = 0,2
34 : 0,2 = 170 (кг) — масса земляной смеси.
3. Туристу нужно пройти 80 км. К концу первого дня он уже прошел 20 км. Сколько всего процентов пути прошел турист?
20 : 80 = 0;25
0,25 = 25% — прошел турист.
Вариант 2
1. В сплаве есть медь, содержание которой составляет 25%. Сколько меди содержится в сплаве массой 76 кг?
25% = 0,25
76 ∙ 0,25 = 19 (кг) — меди содержится в сплаве.
2. Сколько страниц в книге, если рассказ на 12 страницах составляет 15% книги?
15% = 0,15
12 : 0,15 = 80 (с.) — столько в книге страниц.
3. Ученик решил 17 задач из 68. Сколько процентов задач он решил?
17 : 68 = 0,25
0,25 = 25% — решил ученик.
VII. Рефлексия
— Оцените свои знания.
— Что следует повторить дома в качестве подготовки к контрольной работе?
Домашнее задание
С. 242, № 1609, 1610.