История России - Конец XVI-XVIII век - Поурочные разработки 7 класс А. А. Данилов, Л. Г. Косулина
Культурное пространство: наука и образование - РОССИЯ В 1760—1790-х гг.
Цели урока: сформировать у учащихся общее представление о развитии науки и образования в России XVIII в.; оценить историческое значение российской науки, её вклад в мировую.
Основные знания: цели и задачи создания Российской академии наук; личность М. В. Ломоносова, его значение для российской науки; достижения российских учёных в области естественных наук; вклад российских учёных в развитие гуманитарных наук; академические экспедиции русских первооткрывателей; выдающиеся русские изобретатели; развитие российской системы образования.
Образовательная среда: учебник, рабочая тетрадь, настенная карта «Российская империя во второй половине XVIII в.», репродукция мозаичного панно М. В. Ломоносова «Полтавская баталия».
Внутрипредметные связи: Новая история: эпоха Просвещения; история России: образование и культура в XVII в., изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII в.
Персоналии: М. В. Ломоносов, Е. Р. Дашкова, Демидовы, В. Беринг, С. П. Крашенинников, В. Н. Татищев, И. И. Ползунов, И. П. Кулибин.
Ключевые понятия: обсерватория, Академия наук, регион, мортира, ритор, суппорт.
Дата и событие: 1755 г. — открытие Московского университета.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): характеризовать основные тенденции развития образования и науки в России во второй половине XVIII в.; систематизировать материал о достижениях российской науки; давать определение понятиям обсерватория, Академия наук, регион, мортира, ритор, суппорт.
Основные сведения
XVIII столетие стало временем становления российской науки. Созданная Петром I Императорская Академия наук изначально была не только научным, но и учебным заведением.
Накопление новых знаний происходило в ботанике и зоологии. М. И. Шеин в 1744 г. издал первый русский анатомический атлас. В 1756 г. заводчики Демидовы основали ботанический сад.
Географическая наука получила материалы многих экспедиций, которые позволили издать в 1745 г. первый «Атлас Российской империи». Это было событие мирового значения, так как до того подобный атлас имела только Франция, но её территория не шла ни в какое сравнение с российскими просторами.
В геологии были накоплены богатые материалы о размещении месторождений угля, руд, нефти, минералов и горных пород (особенно в новых районах страны). В конце XVIII в. появились первые геологические карты различных регионов России.
Астрономия в те годы была представлена именами крупнейших учёных — Л. Эйлера и М. В. Ломоносова.
Выдающиеся открытия были сделаны русскими учёными и в физике. М. В. Ломоносов и Г. В. Рихман занимались изучением природного электричества.
Достижения исторической мысли в России XVIII в. были представлены именами М. В. Ломоносова, В. Н. Татищева и М. М. Щербатова.
В области филологии крупнейшим событием явилось открытие в 1783 г. Российской академии — научного центра для изучения русского языка и литературы.
Одним из важнейших направлений развития науки в XVIII в. стала организация академических экспедиций для изучения новых, ещё не известных науке территорий.
XVIII век стал временем прорыва в научно-технической мысли России. Выдающийся механик И. И. Ползунов в 1763 г. разработал проект парового двигателя непрерывного действия, а в 1765 г. создал для заводских нужд первую паровую машину. Одним из крупнейших изобретателей XVIII в. был механик-самоучка И. П. Кулибин.
Важнейшим событием в истории отечественного просвещения стало открытие в 1755 г. Московского университета.
Сразу же после открытия Московского университета при нём были созданы две гимназии — для детей дворян и разночинцев. Чуть позже гимназия была открыта в Казани. Новым явлением стало зарождение общеобразовательной школы.
Однако в целом образование оставалось доступным очень незначительной части общества. Народ же в основной своей массе оставался неграмотным.
План изучения нового материала: 1. Академия наук. 2. М. В. Ломоносов (1711—1765). 3. Естественные науки. 4. Гуманитарные науки. 5. Академические экспедиции. 6. Выдающиеся техники и изобретатели. 7. Система образования.
Ход урока
1. Об Академии наук рассказывает учитель. По ходу рассказа классу задаются вопросы: кто подписал указ о создании в России Академии наук? Для чего она была необходима? Назовите учёных, входивших в её состав. Почему среди них подавляющее большинство составляли иностранцы?
2. При рассмотрении личности М. В. Ломоносова, значительной фигуры того времени, следует обратить внимание учеников на основные вехи его биографии. Проиллюстрировать свой рассказ учитель может репродукцией мозаичного панно М. В. Ломоносова «Полтавская баталия». Свой рассказ учитель чередует с беседой с учениками.
Вопросы и задания для учащихся: 1. В каких условиях протекали детство и юность М. В. Ломоносова? 2. Какие трудности ему пришлось преодолеть, чтобы получить образование? 3. Каковы были крупнейшие открытия Ломоносова? 4. Какие сферы научного знания представлял своей деятельностью М. В. Ломоносов? 5. Назовите черты в характере учёного, которые вам особенно импонируют. Почему?
3, 4. Обсуждение этих пунктов плана проходит в форме беседы по истории естественных и гуманитарных наук. Особое внимание при этом уделяется событиям, которые имели определённое значение для мировой науки, а также были новыми для России. Этот материал в достаточном количестве представлен в параграфе. Следует обратить внимание учащихся на разницу в функциях Академии наук, созданной Петром I для развития всех важнейших научных направлений, и Российской академии, образованной Екатериной II в качестве научного центра для изучения русского языка и литературы.
