История России - Конец XVI-XVIII век - Поурочные разработки 7 класс А. А. Данилов, Л. Г. Косулина
Быт и обычаи - РОССИЯ В 1760—1790-х гг.
Цели урока: проследить общее направление перемен в быте и обычаях россиян в XVIII в.; отметить сословный характер этих изменений; сформировать у учащихся представление об историческом значении перемен в российском быте и обычаях в XVIII в.
Основные знания: новые явления в развитии сословного жилищного строительства; синтез русской национальной традиции и новейшей европейской моды в одежде дворянства и городского населения; традиции и новации в питании двора, высшего света, городского чиновничества, мелкопоместного дворянства, городского населения и крестьян; новые явления в организации досуга и повседневного быта основных категорий населения России XVIII в.
Образовательная среда: учебник, рабочая тетрадь, репродукции картин Ф. Я. Алексеева «Красная площадь в Москве», А. П. Антропова «Портрет графини М. А. Румянцевой», И. П. Аргунова «Потрет неизвестной в русском костюме», В. К. Боровиковского «Портрет вице-канцлера князя А. Б. Куракина», М. Шибанова «Празднество свадебного договора».
Внутрипредметные связи: история России: сословный быт, обычаи и нравы в XVII в.
Ключевое понятие: колядки.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): характеризовать особенности жизни и быта отдельных слоёв русского общества, традиции и новации XVIII в.; составлять рассказ (презентацию) о жизни и быте отдельных сословий, используя материалы учебника и дополнительную информацию (в том числе по истории своего края); приводить примеры западного влияния на быт и нравы населения России в XVIII в.; давать определение понятию колядки.
Основные сведения
В жилищном строительстве XVIII в. наиболее наглядно проявляются сословные различия. Парадные дворцы российских императоров уже не имели ничего общего не только с царскими теремами XVII в., но и со скромными жилищами Петровской эпохи.
Старались не отставать от царей и вельможи. Они строили себе по нескольку дворцов не только в Санкт- Петербурге и Москве, но и в пригородах.
Дома простых горожан и крестьян по-прежнему были деревянными, поэтому часто даже из-за небольшого пожара выгорали целые городские кварталы и деревни.
В XVIII столетии мода на иностранные наряды вошла в привычку. Вначале русские дворяне выписывали платья и камзолы из Европы, а затем стали приглашать из-за границы модельеров и портных.
Мелкопоместным дворянам и бедным чиновникам такая роскошь была недоступна. Однако они тоже стремились следовать моде хотя бы в фасонах одежды.
Крестьяне продолжали носить всё те же овчинные тулупы, армяки, зипуны, что и раньше.
Питание основной части населения Российской империи оставалось традиционным.
Изменения в питании произошли прежде всего в домах аристократов. Популярной стала западноевропейская кухня.
План изучения нового материала: 1. Жилище. 2. Одежда. 3. Питание. 4. Досуг.
Ход урока
Материал учебника по этой теме скомпонован иначе, чем в аналогичных предыдущих параграфах. Он не содержит, как это бывало прежде, «фонариков», построенных по принципу сословной стратификации и описывающих изменения внутри сословий. Предлагаемый здесь вариант урока содержит информацию по основным сферам быта населения России в XVIII в.: жилище, одежда, питание, досуг. Ограниченность объёма учебника делает невозможным отражение всех сторон этой обширной темы. Поэтому главной формой преподнесения нового материала будет беседа учителя с учениками, построенная на базе как материалов учебника, так и дополнительных материалов, иллюстративных источников. В связи с этим методические рекомендации по данной теме будут содержать именно дополнительный материал и контрольные вопросы для учащихся.
1. Поскольку в учебнике присутствуют изображения в основном лишь царских дворцов и домов столичной знати, учитель должен кратко рассказать об особенностях жилья небогатых горожан и крестьян.
Особенностью жилых помещений богатых столичных домов в XVIII в. стало украшение печей изразцами. Люди победнее покупали изразцы простые, без глазури, с нехитрым орнаментом. Более обеспеченные — с одноцветной глазурью, зелёной или коричневой, с рельефным изображением птиц, зверей, батальных сцен. Богатые предпочитали многоцветные изразцы. В крестьянских избах праздничное многоцветье изразцовой печи заменяла красочная роспись стен, шкафов, дверей, оконных ставен, затейливая деревянная резьба наличников и скамеек.
При изучении данной темы ощущается отсутствие материала о жизни обычных мелкопоместных дворян, особенно в летние месяцы, в загородных домах. Поэтому важными являются свидетельства очевидцев и современников.
