УРОКИ БИОЛОГИИ 5-6 классы - Пособие для учителей общеобразовательных учреждений - 2012 год
Освобождение организма от вредных продуктов жизнедеятельности. Выделение у растений - Жизнедеятельность организмов - разработка урока
Задачи урока:
• расширить знания учащихся об обмене веществ на основе формирования понятия о выделении как его составной части;
• познакомить учащихся с особенностями процесса выделения у растений, листопадом;
• научить учащихся определять значение выделения в жизни растений;
• формировать у учащихся познавательный интерес к изучению жизнедеятельности растений.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся знакомятся с процессом выделения как составной частью обмена веществ; учатся определять значение выделения в жизни организмов, в том числе растений; овладевают умением объяснять роль корней, устьиц, листьев в удалении продуктов обмена веществ из растительного организма.
Метапредметные: учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения наблюдать за жизнедеятельностью растений, учатся работать с разными источниками информации, находить информацию о процессах жизнедеятельности растений в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете и интерпретировать её.
Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности растений, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к растениям и их охраны.
Основные понятия урока: выделение, листопад.
Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение заданий в рабочей тетради, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении особенностей удаления продуктов обмена веществ у растений, определение целевых и смысловых установок в своих действиях и поступках по отношению к растениям.
Ход урока
I. Проверка знаний о транспорте веществ у растений и животных (проверка выполнения домашнего задания; индивидуальный и фронтальный опрос; терминологический диктант).
II. Изучение нового материала
1. Образование конечных продуктов обмена веществ в процессе жизнедеятельности организмов, их удаление в окружающую среду (беседа на основе актуализации знаний о питании, дыхании и транспорте веществ в организме).
2. Удаление продуктов обмена веществ из растительного организма через корни, опавшие листья, устьица. Листопад, его причины (беседа с элементами рассказа учителя).
III. Закрепление материала о составной части обмена веществ — выделении, в процессе которого из организма удаляются вредные продукты жизнедеятельности (выполнение задания 1 в рабочей тетради с последующей проверкой и обсуждением).
IV. Домашнее задание
1. Изучить § 32 до материала о выделении у животных, ответить на вопросы 1, 2 после параграфа.
2. Выполнить задания 2, 3 к уроку 13 в рабочей тетради.