История России Конец XVI-XVIII век 7 класс - Технологические карты уроков по учебнику А. А. Данилова - 2016 год
НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ
Тип урока |
Комбинированный |
Цель урока |
Представить развитие российской экономики в первой половине XVII века, показать демографические изменения; рассказать о зарождении новых черт в развитии экономики России, политических отношений, о развитии товарно- денежных отношений; сравнить историческое развитие в XVII в странах Западной Европы и России; показать, что крепостное право являлось в России сдерживающим фактором экономического развития; охарактеризовать новые черты в экономике России: формирование единого рынка; рост городов и т. д. |
Задачи урока |
На основе анализа полученной из различных источников информации научиться применять исторические знания данной эпохи в нестандартных условиях; на основе работы с текстом учебника, с исторической картой и анимированной презентацией узнать об основных событиях, связанных с периодом развития России в начале XVII века, установить логические связи между событиями XVII века |
Формы, приемы, методы |
Тест, работа с текстом, картой, документами |
Предполагаемый результат |
Знать: причины упадка экономики в начале XVII века; направления внутренней политики новой династии Романовых; основные понятия по теме “Экономическое развитие России”. Уметь: определять место и роль основных событий экономического развития России в XVII веке; объяснять причины и особенности экономического развития России в XVII веке; анализировать результаты экономического развития России в XVII веке |
Компетенции, УУД |
Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, регулятивные, личностные |
Педагогические технологии |
Метод проблемного обучения, технология сотрудничества |
Оборудование и материалы |
Мультимедийное оборудование, экран (интерактивная доска), карты, карточки с заданиями |
Основные понятия |
Крепостное право, барщина, наёмный труд, мануфактура, ярмарка, белые слободы, бобыль, мелкотоварное производство, предприниматель, промышленник, социальная база |
Организационная структура урока
Этап урока |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
Оценивание, формы контроля |
Результат |
1. Организационный |
Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне |
Проверка домашнего задания (тест - см. Приложение 1). - Что собой представляла российская экономика после Смуты? |
Проявляют интерес к материалу изучения. Представляют собственный опыт, собственные мысли, делают вывод о неутешительном состоянии российской экономики |
Регулятивные, личностные |
Тест. Работа по тексту параграфа, п. 1. Последствия Смуты (с. 36) |
Включение в учебный процесс |
2. Постановка целей и задач урока |
Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез |
- Какие задачи поставила перед собой новая власть? - Какими способами можно достичь экономического роста? |
Выдвигают варианты формулировки цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Останавливают свой выбор на целях |
Учебно- познавательные, коммуникативные, личностные |
Появление цели урока. Умения сотрудничать, вступать в дискуссии, анализировать, доказывать свою точку зрения, ставить цели и планировать свою работу |
|
3. Актуализация знаний |
Соорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для “открытия нового знания”; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося |
- Какие новые черты появились в российской экономике? |
Слушают рассказ учителя и на его основе делают записи в тетради. Выделяют новые черты в сельском хозяйстве |
Учебно- познавательные, коммуникативные, личностные |
Записи в тетради |
Фиксация имеющихся предметных учебных знаний (умений), известных способов деятельности |
4. Первичное усвоение новых знаний |
Организация самостоятельного исследования с целью получения нового знания |
Предлагает материал для наблюдения и систему вопросов. Рассказывает о появлении мануфактур в России. Предлагает обучающимся заполнить сравнительную таблицу (см. Приложение 2) |
Получают в результате самостоятельного исследования новое знание. Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы |
Учебно- познавательные, коммуникативные, личностные |
Сравнительная таблица (ремесленная мастерская и мануфактура) |
Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета |
5. Первичная проверка понимания |
Организация усвоения обучающимися нового способа действий при решении задач с проговариванием во внешней речи |
Работа по карте. Вопросы: 1. Какие мануфактуры возникли в России? 2. Покажите на карте крупные мануфактуры. 3. В чем отличие русских мануфактур от западных? 4. Определите по карте, где были самые крупные ярмарки в стране. 5. Что вы можете сказать о развитии рынка в России? |
Ориентируются на получение конкретного результата, излагают и поясняют учебный материал. Работают с картой учебника |
Учебно- познавательные, коммуникативные, личностные |
Работа с картой учебника, с. 42 |
Формирование навыков поисковой деятельности. Развитие учебно-познавательной мотивации |
6. Первичное закрепление |
Включение нового знания в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного, организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действия; организация самостоятельной проверки решений обучающихся; создание ситуации успеха для каждого; выявление причин ошибок и их исправление |
Организация работы с историческими документами (см. Приложение 3). Задание: на основании текста документа объясните, какие черты нового или старого существовали в хозяйственной жизни России начала XVII века |
Используют приобретенные знания в практической деятельности, решают творческие задачи. Ориентируются в информации. Проводят самооценку и выбирают задания соответствующего уровня |
Учебно- познавательные, информационные, коммуникативные, личностные |
Работа с историческими документами |
Умения ориентироваться в содержании предмета, использовать информацию из различных источников, вычленять необходимую для решения совместной задачи. Освоение способов совместной деятельности, формирование навыков речевой деятельности. Уточнение собственных возможностей и ограничений |
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция |
Организация действия по обобщению: - анализ признаков объекта; - выделение главных признаков; - оформление выводов о понятии, явлении предмета через таблицу, схему, план. Действия по контролю и оценке знаний, умений, навыков. Коллективно-распределенная деятельность. Проектная деятельность. Работа с дополнительной литературой |
Подводит итоги урока, помогает обучающимся делать выводы об экономическом развитии России: - Специализация отдельных районов страны, что вело к активному товарному обращению и усилению связей хозяйства с рынком. - В XVII веке ремесло постепенно превращается в мелкотоварное производство для продажи на рынке, создаются ремесленные мастерские. - В России не сложились условия для развития капиталистической мануфактуры — рынок свободных рук и внутренний рынок. - Создание всероссийского рынка стало главной особенностью торговли в XVII веке |
Систематизируют, обобщают изученное, делают выводы на основе полученных материалов на уроке |
Учебно- познавательные, коммуникативные, личностные |
Ответы на вопросы, выводы |
Умения соединять части изученного материала в целое, высказывать суждение по результатам сравнения. Формирование собственных представлений о предмете изучения. Реализация личностного потенциала в постановке цели и способах её достижения. Анализ личностных изменений в процессе учения |
8. Рефлексия |
Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего коллектива |
- Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложения: • Сегодня на уроке я... • Самым полезным и интересным для меня было... • Я встретился с трудностью при... • У меня хорошо получилось... • Мне это необходимо для...___________ • Строки самому себе... • Скажи комплимент данной теме... Домашнее задание: § 4, вопросы, задания, документы |
Анализируют деятельность по достижению цели |
Учебно- познавательные, коммуникативные, личностные |
Рефлексия с помощью клише |
Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование |
Приложение 1
Тест на тему “Смута”
1. Кто избрал Бориса Годунова царем?