Учитель отмечает, что особенностью XVIII в. стало создание дворянской знатью загородных домов, усадеб. В качестве примера можно привести описание одного из таких домов, принадлежавших помещику средней руки. Особое внимание при этом обращается на количество и предназначение комнат и их меблировку.
Из воспоминаний современника Елизаветы Петровны дворянина Андрея Болотова
Разделяя время своё между чтением, писанием и рисованием, я жил при родительнице моей. Все сии учебные работы производил я на большом и предлинном дубовом столе, стоящем у нас в переднем углу той комнаты, где мать моя жила и почивала. Что касается моей спальни, то была она в маленьком чуланчике, отгороженном досками от комнатки, бывшей рядом со спальней матери моей.
Происходило это не от того, что помещения наши были маленькие: они были превеликие, но по обыкновению тогдашнему состояли они по большей части из пустых и нежилых комнат. Была зала. Просторная комната эта от начала построения дома была холодная, и все украшения её в иконах, которыми весь угол и стена были заполнены, ибо не было тогда в привычках комнаты оштукатуривать и оббивать обоями. Мебель вся состояла из лавок вокруг стен и длинного стола, поставленного в переднем углу и покрытого ковром. Наполнялась зала народом один раз в год, на святую неделю (перед Пасхой. — А. Д.), когда в ней молебен служили.
Комната, которая была у матери моей, служила и гостиной, и столовой, и спальней. Что принадлежит до мебели, то нынешних соф, канапе, кресел, комодов, ломберных столиков и прочего тому подобного не было тогда в привычках. Гладенькие и чистенькие лавочки вокруг стен, полдюжины старинных стульев, длинный дубовый стол, который стоял в переднем углу. В другом — была матери моей кровать, в третьем — печь, сложенная из узорчатых цветных изразцов, в четвёртом стоял почерневший шкафчик.
Было ещё два помещения холодных. Одно занято было мелочными съестными припасами, а другое — сундуками.
2. Материал данного пункта плана объясняет учитель, опираясь на соответствующий текст параграфа и иллюстрации на с. 262 учебника. Для большей наглядности можно использовать репродукции картин А. П. Антропова «Портрет графини М. А. Румянцевой», И. П. Аргунова «Потрет неизвестной в русском костюме», В. К. Боровиковского «Портрет вице-канцлера князя А. Б. Куракина», М. Шибанова «Празднество свадебного договора».
Также учитель может дать ученикам дополнительный материал, позволяющий составить представление о том, как одевались крестьяне.
В крестьянских семьях денег на одежду не тратили. С детских лет девочек начинали обучать прясть нитки из льна, конопли, шерсти. Мужчины же делали для них разукрашенные прялки, которыми гордились и берегли всю жизнь. Из домотканого полотна женщины шили для себя длинные полотняные рубахи с рукавами, зауженными у кистей. Поверх рубахи надевали нечто подобное юбке из клетчатой шерстяной ткани — понёву. В холодное время носили своеобразный шерстяной плащ с рукавами — свиту. Мужчины ходили в холщовых рубахах и штанах. Зимой все носили некое подобие шуб из овчины мехом внутрь. Летняя обувь — лапти, сплетённые из липовой коры, или «поршни», скроенные из цельного куска кожи. Зимой надевали валенки. Шили одежду и обувь обычно зимой, когда не было работы в поле. Собирались иногда всей семьёй, а иногда несколькими семьями. В центре ставили светильник — железную палку с разрезанным наверху концом. В разрезе зажимали тонкие длинные щепки и поджигали их. Работали обычно в дальнем углу, противоположном красному, где на стенах висели иконы и стоял большой обеденный стол. Европейские нововведения Петровской и последовавшей за ней эпох никак не отразились на одежде крестьян.
3. Материал о званых обедах знати представлен в учебнике. В качестве дополнительных сведений можно предложить свидетельства, отражающие традиционное питание крестьян. Показать это лучше, не просто перечислив продукты питания, а представив саму церемонию трапезы, что даст возможность школьникам узнать ещё и об укладе жизни крестьян. Свой рассказ учителю целесообразно сопроводить демонстрацией репродукции картины М. Шибанова «Крестьянский обед» (с. 264 учебника).
