История России - Конец XVI-XVIII век - Поурочные разработки 7 класс А. А. Данилов, Л. Г. Косулина
Россия при Павле I - РОССИЯ В 1760—1790-х гг.
Цели урока: привлечь внимание учащихся к личности Павла I; показать причины особенностей его внутренней и внешней политики; раскрыть предпосылки заговора против Павла I и его убийства; оценить противоречивые итоги правления Павла I.
Основные знания: детство и юность Павла Петровича, особенности формирования его как личности и политика; основные направления его внутренней политики, её противоречивый характер; особенности и результаты внешней политики России 1796—1801 гг.; причины заговора против Павла I и его убийства, оценки этого события современниками и потомками.
Образовательная среда: учебник, рабочая тетрадь, настенная карта «Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова», репродукция картины А. Е. Коцебу «Переход русских войск через хребет Паникс в 1799 году».
Внутрипредметные связи: Новая история: международные отношения в XVIII в.; история России: внутренняя политика Екатерины II, внешняя политика Екатерины II.
Персоналии: Павел I, великий князь Александр Павлович, А. В. Суворов, А. М. Римский-Корсаков, П. А. Пален, П. А. Зубов.
Ключевые понятия: просвещение, абсолютизм, деспотия.
Даты и события: 1796—1801 гг. — правление Павла I; 1801 г., 11 марта — переворот и убийство Павла I.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): характеризовать основные мероприятия внутренней и внешней политики Павла I; составлять исторический портрет Павла I на основе информации учебника и дополнительных источников; объяснять понятия просвещение, абсолютизм, деспотия.
Основные сведения
В 1797 г. новый император изменил порядок престолонаследия, введённый Петром I. Теперь права на престол должны были принадлежать не тому, кого назначит правящий монарх, а только представителям царствующей династии мужского пола по нисходящей линии (сыновьям или братьям в порядке старшинства). Это фактически исключало женщин из числа наследников.
Отстранив от власти сподвижников Екатерины II, Павел I попытался найти собственную опору в высших дворянских кругах.
В то же время были приняты меры в интересах крестьянского населения: отменён указ, запрещавший крепостным жаловаться на своих помещиков, казённые крестьяне получили душевые наделы в 15 десятин и особое сословное управление, обременительная для крестьян хлебная подать была замена денежным сбором, с крестьян были списаны недоимки на общую сумму 7 млн рублей. Именно в интересах крестьян Павел I провёл одно из крупнейших своих преобразований — ограничил барщину тремя днями в неделю и запретил привлекать крестьян к работам в воскресные и праздничные дни. Был введён запрет на продажу дворовых людей и крестьян без земли. За жестокое обращение с крестьянами император вменил в обязанность губернаторам без огласки арестовывать виновных и препровождать их в монастырь.
Упразднённую в 1769 г. Уложенную комиссию Павел I переименовал в Комиссию для составления законов Российской империи. За короткий период царствования Павла эта комиссия составила планы упорядочения законов страны.
Важным направлением внутренней политики Павла I стало ограничение дворянских прав и привилегий.
Все эти меры в отношении дворян вызывали не просто их недовольство, но и ненависть к императору. В высших кругах гвардии постепенно формировались силы для заговора с целью свержения «жестокой твари».
В области внешней политики Павел I вначале старался воплотить в жизнь свою мечту о ведении «лишь оборонительных войн».
Разочарованный действиями союзников России по антифранцузской коалиции (Великобритании и Австрии), Павел вступил в союз с Наполеоном Бонапартом, конечной целью которого были изоляция и раздел не только Британской, но и Османской империи.
Это во многом ускорило уже назревший в высших дворянских кругах дворцовый переворот.
План изучения нового материала: 1. «Романтический император». 2. Внутренняя политика Павла I. 3. Внешняя политика Павла I. 4. Заговор 11 марта 1801 г.
Ход урока
1. Материал данного пункта плана излагает учитель, опираясь на текст учебника. При освещении личности Павла I важно показать ученикам, что об этом императоре и современники, и потомки имели самые разные, часто противоречивые суждения и мнения. Для примера учащимся можно привести отрывки таких суждений.
Герцог Леопольд Тосканский о Павле I
Граф Северный (под этим псевдонимом путешествовал великий князь Павел Петрович. — А. Д.), кроме большого ума, дарований и рассудительности, обладает талантом верно постигать идеи и предметы и быстро обнимать все их стороны и обстоятельства. Из всех речей его видно, что он исполнен желанием добра... В его образе мыслей видна энергия. Мне он кажется очень твёрдым и решительным, когда остановится на чём-нибудь, и, конечно, он не принадлежит к числу тех людей, которые позволили бы кому бы то ни было управлять собою.
Публицист и издатель Н. И. Греч о павловских временах
Ужасное время! Я был тогда ребёнком, в том возрасте, когда всё кажется нам в розовом цвете, когда живёшь годы, о которых потом вспоминаешь с удовольствием, с сожалением, что они прошли; я не могу и теперь, в старости, вспоминать без страха и злобы о тогдашнем времени, когда самый честный и благородный человек подвергался ежедневно, без всякой вины, лишению чести, жизни, даже телесному наказанию, когда владычествовали злодеи и мерзавцы и всякий квартальный был тираном своего округа. Хорошо теперь заочно хвалить времена Павла! Пожили бы при нём, так вспомнили бы.
Затем учитель комментирует европейское путешествие Павла и вкратце рассказывает об авторах приведённых выше отрывков.
