Культурное пространство: художественная культура - РОССИЯ В 1760—1790-х гг.

История России - Конец XVI-XVIII век - Поурочные разработки 7 класс А. А. Данилов, Л. Г. Косулина

Культурное пространство: художественная культура - РОССИЯ В 1760—1790-х гг.

Цели уроков: сформировать у учащихся представление об особенностях, основных достижениях, о ярких представителях художественной культуры России XVIII в.; оценить историческое значение отечественной художественной культуры XVIII в., её вклад в мировую культуру.

Основные знания: специфика развития русской художественной культуры в XVIII в.; особенности развития отечественной литературы; становление публичного русского театра, его особенности; новые явления в музыкальной жизни российского общества; проявления расцвета российской живописи и скульптуры; становление новых стилей в российской архитектуре.

Образовательная среда: учебник, рабочая тетрадь, изображения зданий Зимнего дворца, Михайловского замка в Санкт-Петербурге, Екатерининского дворца в Царском Селе, Царицынского дворца в Москве, Андреевской церкви в Киеве, отрывки из документального фильма И. Лебедева «Санкт-Петербург и пригороды» (либо другого по выбору учителя), отрывки из музыкальных произведений Д. С. Бортнянского, Е. И. Фомина.

Межпредметные и внутрипредметные связи: литература: русская литература XVIII в.; Новая история: эпоха Просвещения; история России: образование и культура в XVII в.

Персоналии: В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин, Д. И. Фонвизин, А. Н. Радищев, Ф. Г. Волков, В. В. Растрелли, В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов, Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский, Ф. И. Шубин.

Ключевые понятия: барокко, классицизм, сентиментализм, романтизм, крепостной театр.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): составлять описание отдельных памятников культуры России XVIII в. на основе иллюстраций учебника, художественных альбомов, непосредственного наблюдения, материалов, найденных в Интернете; систематизировать материал о достижениях культуры; характеризовать вклад народов России в мировую культуру в XVIII в.; давать определение понятиям барокко, классицизм, сентиментализм, романтизм, крепостной театр.

Основные сведения

Главной особенностью отечественной художественной культуры в XVIII в. стал сплав «европеизма» и национального своеобразия.

Впервые в русской истории интерес к художественной культуре оказался настолько велик, что литературные произведения читались теперь не только в светских салонах, но и в среде зарождающейся интеллигенции (учителей, литераторов, чиновников); нормой жизни «просвещённого» общества стали спектакли и музыкальные вечера; признаком хорошего тона и даже модой считалось коллекционирование книг, картин, фарфора.

В развитии художественного творчества в XVIII в. можно выделить два стилистических направления: барокко (40—50-е гг. XVIII в.) и классицизм (вторая половина XVIII в.).

Влияние идей европейского Просвещения привнесло в отечественную культуру стремление к возвышенным героическим и нравственным идеалам, свободомыслию.

В середине XVIII в. в России сложилась развитая система жанров литературы — ода, басня, элегия, трагедия, комедия, повесть, роман.

Одной из главных отличительных черт того времени явился также новый литературный язык. Основоположником вновь созданной системы стихосложения, лежащей в основе современной русской поэзии, был В. К. Тредиа- ковский.

Влияние идей Просвещения, «пугачёвщины», а затем и Французской революции привело к тому, что писатели последней трети XVIII в. стали посвящать свои произведения острым общественным проблемам.

До середины XVIII столетия при царском дворе и во дворцах вельмож выступали в основном иностранные актёрские труппы. Однако подъём национальной культуры создал предпосылки для появления русского театра.

Основателем первого русского профессионального театра был Ф. Г. Волков. Одной из ярких особенностей театральной жизни XVIII в. стало появление театров, в которых играли крепостные актёры.

В Петровскую эпоху развивалось домашнее музицирование на клавикордах и столовых гуслях. При Анне Иоанновне существовала придворная опера, в которой пели итальянские и французские певцы. Авторами музыки были также преимущественно итальянские композиторы. В середине XVIII столетия оперные спектакли ставились не только в столицах, но и в провинциальных городах, а также в крепостных театрах. В эпоху правления Екатерины II развивается и русская оперная музыка.

Живопись XVIII в. отличалась разнообразием жанров: художники писали портреты, исторические картины, пейзажи, натюрморты; появился бытовой жанр (сцены из народной жизни); с развитием театра совершенствовалась театральная декорация.

В портретной живописи проявилось стремление к отображению правды жизни, наблюдалось повышение художественного мастерства. Даже на парадных портретах вельмож крупные государственные деятели и царствующие особы представали реальными людьми, не лишёнными недостатков.