5. Вопрос об экспедициях не вызывает больших сложностей. Материал этого пункта плана объясняет учитель, опираясь на текст учебника и карту «Российская империя во второй половинеXVIII в.». Важно показать роль и значение академических экспедиций для освоения новых территорий, особенно на востоке страны.
Вопросы и задания для учащихся: 1. Почему правители России придавали большое значение организации академических экспедиций, не жалея на это средств? 2. Кого из великих русских первопроходцев XVII в. вы помните? В чём была суть их открытий? 3. Кто развил их традиции в XVIII в.? 4. Какие территории были открыты и описаны участниками академических экспедиций? Какие из них вы считаете наиболее важными? Почему? 5. Назовите имена известных вам первопроходцев XVIII в.
6. Учитель рассказывает об И. И. Ползунове и И. П. Кулибине.
Вопросы для учащихся: 1. Какие выдающиеся открытия были сделаны и технические новшества введены русскими техниками и изобретателями в XVIII в.? 2. Кого из них вы считаете наиболее яркими фигурами? Почему? 3. В чём изобретения И. П. Кулибина опередили своё время? Какие его творения до сих пор работают? Почему Г. Р. Державин назвал его «Архимедом наших дней»?
7. О системе образования рассказывает учитель. Возможен вариант самостоятельного изучения учащимися материала данного пункта плана с последующим обсуждением вопросов: что нового появилось в системе образования в XVIII в.? Каким категориям населения было доступно образование при Петре I? Что изменилось в этом вопросе после его смерти? С какой целью был открыт Московский университет? Чем он отличался от других университетов Европы? Какую роль сыграл в его открытии М. В. Ломоносов? В чём состояла необходимость открытия сословных учебных заведений? Какие из них вы знаете?
Учащиеся анализируют отрывок из проекта об учреждении Московского университета, составленного М. В. Ломоносовым:
§ 1. На содержание сего университета и при оном гимназии довольно десяти тысяч рублёв в год.
§ 2. Весьма за нужно ко ободрению наук почитается, чтобы е. и. в. [её императорское величество] новоучреждаемый Университет в собственную свою высочайшую протекцию принять и одну или двух из знатейших особ, как и в других государствах обычай есть, кураторами Университета определить соизволила, которые бы весь корпус в своём смотрении имели и о случающихся его нуждах докладывали е. и. в. ... Чтоб как профессоры и учители, так и прочие под Университетскою протекциею состоящие без ведома и позволения университетских кураторов и директора неповинны были ни перед каким иным судом стать кроме университетского. Чтоб все принадлежащие к Университету чины в собственных их домах свободны были от постоев и всяких полицейских тягостей, також и от вычетов из жалованья и всяких других зборов...
§ 4. Хотя во всяком Университете, кроме философских наук и юриспруденции, должно такожде предлагаемы быть богословские знания, однако попечение о богословии справедливо оставляется святейшему Синоду.
§ 5. Профессоров в Университете будет в трёх факультетах десять...
§ 6. Каждый профессор должен по крайней мере два часа в день, выключая воскресные и в табели предписанные праздничные дни, также и в субботу, в университетском доме публично и не требуя за то от слушателей особливой платы, о своей науке лекции давать, кроме того вольно ему за умеренную плату кого хочет приватно обучать, только чтоб оттого в публичных его лекциях никакой остановки и препятствия не происходило.
§ 7. Всем профессорам иметь по-однажды в неделю, а имянно по субботам, до полудни при присутствии директора собрания, в которых советовать и рассуждать о всяких распорядках и учреждениях, касающихся до наук и до лутшего оных произвождения, и тогда каждому профессору представлять директору обо всём, что он по своей профессии усмотрит за необходимо нужное и требующее поправления; в тех же общих собраниях решить все дела, касающиеся до студентов, и определять им штрафы, ежели кто приличится в каких продерзостях и непорядках...
§ 9. Все публичные лекции должны предлагаемы быть либо на латинском, либо и на русском языке, смотря как по приличеству материи, так и по тому, иностранной ли будет профессор или природы русской...
§ 28. Всяк желающий в Университете слушать профессорских лекций должен наперёд научиться языкам и первым основаниям наук. Но понеже в Москве таких порядочно учреждённых вольных школ не находится, где бы молодые люди к вышним наукам надлежащим образом приготовлены и способными учинены быть могли; того ради е. и. в. всемилостивейше не соизволит ли указать, чтоб при Московском университете и под его ведомством учредить две гимназии: одну для дворян, а другую для разночинцев, кроме крепостных людей...
§ 39. Для различения дворян от разночинцев учиться им в разных гимназиях, а как уже выдут из гимназии и будут студентами у вышних наук, таким быть вместе как дворянам и разночинцам, чтоб тем более дать поощрение к прилежному учению...
Выводы. XVIII столетие вошло в историю России как век Просвещения. Его гордостью стал учёный-энциклопедист М. В. Ломоносов. По его инициативе был основан первый в России университет. Российские учёные, путешественники, мореходы в это столетие сделали ряд важных открытий. Но, несмотря на успехи в развитии образования и наук, доступ к ним имела лишь небольшая часть российского общества.
Домашнее задание: § 30, вопросы и задания к нему. В рабочей тетради: задания 1—6 к § 30.