Вопросы и задания для учащихся: 1. Почему такие высокие оценки заслужил наследник престола? 2. Чем можно объяснить высокую эрудированность и образованность Павла Петровича? 3. Какие вехи биографии будущего императора повлияли на формирование таких черт его характера, как замкнутость, осторожность, вспыльчивость, мстительность? 4. Чем различалось положение Павла в качестве наследника престола и в качестве императора? 5. Почему император Павел I получил такие оценки у представителя консервативного лагеря Н. И. Греча? 6. Выскажите собственное мнение о личности Павла I.
2, 3. Материал о внутренней и внешней политике Павла I излагает учитель, показывая противоречивость личности и политики императора. Материала для этого достаточно в учебнике.
Затем ученики работают с историческими документами, приводимыми ниже.
Перечень слов, запрещённых к употреблению Павлом I и вводимых вместо них (1796)
Запрещённые |
Вводимые заново |
Запрещается |
Повелевается |
Обозреть |
Осмотреть |
Выполнять |
Исполнить |
Степень |
Класс |
Пособие |
Вспоможение |
Отряд |
Деташемент, команда |
Общество |
Собрание |
Гражданин |
Купец, мещанин |
Отечество |
Государство |
Вопросы для учащихся: 1. Чем можно объяснить замену этих слов? Случайна ли она? 2. Зная черты характера императора, чем вы можете объяснить замену таких слов, как «общество», «гражданин», «Отечество»? Равнозначны ли введённые понятия запрещённым? 3. Что, на ваш взгляд, отражали эти изменения?
Из письма великого князя Александра Павловича бывшему гувернёру Лагарпу
Мой отец по вступлении на престол захотел преобразовать всё решительно. Его первые шаги были блестящими, но последующие события не соответствовали им. Всё сразу перевёрнуто вверх дном, и потому беспорядок, господствовавший в делах и без того в слишком сильной степени, лишь увеличился ещё более. Военные почти всё время тратят исключительно на парадах. Во всём прочем решительно нет никакого строго определённого плана. Сегодня приказывают то, что через месяц будет уже отменено. Доводов никаких не допускается, разве уж тогда, когда всё зло совершилось... Благосостояние государства не играет никакой роли в управлении делами: существует только неограниченная власть, которая творит всё шиворот-навыворот. Моё несчастное отечество находится в положении, не поддающемся описанию. Хлебопашец обижен, торговля стеснена, свобода и личное благосостояние уничтожены. Вот картина современной России. Я сам, обязанный подчиняться всем мелочам военной службы, теряю всё время на выполнение обязанностей унтер-офицера, решительно не имея никакой возможности отдаться своим научным занятиям, составляющим моё любимое времяпрепровождение: я сделался теперь самым несчастным человеком.
Вопросы для учащихся: 1. В чём вы видите причины появления этого письма? 2. Правомерны ли упрёки Александра в том, что «хлебопашец обижен, торговля стеснена, свобода и личное благосостояние уничтожены»? 3. Что больше всего раздражает и тяготит Александра в его собственной судьбе? 4. Можно ли считать, что у Павла I в его действиях «решительно нет никакого строго определённого плана», как пишет Александр Павлович? Свой ответ поясните. 5. Чем руководствовался Павел I в проведении внутренней и внешней политики?
Павел I графу И. Потоцкому
Я всегда был противником раздела Польши и считал его одинаково несправедливым и нецелесообразным. Для восстановления Польши необходимо согласие трёх держав, но согласится ли на то Австрия? Пруссия ещё менее. Должен ли я ради Польши объявлять им войну? Государство моё и без того после продолжительных войн нуждается в отдыхе. Вам нужно подчиниться печальной необходимости.
Вопросы и задания для учащихся: 1. Прочтите в учебнике (с. 234) об основных внешнеполитических убеждениях Павла I. Были ли слова, сказанные Павлом I графу И. Потоцкому, искренним убеждением императора? 2. Можно ли считать тем не менее, что этот разговор был обычной дипломатической беседой, скрывающей истинные намерения главы государства?
Далее ученики знакомятся с отрывком из «Манифеста Павла I 1797 года» (с. 238 учебника).
Вопросы для учащихся: 1. Чем можно объяснить принятие этого Манифеста? 2. В чьих интересах он был принят? 3. Как отнеслись к нему помещики, крестьяне?
Затем следует анализ учащимися отрывка из «Указа о порядке престолонаследия 5 апреля 1797 года» (с. 238— 239 учебника).
Вопросы для учащихся: 1. Когда и кем был введён существовавший до этого порядок престолонаследия? 2. Как он сказался на политическом развитии страны после смерти Петра I? 3. Для чего нужно было изменить этот порядок? 4. Что предусматривал новый порядок престолонаследия? 5. Почему из числа наследников престола были исключены женщины?
4. О заговоре 11 марта 1801 г. рассказывает учитель.
Далее проводится беседа с учениками.
Вопросы для учащихся: 1. Чем можно объяснить нараставшее недовольство политикой Павла I? 2. Какие категории населения были ею недовольны? 3. Почему смерть императора народу объяснили внезапной болезнью? 4. Чем этот переворот отличался от предыдущих? 5. Какую роль в нём сыграла гвардия?
Выводы. Кратковременное царствование Павла I историки и современники оценивали по-разному. Одни именовали его прирождённым реформатором, другие считали сумасшедшим. Но все сходились в одном: при Павле были ограничены права дворянства. Бесправными же стали все. Крайне непоследовательной была и внешняя политика императора.
Домашнее задание: § 29, вопросы и задания к нему. В рабочей тетради: задания 1—5 к § 29.