Поурочные разработки по Математике 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина
Проценты - Урок 4 - ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ВЫЧИСЛЕНИЙ И ИЗМЕРЕНИЙ - ДРОБНЫЕ ЧИСЛА
Основная дидактическая цель урока: учить решать задачи на нахождение процента от числа и числа по проценту.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Определение темы урока
Сегодня на уроке мы будем учиться решать задачи, связанные с процентами.
III. Устный счет
1. Графический диктант.
(Ответ “да” соответствует _, ответ “нет” — Λ.)
Ключ: _ _ _ _ Λ _ _ Λ Λ _
2. Решите задачи.
1) Найдите 6% от 20.
2) Турист прошел 14 км, что составляет 70% всего маршрута. Чему равен весь маршрут?
3) В книге 300 страниц. Оля прочитала 20% книги. Сколько страниц прочитала Оля?
4) Рабочий изготовил 50 деталей, что составляет 25% его задания. Сколько деталей должен был изготовить рабочий по заданию?
IV. Решение задач
1. С. 239, № 1570.
— Сколько яблок было собрано за день?
— Сколько процентов яблок отправили в магазин?
— Что сделали с оставшимися яблоками?
— Что требуется узнать в задаче?
Собрали 4840 кг яблок.
В магазин — ?, 25%
На склад — ? остальные.
— Можем ли узнать, сколько яблок отправлено в магазин?
— Как теперь узнать, сколько яблок отправлено на склад?
25% = 0,25
1) 4840 ∙ 0,25 = 1210 (кг) — отправлено в магазин.
2) 4840 — 1210 = 3630 (кг) — отправлено на склад.
(Полезно рассмотреть второй способ решения этой задачи.)
— Сколько процентов составляет целое число?
— Можно ли узнать, сколько процентов яблок отправили на склад, если в магазин отправлено 25%?
— Можно теперь узнать, сколько килограммов составляют 75%?
1) 100% — 25% = 75% — отправили на склад.
75% = 0,75
2) 4840 ∙ 0,75 = 3630 (кг) — отправили на склад.
2. С. 239, № 1578.
— Какую часть мороженого составляет сахар?
— Сколько это килограммов?
— Можно ли узнать массу мороженого?
— Какой вид этой задачи?
— Как найти число по процентам?
14% = 0,14
1) 35 : 0,14 = 250 (кг) — масса всего мороженого.
250 кг = 250 000 г
2) 250 000 : 100 = 2500 (порций) — сделали мороженого.
3. С. 239, № 1579.
— Сколько деталей изготовила бригада сверх плана?
— Сколько это процентов?
— Можно ли узнать количество деталей по плану?
— Какой вид этой задачи?
— Как найти число по процентам?
— Зная план, сможем ли мы узнать количество изготовленных деталей?
5% = 0,05
1) 250 : 0,05 = 5000 (дет.) — количество деталей по плану.
2) 5000 + 250 = 5250 (дет.) — изготовили рабочие.
V. Самостоятельная работа
Вариант 1
1. В железной руде содержится 54% железа. Сколько железа в 475 т руды?
54% = 0,54
475 ∙ 0,54 = 256,5 (т).
2. Ученик прочитал 35 страниц, что составляет 17,5% книги. Сколько страниц в книге?
17,5% = 0,175
35 : 0,175 = 200 (страниц).
Вариант 2
1. Никелевая руда содержит 4% никеля. Сколько никеля содержится в 150 т такой руды?
4% = 0,04
150 ∙ 0,04 = 6 (т).
2. Заасфальтировав 27,5 км дороги, ремонтники выполнили 25% всего плана. Сколько километров дороги надо заасфальтировать по плану?
25% = 0,25
27,5 : 0,25 = 110 (км).
VI. Рефлексия
— Что нового узнали сегодня на уроке?
— Что необходимо повторить дома?
Домашнее задание
С. 242, № 1606, 1611.