В самом конце XVIII в. появляется целое направление, представленное сценами из крестьянской жизни, портретами крестьян.

В творчестве крупнейших русских архитекторов того времени были воплощены лучшие национальные традиции зодчества, обогащённые классическим мировым наследием.

Особенностью русской архитектуры второй половины XVIII в. стало развитие ансамблевой застройки не только в столице, но и в губернских и уездных городах. В центре всегда находились административные здания — губернаторский дворец, здание суда, а также собор, театр, больница, гимназия, библиотека. Это вело к тому, что город становился центром новой культуры.

План изучения нового материала: 1. Особенности развития художественной культуры. 2. Литература. 3. Театр. 4. Музыка. 5. Живопись и скульптура. 6. Архитектура.

Из-за объёмности темы на её изучение целесообразно отвести два урока, на первом из которых рассмотреть пункты плана 1—3, на втором — 4—6.

Урок 1

1. Рассказывая об особенностях развития художественной культуры, учитель обращает внимание учащихся на следующие моменты: а) высокая результативность сплава «европеизма» и национального своеобразия в художественной культуре России XVIII в.; б) значительный всплеск интереса к художественной культуре впервые в русской истории; в) два основных направления в искусстве XVIII в. — барокко и классицизм.

2. Вопрос о литературе следует рассматривать в контексте междисциплинарных связей (курс русской литературы XVIII в.). Учитель отмечает, что рубежом в развитии русской литературы стала середина XVIII столетия, когда сформировались новый литературный язык и система стихосложения. Затем с учениками проводится беседа.

Вопросы для учащихся: 1. Какие факторы обусловили начало нового этапа в развитии русской литературы? 2. Чем отличался новый литературный язык от прежнего? 3. Как повлияла на него новая система стихосложения? Кто явился её родоначальником? 4. Какие жанры в русской литературе сложились к концу XVIII в.?

3. Материал данного пункта плана излагает учитель. Рассказ учителя чередуется с беседой с учениками.

Вопросы и задания для учащихся: 1. Когда в России возник первый придворный театр? Какие элементы театрального действа были доступны широким слоям населения? Что они собой представляли? 2. Чем театр Ф. Г. Волкова отличался от прежних театров? 3. Расскажите о крепостных театрах. Каково было отношение к артистам вообще и к крепостным в частности?

Домашнее задание: в рабочей тетради: задания 1, 3 к § 31—32.

Урок 2

4. Начать разговор о музыке следует с вопросов: какие произведения исполняли крепостные артисты? Какие театры преобладали среди крепостных — музыкальные или драматические? Чем это можно объяснить? Произведения каких авторов исполнялись?

После этого следует рассказ учителя о зарождении русской оперной музыки, формировании плеяды первых русских композиторов. При этом используются как материалы учебника, так и музыкальные отрывки из произведений Д. С. Бортнянского, Е. И. Фомина.

5, 6. Изучение изобразительного искусства желательно провести в форме иллюстрированного рассказа учителя, с использованием всех доступных видеоресурсов: фильмов о Санкт-Петербурге и его пригородах, коллекциях Эрмитажа и Русского музея и т. д. Следует перечислить всех мастеров, названных в учебнике, а затем остановиться на конкретных примерах творчества наиболее ярких российских архитекторов второй половины XVIII в. (персоналии определяет учитель).

Материал объёмный, поэтому целесообразно закрепить изученное. Для этого учащиеся выполняют задания 2, 4 к § 31—32 рабочей тетради.

Затем с учениками проводится беседа.

Вопросы и задания для учащихся: 1. Какие новые жанры появились в русской живописи XVIII в.? 2. Почему именно XVIII столетие называют временем расцвета русского портрета?

3. Назовите наиболее понравившиеся вам работы русских художников-портретистов XVIII в. Чем именно они вам понравились?

4. Какие памятники архитектуры XVIII в. украсили Санкт-Петербург и Москву? 5. Почему архитекторы и скульпторы много внимания уделяли оформлению царских дворцов и дворянских усадеб? 6. Какие архитектурные ансамбли вам понравились больше всего? Чем? 7. Какие собрания живописных полотен стали формироваться в XVIII в.? Какие из этих собраний вы видели?

Выводы. Художественная культура XVIII в. свидетельствовала о том, что Россия за короткий срок превратилась не только в великую военную державу, но и в один из крупнейших признанных культурных центров Европы.

Домашнее задание: § 31—32, вопросы и задания к ним. В рабочей тетради: задания 5—7 к § 31—32.






Для любых предложений по сайту: [email protected]