Что такое общество - ОБЩЕСТВО - БОЛЬШОЙ «ДОМ» ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Обществознание 6 класс - поурочные разработки к учебнику А. И. Кравченко

Что такое общество - ОБЩЕСТВО - БОЛЬШОЙ «ДОМ» ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Цели и задачи: познакомить учащихся с различными значениями понятия общество; сформировать положительную установку на изучение новых общественных наук; познакомить с понятиями и терминами: общество, страна, государство, общественные отношения.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выявлять характерные признаки общества; анализировать собственные поступки с точки зрения сущности общественных отношений; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; овладеют принципом работы с учебником, в котором встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; приобретут умения и навыки анализа проблемы, проведения дискуссии; научатся участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами; выполнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.

Формируемые УУД: метапредметные: развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; анализировать результаты исследований, фиксировать их; личностные: формирование и развитие творческих способностей учащихся через активные формы деятельности; воспитание ответственности за свои решения.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип урока: исследование.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Два узника, находясь в тюрьме, из узкого окна смотрели на мир, но ничего не видели, кроме огромной лужи. Один видел в ней только грязь, а другой - небо и облака, отражавшиеся в воде.

Вопросы к классу

— Как вы поняли смысл этой притчи?

— О чем она?

— Какое отношение она имеет к нашему уроку?

(Ответы учеников.)

Тема урока: “Что такое общество?”.

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке.

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ответы учеников.)

План урока

1. Понятие общества.

2. Общественные отношения.

III. Введение в новый материал

Понятие об обществе как едином организме явилось результатом длительного развития человеческой мысли. Представление о системности в природе и в обществе возникло еще в глубокой древности. Проблему системности общественной жизни разрабатывали и в последующие времена. Но до сих пор существует множество вариантов понятия “общество”. Попробуем и мы выступить в роли исследователей и сформировать собственное представление о нем.

IV. Работа по теме урока

1. Понятие общества

Многие ученые пытались исследовать общество, определить его природу, сущность. Древнегреческий философ и ученый Аристотель под обществом понимал совокупность индивидов, которые объединились для удовлетворения своих социальных инстинктов. Эпикур считал, что главным в обществе является социальная справедливость как результат договора между людьми о том, чтобы не вредить друг другу и не наносить вреда.

— Что же такое общество?

— Когда оно появилось?

Задание: работая в группе, познакомьтесь с дополнительным материалом и ответьте на поставленные вопросы.

Дополнительный материал

С давних пор люди, живя в коллективе, задумывались об особенностях и закономерностях совместной жизни, стремились обеспечить ее организованность и стабильность. Число терминов, которыми обозначают формы совместной деятельности людей, со временем увеличивается. Многие из них известны.

• Группу земледельцев, живущих рядом друг с другом и связанных в некоторых случаях ведением общего хозяйства, называют общиной (миром, вервью).

• Совместное проживание людей в одном месте при коллективном решении коммунальных вопросов называют общежитием.

• Наряду с этими понятиями существует и понятие общество. Нетрудно заметить, что все три слова являются однокоренными и имеют в своей основе понятие общий, т. е. объединяющий людей в некую группу.

Такое объединение, несомненно, должно основываться на общем для всех членов группы интересе.

• Например, зрителей в кинотеатре объединяет интерес к кино.

• Работники трудового коллектива объединяются для совместного выполнения трудового задания.

• Приверженцы определенных политических взглядов создают политическую партию.

Древнегреческие философы Платон и Аристотель сравнивали общество с живым организмом, которое также может болеть, выздоравливать, оказывая влияние на каждого человека и испытывая на себе его воздействие.

Действительно, общество представляет собой сложную систему организации жизни людей, в которой действуют свои социальные законы.

Под влиянием общества человек совершенствуется, становясь личностью. Именно в обществе, общаясь с себе подобными, люди развивают речь, приобретают навыки определенного образа поведения.

Человек — существо общественное. Он не может жить изолированно, не взаимодействуя с другими людьми. Герой известного романа Робинзон Крузо много лет жил на необитаемом острове, но использовал навыки, которые приобрел в процессе общения с другими людьми. Основным его желанием было поскорее уплыть с острова и вновь встретиться с людьми. Истории известны примеры, когда дети “воспитывались” животными. Попадая затем в человеческое общество, они не могли адаптироваться и значительно отставали в развитии от своих сверстников.

