Обществознание 6 класс - поурочные разработки к учебнику А. И. Кравченко
Основные типы обществ - ОБЩЕСТВО - БОЛЬШОЙ «ДОМ» ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Цели и задачи: познакомить учащихся с многообразием человеческих обществ; дать представление о закономерности появления различных обществ людей; познакомить с терминами и понятиями: типы обществ, аграрное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество.
Планируемые результаты: учащиеся научатся характеризовать различные типы общества; составлять сравнительную таблицу; высказывать суждения на обществоведческие темы; осмысливать теоретический материал; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; овладеют принципом работы с учебником, в котором встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; приобретут умения и навыки анализа проблемы, проведения дискуссии; научатся участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами; выполнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.
Формируемые УУД: метапредметные: развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; анализировать результаты исследований, фиксировать их; личностные: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности; воспитание ответственности за свои решения.
Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.
Тип урока: практикум.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
Человек появился тысячи лет тому назад. Как он жил? Что его интересовало? Как шло развитие человеческого общества? Какие этапы в своем развитии прошло человеческое общество? Предлагаю провести исследование.
Тема урока: “Основные типы общества”.
— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке.
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ответы учеников.)
План урока
1. Классификация типов обществ.
2. Типология обществ.
а) Общество охотников и собирателей.
б) Общество огородничества.
в) Общества земледельцев и скотоводов.
г) От аграрного общества к индустриальному.
д) Постиндустриальное общество.
III. Введение в новый материал
Все многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, ученые разделили на определенные типы. Несколько типов обществ, объединенных сходными признаками или критериями, составляют типологию. В обществознании принято выделять несколько типологий. Предлагаю познакомиться с ними поближе.
IV. Работа по теме урока
1. Классификация типов обществ
Общество, прежде чем приобрело современный вид, прошло в своем развитии несколько стадий.
Задание: работая с текстом рубрики “Советуем запомнить!” на с. 86 учебника, познакомьтесь с понятием “типы обществ”. (Проверка выполнения задания.)
Существуют различные научные подходы по вопросу развития общества.
Задание: изучите и прокомментируйте предложенную схему.
(Проверка выполнения задания.)
А теперь нам предстоит более подробно познакомиться с каждым из этих типов обществ.
2. Типология обществ
Типология (от греч. typos — отпечаток, форма, образец и logos — слово, учение) — способ научного познания, в основе которого лежат расчленение системы объектов и их группировка с помощью обобщающей модели. Потребность в типологии возникает, когда наука имеет дело с крайне разнородными по составу множествами объектов и решает задачу их упорядоченного описания.
Разделившись на группы, работая с текстом учебника, дайте характеристику различных типов общества на протяжении развития человечества.
Задание для первой группы: охарактеризуйте общество охотников и собирателей.
Задание для второй группы: охарактеризуйте общество огородничества.
Задание для третьей группы: охарактеризуйте общество земледельцев и скотоводов.
Задание для четвертой группы: охарактеризуйте переходное общество от аграрного к индустриальному.
Задание для пятой группы: охарактеризуйте постиндустриальное общество.
Каждая группа:
• дает характеристику;
• придумывает символ характеризуемого общества;
• представляет результаты своей работы.
(Проверка выполнения задания и заполнение таблицы “Типология обществ”.)
Тип общества |
Характеристика |
Общество охотников и собирателей |
Самый древний способ пропитания — охота и собирательство. Соответственно ему выделяется общество первобытных охотников и собирателей. Оно состояло из родовых общин - небольших кровнородственных групп (триб) из 40—60 человек. Их основу составляли несколько семей с многочисленным потомством. Все члены трибы постоянно жили вместе и редко встречались с другими группами, находились в родственных отношениях. Для пропитания им требовалось большое количество пищи, поэтому охотникам и собирателям в поисках добычи приходилось передвигаться на очень большие расстояния и у них не было постоянного места обитания. Его заменяли временные стоянки, где мужчины, уходя на долгую охоту, оставляли женщин, детей и стариков. Женщины занимались собирательством. Таким образом, в древности люди не производили все необходимое для удовлетворения своих потребностей, а брали то, что в готовом виде давала природа. Так продолжалось несколько сот тысяч лет. Это самый продолжительный по историческому времени тип общества. Ученые называют его “детством” человеческого общества. До сих пор в различных частях нашей планеты исследователи обнаруживают живые свидетельства истории — племена кочующих охотников и собирателей. Аборигены Австралии, населяющие континент уже более 40 тыс. лет, до сих пор не перешли к земледелию и скотоводству. Эскимосы Аляски и Канады - охотники. Совсем недавно они начали пользоваться винтовками и пересели на снегоходы. Коренное население штатов Калифорния, Орегон, Вашингтон и округа Колумбия (США) занимается собирательством, так же как индейцы на Великих озерах Канады. Для многих коренных американцев рыболовство, охота и собирательство остаются важными источниками существования. Они продают дичь и рыбу и живут на вырученные средства. На травянистых равнинах Аргентины, Южной Бразилии, Уругвая и Парагвая также обитают охотники и собиратели. В мире существует около 5000 таких групп народов общей численностью около 300 млн человек. Помимо того, что они принадлежат к наименее развитой части населения планеты, эти народы проживают, как правило, в богатых природными ресурсами регионах. По этой причине они часто оказываются в центре многочисленных конфликтов. Для того чтобы высвободить земли под промышленное строительство, коренные народы переселяют в другие места или в города |
