Обществознание 6 класс - поурочные разработки к учебнику А. И. Кравченко
Введение в изучение курса
Цели и задачи: объяснить значение курса обществознания, который содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем мире; познакомить учащихся с задачами и структурой курса обществознания; объяснить понятия и термины: общество, обществознание, развитие; сформировать положительную установку на изучение предмета.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выявлять характерные черты нового предмета, его роль в развитии общества; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; овладеют принципом работы с учебником, в котором встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; научатся участвовать в эвристической беседе, дискуссии; выполнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.
Формируемые УУД: метапредметные: развивать у учащихся представление о месте обществознания в системе наук; формировать целевые установки учебной деятельности; уметь использовать ключевые базовые понятия курса обществознания; личностные: формирование стартовой мотивации к изучению нового.
Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группе, мультимедийная презентация.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
Падишах проезжал мимо сада и увидел за забором старика, сажавшего персиковое дерево.
— Эй, старик! Твоя жизнь клонится к закату, ты уже не дождешься плодов этого дерева. К чему тебе твои заботы? Знаю, ты скажешь: “Предки наши трудились для нас, а мы должны трудиться для потомков”. Но ответь, есть ли смысл думать о прошлом, которое ушло во тьму, а будущего еще нет? Ведь только настоящее принадлежит нам!
— Тебе ли, властителю, понять простого старика-садовника? Ты не хочешь думать о прошлом — значит, оно у тебя такое, что лучше бы его вовсе не было. Ты не хочешь думать о будущем — значит, ты его боишься. Так что не завидую я твоему настоящему.
Вопросы к классу
— О чем эта притча?
— В чем ее смысл?
— Какое отношение она имеет к нашему уроку?
(Ответы учеников.)
В школе преподают много разных предметов разных направлений. Важны не только те предметы, которые связаны с точными науками, но еще и те, которые связаны с обществом. Среди таких предметов находится и обществознание.
— Предположите, что мы будем изучать на уроке.
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ответы учеников.)
Что это за предмет? Какую роль он играет в жизни общества? Чему он учит? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на уроке.
(Знакомство с планом урока.)
План урока
1. Повторение пройденного в 5 классе.
2. Задачи и содержание курса “Обществознание” в 6 классе.
3. Основные источники знаний по обществознанию.
4. Знакомство со структурой учебника.
III. Введение в новый материал
Изучая обществознание, вы сможете получить основную информацию об обществе, о человеке, экономике, культуре, духовной жизни и т. д. Некоторые из вас могут подумать, что эти знания не обладают особым значением. Но на самом деле все зависит от того, как человек смотрит на мир, а именно этому и помогает обществознание. Любые достижения человека зависят оттого, какую роль он найдет для себя в этом мире, а для начала необходимо познакомиться с самим миром и научиться жить в гармонии, надо найти свое место в этом мире.
IV. Работа по теме урока
1. Повторение пройденного в 5 классе
В прошлом учебном году мы с вами познакомились с новым предметом — обществознанием.
Предлагаю совершить путешествие по страницам учебника “Обществознание” за 5 класс.
Задание для первой группы: проработайте вопрос “Потребности, мотивы, интересы и ценности человека” и презентуйте свою работу.
Задание для второй группы: проработайте вопрос “Деятельность и поведение, действия и поступки” и презентуйте свою работу.
Задание для третьей группы: проработайте вопрос “Гендерные различия” и презентуйте свою работу.
Задание для четвертой группы: проработайте вопрос “Познание и знания” и презентуйте свою работу.
Задание для пятой группы: проработайте вопрос “Уважение к старшим. Семейные традиции и ценности - важная часть процесса социализации” и презентуйте свою работу.
Задание для шестой группы: проработайте вопрос “Взаимное уважение национальных и культурных особенностей людей — основа мирного сосуществования народов в XXI в.” и презентуйте свою работу.
(Выполнение и проверка творческих заданий.)
Итак, в 5 классе на уроках обществознания вы стали постепенно разбираться в том, что представляет собой общество, в котором мы живем. Вы начали понимать, какую роль играют в жизни потребности и мотивы, интересы и ценности человека. Выяснили, чем различаются деятельность и поведение, действия и поступки, что такое гендерные различия и как человек познает окружающий мир. Вы узнали, что взаимное уважение национальных и культурных особенностей людей — основа мирного сосуществования народов в XXI в. А почитание старших, семейных традиций и ценностей — важная часть социализации человека, которая длится всю жизнь. В этом году мы продолжим увлекательное путешествие в мир обществознания.
2. Задачи и содержание курса “Обществознание” в 6 классе
Проблемное задание. Прослушав притчу, определите ее главный смысл.
В некоем обществе люди уже с рождения были готовы к определенной профессии и появлялись на свет техниками, инженерами, механиками. А тех немногих, кто был лишен определенных навыков, отправляли в сумасшедший дом, считая, вероятно, что только безумцы неспособны приносить обществу практическую пользу. Но однажды один из этих безумцев взбунтовался. В клинике, где его содержали, имелась библиотека, и он пытался как можно больше узнать из книг о науке и искусстве. Когда же он решил, что уже осведомлен в достаточной степени, решил бежать. Однако его поймали и привели в находящийся за городом учебный центр. “Добро пожаловать, — сказал ему один из сотрудников. — Нас больше всего восхищают именно те люди, которые напряженно отыскивают свой собственный путь. С этой минуты вы можете делать все, что вам заблагорассудится, ибо только благодаря таким, как вы, мир движется вперед”.
(Проверка выполнения задания.)
Задание: как вы думаете, зачем нам следует изучать предмет “Обществознание”? Для того чтобы успешно выполнить это задание, воспользуемся приемом мозгового штурма.