Таким образом, общество — это продукт взаимодействия людей. Человек не может существовать вне общества, так же как не существует общества без людей.

Общество появилось тогда, когда человек выделился из мира животных. С тех пор человек как биологический вид перестал меняться. Наоборот, значительные изменения начало претерпевать человеческое общество.

Общество стоит вне природы и не может развиваться по ее законам. Каждый человек в обществе сугубо индивидуален, обладает волей и сознанием и может принимать самостоятельные решения.

Вопросы для класса

— С какими однокоренными словами вы встретились?

— Что их объединяет?

— На чем основывается объединение людей?

— С чем сравнивают общество философы Аристотель и Платон?

— Какую роль играет общество в жизни человека?

— На примере Робинзона Крузо продемонстрируйте процесс влияния общества на человека.

— Когда и как появилось общество?

(Проверка выполнения задания.)

Понятие “общество” употребляется в разных словосочетаниях.

— Как вы думаете, на чем основана данная классификация? (Ответы учеников.)

— Что же обозначает понятие “общество”? Чем оно отличается от понятий “страна”, “государство”, употребляемых в обыденной речи?

Задание: работая с материалом учебника на с. 10, 11, ответьте на данный вопрос.

(По ходу проверки выполнения задания составляется схема.)

Задание: что такое социология, правоведение, политология? Что они изучают? При подготовке ответа обратитесь к словарю в конце учебника.

(Проверка выполнения задания.)

— Как вы думаете, почему понятие “общество” имеет много значений?

(Ответы учеников.)

2. Общественные отношения

В 5 классе мы изучали межличностные отношения.

Задание: что собой представляют межличностные отношения? Приведите примеры межличностных отношений.

(Проверка выполнения задания.)

Мы выяснили, что важным условием жизни человека является коллективность. Следовательно, человек, по сути, существо общественное, жизнь которого обеспечивается взаимодействием с другими людьми. В этом человек нуждается не меньше, чем в продуктах питания или орудиях труда. Напомним известный вам факт: не только деятельность человека требует сотрудничества с другими людьми, но и само превращение ребенка во взрослого человека требует нахождения его в среде людей, общения с себе подобными. Мы вспоминали историю Робинзона Крузо и выяснили, что описанные в литературе случаи выживания человека в отрыве от общества объясняются лишь тем, что он мог пользоваться если не предметами, созданными в ходе совместной деятельности людей, то, по крайней мере, знаниями и опытом, полученными в обществе.

Взаимодействие людей в процессе деятельности порождает различные формы их объединения:

• первичные коллективы;

• социальные группы;

• общественные организации.

Человек входит в общество через коллектив, являясь одновременно членом нескольких коллективов (трудового, профсоюзного, спортивного и др.). Общество представляется как коллектив коллективов. Человек также входит и в более крупные общности людей — социальную группу, класс, нацию. Так возникают общественные отношения.

Задание: работая с текстом рубрики “Советуем запомнить!” на с. 12 учебника, проанализируйте понятие “общественные отношения”.

(По ходу проверки выполнения задания составляется схема.)

Задание: работая в группе, попытайтесь найти различия между общественными и межличностными отношениями. При ответе используйте конкретные примеры.

(Проверка выполнения задания.)

— Как думаете, почему общественные отношения должны регулироваться коллективными нормами?

(Проверка выполнения задания.)

Задание: работая в группе, предположите, как бы выглядели общественные отношения, если бы они не регулировались законами, нравами, традициями, обычаями и т. д. Каждая группа должна презентовать свою работу.

(Проверка выполнения задания.)

В окружающем нас мире существуют разнообразные формы общественных отношений.

Задание: на с. 14 учебника приведен рисунок “Формы общественных отношений”. Внимательно изучите его и приведите примеры того, как в жизни или в истории проявляются указанные формы общественных отношений:

• соперничество;

• взаимопомощь;

• любовь;

• сотрудничество;

• вражда.

(По ходу проверки выполнения задания заполняется таблица.)