Крестьянская семья собиралась вокруг стола дважды в день — в обед и ужин. Основной крестьянской едой были щи и каша. По церковным законам 200 дней в году запрещалось есть мясо. Рыбу также разрешалось есть не каждый день. Зато пирогов пекли много: с кашами, тыквой, брюквой, лесными грибами и ягодами. В дни праздников хозяйки обычно хвалились своим искусством, сравнивая, чьи пироги получились лучше и вкуснее. Только с конца XVIII в. важное место в крестьянской жизни занял картофель.
Каждая трапеза проходила в торжественном молчании. Первым усаживался за стол глава семьи. Потом — остальные. Садились по старшинству, как на царских обедах по знатности. Хозяйка ставила на стол большую миску с едой. После молитвы и разрешения главы семьи все начинали черпать щи или есть кашу из общей миски. При этом опять же соблюдалась очерёдность — от старшего к младшему. Нарушитель мог получить от старшего сильный удар деревянной ложкой по лбу. Когда же жидкость была вычерпана, хозяин дома разрешал вытаскивать со дна миски куски мяса.
Вскоре после вечерней трапезы ложились спать. Спали на скамейках вдоль стен, над ними красовались полки с посудой и домашней утварью: деревянными блюдами, ковшами, мисками, солонками, глиняными горшками, сковородками.
Завтрака же, как такового, не было. Каждый вставал в своё время, и ему обычно предлагалось либо то, что осталось от ужина, либо что-то из запасов. Простой русский человек твёрдо знал: еду на сегодня ещё надо заработать. Поэтому торжественно проходили именно обед и ужин.
4. В процессе рассказа учителю необходимо подчеркнуть несколько важных обстоятельств. Говоря об особенностях организации пышных дворцовых празднеств в XVIII в., стоит отметить, что уже со времён Елизаветы Петровны на смену добропорядочной петровской ассамблее пришли роскошные балы и бурные маскарады. В их основу были положены лучшие европейские традиции, описанные в отчёте о бракосочетании Людовика XV с испанской инфантой, специально присланном из Парижа. Подражание французскому и другим королевским дворам Европы стало важной особенностью середины — второй половины XVIII в.
Из отчёта секретаря французского посольства о бале в царском дворце
Красота и богатство апартаментов невольно поразили нас; но удивление вскоре уступило место приятнейшему ощущению при виде более 400 дам, наполнявших оные. Они были почти все красавицы в богатейших костюмах, осыпанных бриллиантами. Но нас ожидало ещё одно зрелище: все шторы были разом спущены, и дневной свет внезапно был заменён блеском 1200 свечей, которые отражались со всех сторон в многочисленных зеркалах... Дамы и кавалеры окружали нас, говоря с нами по-французски как говорят в Париже.
Любимым развлечением Елизаветы были маскарады, на которые мужчины должны были являться в женских платьях, а дамы — в обтягивающих мужских костюмах, подчёркивающих изъяны фигуры. ... Всё это происходило всего через 50 лет после того, как русские женщины впервые обрели право участвовать в торжественных пирах.
Однако при Екатерине II и эти новые яркие явления придворной жизни были превзойдены своей роскошью и изяществом.
Из описания бала у Г. А. Потёмкина 9 мая 1791 г.
В назначенный для бала день тысячи горожан пришли на площадь перед дворцом (Таврический дворец в Петербурге. — А. Д.). Для них были построены качели, расставлены столы с едой, открыты павильоны, где бесплатно раздавали разную одежду. Императрица приехала к семи вечера. Потёмкин встретил её у входа. Едва она вошла во дворец и поднялась на помост, где был установлен трон, как начался балет, поставленный знаменитым танцмейстером Лепиком. Танцевали двадцать четыре молодые пары из самых аристократических семей. Они были одеты в белые одежды, осыпанные бриллиантами на несколько миллионов рублей. Сотнями бриллиантов был украшен и костюм князя. А шляпа его была столь тяжела от многочисленных драгоценных камней, что Потёмкин был вынужден отдать её адъютанту, чтобы тот носил её за ним.
Огромный белоколонный зал был освещён двумя гигантскими люстрами из чёрного хрусталя, 56 малыми люстрами и 5000 разноцветных лампад... только воску для свечей князю понадобилось на 70 тыс. рублей (годовой оброк — плата крестьянина господину деньгами или продуктами — равнялся пяти рублям. — А. Д.). Особой роскошью отличалась комната для игры в карты — занятие, любимое государыней. Только за мебель для этого кабинета князь заплатил 46 тыс. рублей. Стены были увешаны гобеленами.