а) Он был назначен Федором Ивановичем перед смертью;
б) Земский собор;
в) боярская дума.
2. Что такое Юрьев день?
а) День, когда крестьяне имели право уйти от землевладельца после окончания сельскохозяйственных работ и уплаты пожилого;
б) день, когда крестьянам прощались все долги и недоимки;
в) день, когда землевладелец отпускал крестьян на заработки.
3. Что такое “заповедные лета”?
а) Ограничение срока сыска беглых крестьян (первоначально пятью годами);
б) время страшного голода, свирепствовавшего на Руси вследствие неурожаев 1601-1603 гг.;
в) период времени, в который был запрещен переход крестьян от одного хозяина к другому.
4. Кто был первым (предположительно) самозванцем, выдававшим себя за царевича Дмитрия?
а) Григорий Отрепьев;
б) Иван Болотников;
в) Михаил Молчанов.
5. Что такое “урочные лета”?
а) Период времени, в который был запрещен переход крестьян от одного хозяина к другому;
б) установление срока сыска беглых крестьян (первоначально в течение пяти лет);
в) день, когда крестьянам прощались все долги и недоимки.
6. Когда был убит Лжедмитрий I?
а) Июнь 1605 года;
б) май 1606 года;
в) май 1607 года.
7. О каком видном деятеле С. М. Соловьев сказал, что он “...был - не, скажем, избран, но выкликнут царем”!
а) Борис Годунов;
б) Лжедмитрий I;
в) Василий Шуйский.
8. Кому боярское правительство (“семибоярщина”) в 1610 году предложило русский престол?
а) Польскому королевичу Владиславу;
б) шведскому принцу Карлу-Филиппу;
в) сыну Марины Мнишек и Лжедмитрия II.
9. Кто возглавил первое ополчение?
а) Прокопий Ляпунов;
б) Дмитрий Пожарский;
в) Иван Заруцкий.
10. Кто стал инициатором второго ополчения?
а) Дмитрий Пожарский;
б) Дмитрий Трубецкой;
в) Кузьма Минин.
Ответы: 1-б. 2-а. 3-в. 4-а. 5-6. 6-6. 7-в. 8-а. 9-а. 10-в.
Приложение 2
Сравнительная таблица “Отличительные признаки мануфактуры от ремесленной мастерской”
Вопросы для сравнения |
Ремесленная мастерская |
Мануфактура |
Каковы размеры предприятия? |
||
Кто работал на предприятии? |
||
Какие орудия труда применялись? |
||
Кому принадлежали орудия труда и изготовляемая продукция? |
Виды мануфактур:
“Посессионные” - мануфактуры, основанные при поддержке государства. Государство всячески помогало и поощряло развитие производства; давало землю, деньги, лес.
Казенные или дворцовые - где использовался принудительный труд, обеспечивали армию и царское окружение. Связи с рынком не имели (Оружейная палата, Золотая и Серебряная палаты, Хамовный двор, Бархатный двор).
Купеческая - связана с рынком и занималась товарным производством.
Приложение 3
Исторические документы
1. “Боярин Морозов имел владения в Арзамасском и Нижегородском уездах, в Павлове под Москвой. Он владел 7 000 душ крепостных... в его вотчинах хлеба производилось так много, что им полностью обеспечивались нужды боярского двора, засыпались закрома, а на излишках были организованы винодельческие заводы, перерабатывающие хлеб в вино. Он владел железоделательными предприятиями и имел “поташные заводы”, промышленные изделия его заводов продавались за границу”.
2. Ричард Джексон, член английской торговой компании, вез в подарок русскому царю часы от английской королевы. Во время шторма часы пострадали. В период стоянки в Великом Устюге англичанин попросил воеводу найти мастера, чтобы починить часы. Мастера нашли и привели к воеводе. После нескольких часов стояния мастера на ветру появился воевода. Он толкнул мастера на землю, притянул за волосы и произнес: “Отправляйся немедля на корабль, тебя ждет иностранец, исполнишь то, что он скажет. Уразумел, холоп?”