(По ходу проверки выполнения задания составляется схема.)
— Откройте оглавление учебника и назовите его главы.
— Как вы понимаете название первой главы: “Общество — большой “дом” человечества”?
(Ответы учеников.)
Вы совершенно правильно предположили, что в 6 классе речь пойдет о различных сторонах жизни общее™* во всем их многообразии. Разговор об обществе сложен не только из-за многообразия и противоречивости самого предмета. Ведь исследование общества — это всегда анализ того, что близко каждому, и в конечном счете самоанализ человечества. А оценивать самого себя всегда крайне трудно. Это первая трудность, которая нас ожидает.
Вторая трудность связана с тем, что человеческое общество — сложная живая система. В ней самым замысловатым образом переплетаются разнообразные взаимодействия между людьми и их группами. Для наглядности представим себе общество в виде огромного организма. Можно изучать его отдельные клетки, ткани и органы, но одно лишь знание изолированных частей и процессов не позволит представить организм в целом. Внутри общества также выделяют отдельные сферы социальную, экономическую, политическую и духовную. Однако само понятие сферы достаточно условное. Ведь сферы общества постоянно взаимодействуют, переплетаются и проникают друг в друга.
В 6 классе мы с вами рассмотрим причины и направления развития общества, социальный прогресс и типы обществ. Познакомимся с историческим развитием человечества.
Сегодня мыслителей, изучающих общество, называют социальными философами. Они размышляют над проблемами жизни общества, коллективной человеческой деятельности. Социальные философы считают, что если разгадать такой феномен, как общество, то можно понять и другие пока не разрешенные проблемы.
— Почему природа вечна?
— Что такое культура?
— Почему человек наделен сознанием?
Важно изучать этот предмет и потому, что мир, в котором мы живем, сложно устроен. На Земле около двухсот государств. Среди них — Россия — наша Родина. Благодаря духовному богатству России, ее природным ресурсам, истории и труду многих поколений россиян наша страна занимает достойное место в современном мире. Все это вам необходимо знать и понимать, чтобы быть достойными гражданами своего Отечества.
Подводя итог, следует сказать: предмет “Обществознание” не научит никакой профессии, но поможет формированию человека. Человеческий фактор всегда имел особое влияние на общество, так как он вмешивается во все сферы: экономику, политику, культуру и т. д. Человек правит всем, поэтому необходимо понять действия людей и знать, как поступать в определенной ситуации в зависимости от поведения других. Еще говорят, что в школе не учат жить. Учат, и примером этого является предмет “Обществознание”, главное, найти в себе силы учить, а еще понять, для чего оно нужно. Для начала надо стать человеком, сформироваться как личность, а потом чего-то добиваться. Обществознание поможет в этом. Предмет не очень простой, даже если кажется таким с первого взгляда. Школа жизни — это самая интересная школа и в то же время самая безжалостная. Для того чтобы пройти ее, необходимо просто жить. Правда, лучше быть подготовленным к жизни. Поэтому появился предмет “Обществознание”. Он позволяет узнать больше об обществе и лучше интегрироваться в нем.
Предметом изучения дисциплин, из которых складывается обществознание, являются человек, его деятельность во всех ее проявлениях и общество. Обществознание — это знание об обществе.
Этот предмет играет важную роль в формировании личности человека, его гражданской позиции, помогает молодым людям разобраться в политической ситуации в мире и научиться правильно действовать при решении вопросов, которые касаются гражданского, трудового, уголовного права и многих других аспектов общественной жизни.
3. Основные источники знаний по обществознанию
— Из каких источников мы можем получить знания об обществе?
(По ходу проверки выполнения задания составляется схема.)
4. Знакомство со структурой учебника
Для успешной работы нам необходимо познакомиться со структурой учебника.
Задание: откройте оглавление учебника и опишите его структуру.
(Ученики выполняют задание.)
Каждый параграф разделен на части подзаголовками. Они формулируют главные вопросы изучаемой темы.
В тексте параграфа помещены важные для усвоения его содержания рубрики:
• “Интересные факты”;
• “Советуем запомнить!”;
• “Дополнительное чтение”;
• “Обратимся к закону”;
• “Умная мысль”;
• “Практикум”;
• “Проверьте свои знания”.
Каждый параграф предваряют вопросы, которые помогут сориентироваться в теме урока, научиться выделять главное, вспомнить изученное ранее. Поиск ответов на эти вопросы в тексте параграфа может быть проведен на уроке, что облегчит вам подготовку к выполнению домашнего задания.
Вопросы и задания для домашней работы включают вопросы для самопроверки — “Проверьте свои знания”.
Задания рубрики “Практикум” направлены на использование, применение имеющихся знаний в разных видах деятельности и жизненных ситуациях:
• анализ ситуаций;
• сочинение-рассуждение по актуальной проблеме;
• подготовка мини-проектов;
• подготовка презентаций и др.
Вопросы и задания повышенной сложности отмечены звездочкой *.
Главы учебника завершаются итоговыми вопросами и заданиями, которые носят обобщающий характер.
V. Подведение итогов урока
Вот и закончилось наше первичное знакомство с курсом “Обществознание”. Предлагаю сыграть в игру “Свободный микрофон”. Представьте себе, что вам представилась возможность высказать свое мнение о знакомстве с новым предметом, употребив следующие фразы:
— Я узнал (а)...
— Я понял (а)...
— Я хочу...
— Мне кажется...
(Ученики выполняют задание.)
Домашнее задание
1. Прочитать введение.
2. Выполнить письменное задание на тему: “Мое знакомство с новым предметом”.