История России - Конец XVI-XVIII век - Поурочные разработки 7 класс А. А. Данилов, Л. Г. Косулина
Повторение и контроль по теме «Россия в 1760—1790-х гг.» - РОССИЯ В 1760—1790-х гг.
Цель урока: обобщение, актуализация и контроль знаний учащихся по теме «Россия в 1762—1801 гг.».
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): систематизировать исторический материал по истории России 1762—1801 гг.; выявлять и характеризовать общие черты и особенности развития России и ведущих стран Западной Европы в 1762—1801 гг.; высказывать суждения о значении наследия второй половины XVIII в. для современного общества; выполнять тестовые контрольные задания по образцу ГИА (в упрощённом варианте).
Учитель проводит с учениками повторительно-обобщающую беседу.
Вопросы и задания для учащихся: 1. Как изменялось русское общество на протяжении XVIII в.? 2. Какие перемены произошли в положении основных сословий России во второй половине XVIII в.? 3. Что такое политика «просвещённого абсолютизма»? Как понимала её сущность Екатерина II? Какие мероприятия провела императрица в духе этой политики? 4. Назовите причины и итоги восстания под предводительством Е. И. Пугачёва. Как оно повлияло на внутреннюю политику Екатерины II? 5. В чём проявилось начало разложения феодально-крепостнической системы во второй половине XVIII в.? 6. Назовите основные направления внешней политики России в 1762—1801 гг. Какое из них являлось основным и почему? 7. Перечислите земли, вошедшие в состав Российской империи во второй половине XVIII в. 8. Перечислите основные направления внутренней политики Павла I. 9. Дайте характеристику русской культуре второй половины XVIII в. Каковы её основные достижения и особенности? Назовите имена наиболее ярких представителей русской культуры этого периода.
Затем ученики выполняют тестовые задания к главе V (с. 268—269 учебника).