В 12 ночи начался ужин. Стол, за которым сидели императрица, наследник, его жена и дети, был сервирован золотой посудой. Князь лично прислуживал Екатерине. Позади стола императрицы был накрыт другой — на 48 персон для участвовавших в балете. Здесь же амфитеатром располагались ещё 14 столов для гостей. Множество столов было расставлено и в других помещениях дворца. После ужина вновь начался бал. Екатерина была в восторге от вечера. Благодарила князя, но уехала в два ночи с молодым красавцем Платоном Зубовым. Все надежды упрочить своё положение при императрице рухнули, а через пять месяцев он умер в возрасте 50 лет.
Важно также подчеркнуть такие новшества Петровского времени, как активное внедрение табака. Однако если Пётр I привёз из Европы моду курить трубку, то после его смерти пришла мода на нюхание табака, причём ей увлекались как мужчины, так и дамы. Для них была создана целая индустрия по изготовлению как фарфоровых, так и драгоценных табакерок. Одной из таких табакерок, по преданию, П. Зубовым был убит император Павел I.
Ещё одной новой чертой придворной жизни стало разбивание парков и садов. XVIII столетие стало временем расцвета садово-паркового искусства в России.
Из «Садового словаря» (XVIII в.)
Человек действительно со вкусом, который живёт для того, чтобы жить, и который сам собою наслаждается, умеет располагать сад себе, чтобы он ему во все часы дня мог нравиться и быть приятным; но вкупе был бы так прост и натурален, чтобы казалось, что им ничего тут не сделано...
Аллея... Чем больше простирается долгота аллеи в длину, тем обыкновенно почитают её красивейшею, однако слишком непомерная длина утомляет взор пустотою великого своего пространства. Низкие и тёмные аллеи, кои нередко называют философическими гульбищами, должны быть сообразны с видами, имеющими такое же свойство, как, например, пещерами, гротами.
Гроты. Делаются в местах сада уединённых или в лесочках. Вид оных с наружности должен представлять дикость; но внутренность требует убранства разными раковинами, зеркалами, кристаллами и другими блестящими камнями.
Беседки. Лиственные и древесные никогда не следует делать слишком малыми, ибо они не только собою ничего не значат, но и весьма скоро от увеличения деревьев портятся и теряют свой вид и фигуру. Напротив того, чем они будут больше, тем лучше. правда, что к составлению и приведению в совершенство таковой беседки требуется многое число лет..
Галереи. Составляют украшения, делаемые из деревьев разного роду. По мере отрастания деревьев надлежит оныя между каждых двух столбов огибать в дуги и развязывать ветви по сделанной решетчатой дуге. После того излишние и выставляющиеся остригать и впрочем все столбы и дуги содержать в постоянной стрижке. Можно таковые галереи делать из дерев липовых, кизиловых и других, но всего красивее выходят оныя из лоз виноградных.
Вазы. Придают саду великое украшение и умножают чрезвычайным образом его красу и приятность. Фигуры и вазы ставить вдоль по шпалерам, по бокам партеров, в перекрёстках.
Закрепить материал урока можно, заполнив таблицу:
Быт в XVIII в.
Слои общества |
Жилище |
Одежда |
Питание |
Досуг |
Царский двор |
||||
Столичное дворянство |
||||
Чиновничество |
||||
Городское население |
||||
Крестьяне |
Затем следует беседа учителя с классом.
Вопросы для учащихся: 1. Какие изменения произошли в строительстве дворцов и усадеб для аристократии в XVIII в.? 2. Чем характеризовался усиливавшийся контраст между образом жизни богачей и бедняков? 3. Что нового появилось в одежде вельмож? 4. Как вы оцениваете стремление высших сословий к безудержной роскоши на фоне нищеты и лишений простого народа? 5. Какие изменения произошли в еде россиян, способах приготовления пищи? 6. Как высшие сословия проводили своё свободное время? 7. Как вы оцениваете причуды заводчика Демидова? 8. Почему изменения в быту в XVIII в. в основном затронули только высшие слои общества?
Выводы. Изменения в быту были характерны для высших слоёв российского общества. Их главным содержанием было не заимствование западных образцов, а синтез традиционного российского уклада жизни с новейшими достижениями европейского опыта.
В быту, повседневной жизни россиян всё более углубляются противоречия между высшим и низшими слоями общества. «Дворцы» резко контрастировали с «хижинами». Непомерная роскошь богатеев и нищенская оплата труда рабочих на их заводах, рудниках, шахтах; безделье помещиков и непосильный труд их крепостных на полях усугубляли раскол российского общества.
Домашнее задание: § 33, вопросы и задания к нему. В рабочей тетради: задания 1—5 к § 33.