Форма общественных отношений

Сущность

Сотрудничество

Обоюдная заинтересованность во взаимодействии для обеих сторон, при котором ни одна из них не ущемлена в той степени, которую сама сочтет неразумной, неприемлемой, т. е. каждая сторона получает то, что признает приемлемым, обоснованным;

направленность этого взаимодействия на достижение возникающей совместной цели, что содействует также укреплению гарантий сотрудничества, дружбы, партнерства; подкрепление длительного взаимовыгодного сотрудничества такими средствами обмена, как верность, признательность, уважение, поддержка и т. п.

Соперничество

Стремление опередить, отстранить, подчинить или уничтожить соперника;

Отсутствие общей цели. Каждая сторона считает соперника, его действия препятствием на пути достижения цели; Подкрепление длительного соперничества негативными средствами обмена, такими, как зависть, неприязнь, озлобление и т. п.

Взаимопомощь

Взаимная, обоюдная, касающаяся обеих сторон помощь, помощь друг другу

Вражда

Отношения и действия, проникнутые неприязнью, взаимной ненавистью

Любовь

Глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность

Но не все связи, возникающие между людьми в процессе общения или совместной деятельности, относят к общественным отношениям. Действительно, представьте, что вы находитесь в переполненном автобусе: кто-то интересуется, когда будет нужная остановка, кто-то просит уступить место. Возникающие в этих ситуациях контакты случайны, эпизодичны, и их не относят к общественным отношениям.

Обратимся к другой ситуации. Вы пришли устраиваться на работу. Вам придется предъявить ряд документов, пройти собеседование, заключить договор, в котором оговариваются все основные условия найма. И через подобные процедуры проходит каждый, кто решает ту же задачу, что и вы. Такие отношения — устойчиво повторяющиеся, во многом безличные (формальные), затрагивающие важные стороны жизни людей — относятся к общественным.

Задание: одно свойство общественных отношений — устойчивость — мы определили.

— А меняются ли общественные отношения с течением времени?

— Вспомните и охарактеризуйте отношения учителя и учеников в средневековом обществе.

— Сравните их с отношениями между учителем и учеником в современной школе.

(Проверка выполнения задания.)

V. Подведение итогов урока

Опираясь на знания из курса истории, подумайте, что из нижеперечисленного можно отнести к причинам изменения общества:

• внешние факторы, воздействие природной среды;

• противоречия, возникающие между различными социальными силами внутри общества;

• стремление людей к новому, более совершенному;

• все вышеперечисленное.

На одном из уроков завязался спор. Николай утверждал, что раньше появился человек, а потом общество. Ему возразила Ольга. Она утверждала, что человек становится человеком только в обществе, поэтому сначала возникло общество, а затем человек.

— А как думаете вы? Свою точку зрения аргументируйте.

Римский философ Сенека (ок. 4 г. до н. э. — 65 г. н. э.) говорил: “Мы рождены, чтобы жить совместно; наше общество — свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого”.

— Как вы понимаете это высказывание? Сопоставьте его с определением общества, приведенным в учебнике. Совпадают ли эти характеристики?

— Если современное определение общества отличается от данного античным философом, то в чем заключаются отличия?

Л. Н. Толстой писал: “Если тебе мешают люди, то тебе жить незачем. Уходить от людей — это самоубийство”.

— Какая мысль в учебном тексте созвучна этому высказыванию писателя? Почему вы так считаете?

— Какими качествами должен обладать человек, готовый всегда прийти на помощь другим?

Запишите эти качества на лепестках ромашки, которая лежит у вас на столе. Эту ромашку вы возьмете с собой, пусть она будет вам помощником и подсказкой.

(Проверка выполнения задания.)

Домашнее задание

1. Прочитать § 1 учебника.

2. Задание на выбор.

• Используя знания об обществе, определить, в каком значении употребляются понятия “древнее общество”, “средневековое общество”, “спортивное общество”, “высшее общество”, “российское общество”.

• Подготовить рассказ на тему “Путешествие в древнеримское общество”.

• Прочитать рассказ В. Г. Короленко “В дурном обществе”. Как вы понимаете смысл этого рассказа*?






Для любых предложений по сайту: [email protected]