Общество огородничества |
Охота и собирательство продолжались сотни тысяч лет. Затем человечество перешло к следующей ступени — огородничеству. Люди выкорчевывали часть леса, сжигали пни, деревянными мотыгами выкапывали ямки и сажали в них клубни диких овощей, которые со временем превращались в культурные. На смену кочевому образу жизни постепенно приходил оседлый. Однако он еще не стал главной чертой жизни людей. Использовав под огород один участок земли и истощив почву, люди бросали его и перебирались на новый. А поскольку земля истощалась быстро, то на одном месте община задерживалась всего на несколько лет. Огородничество было переходной формой хозяйствования, от добывания готовых природных продуктов (диких растений) люди переходили к выращиванию окультуренных овощей и злаков. Небольшие огороды со временем уступили место обширным полям, примитивные деревянные мотыги — деревянным, а позже — железным сохе или плугу. С усложнением орудий возросла производительность труда. Один человек мог прокормить большее число людей, чем прежде. Временные стоянки превращались в постоянные поселения, окруженные огородами и загонами для скота. Общины объединялись и создавали племена. Благодаря началу ведения огородничества люди стали понимать важность собственного труда и его продуктивность. Именно огородничество стало посылом к выделению более развитых форм производительного хозяйства — скотоводства и земледелия |
Общество земледельцев и скотоводов |
В конце каменного века начался первый глобальный продовольственный кризис. Людям пришлось освоить новый производительный способ ведения хозяйства, при котором больше продуктов получают с той же территории благодаря совершенствованию орудий труда и его организации. Таким способом хозяйствования было земледелие — вспашка, засеивание земли и сбор урожая с одного и того же участка на протяжении многих лет. Земледелие возникло из собирательства, из подмеченной людьми способности семян растений прорастать и давать урожай. Первоначально это были зерна ячменя и пшеницы. Землю на полях рыхлили при помощи палки с сучком — деревянной мотыги. Серп — орудие труда, которым срезали поспевшие колосья, — изготавливали из дерева или кости, немного расщепляя их и вставляя в расщеп острые камешки. Растирая зерна на плоских камнях (зернотерках), получали муку. Дикорастущие ячмень и пшеница встречаются в Западной Азии. Поэтому именно здесь более 10 тыс. лет назад, раньше, чем в других районах, возникло земледелие. Скотоводство появилось примерно в то же время, что и земледелие. А первыми, после собаки, прирученными животными были дикий осел (кулан), дикий баран (муфлон), дикий бык (тур), северный олень и овца. Обработка земли и появление скотоводства так сильно изменили жизнь людей, что ученые называют этот процесс неолитической революцией (неолит — новый каменный век, завершающий период каменного века). Земледельцы и скотоводы сами выращивали и создавали то, что потом могли использовать в пищу. Жизнь человека теперь зависела не столько от природы, сколько от его собственного труда и умения. В племенах земледельцев и скотоводов научились из тонких прутьев плести корзины, лепить горшки из глины и обжигать их в огне очага. Умение изготавливать из камня различные орудия труда достигло большого совершенства. Женщины освоили прядение и ткачество. У людей появилась одежда из льняного полотна и шерстяной ткани. Племена земледельцев и скотоводов, первыми начавшие возделывать поля и выращивать скот, говорили вначале на очень похожих языках. Позже от них произошли народы, названные индоевропейцами. И сейчас еще у этих народов: русских, англичан, индийцев, греков, персов — немало слов, которые произносятся почти одинаково. Пашенное земледелие привязывало людей к одному месту и способствовало переходу от кочевого к оседлому образу жизни. Росло население, увеличивалась продолжительность жизни. Возникали большие земледельческие поселки, которые со временем превращались в города. Все большее число людей высвобождалось от необходимости трудиться на земле. Некоторые из них занялись ремеслом. Разделение труда привело к необходимости обмена продуктами труда земледельцев, скотоводов и ремесленников. Города становились средоточием торговой, ремесленной, культурной жизни. Человечество перешло к новой стадии управления — государству |
От аграрного общества к индустриальному |
Общества охотников и собирателей, огородников, скотоводов и земледельцев многие ученые ставят на одну ступень развития, которую называют аграрным обществом. В аграрном обществе преобладало сельское хозяйство. Это общество называют еще традиционным, потому что жизнь людей в нем была тесно связана с природой и подчинена обычаям и традициям. Более 250 лет назад аграрное общество сменило индустриальное, в котором преобладало уже не сельское хозяйство, а промышленность — индустрия. Формирование индустриального общества было связано с распространением крупного машинного производства, возникновением социальных групп предпринимателей и наемных работников. Основная часть промышленности сосредоточивается в городах, которые начинают играть главную роль. Теперь уже больше половины населения занято промышленным трудом, а меньшая его часть — аграрным |
Постиндустриальное общество |
В ходе научно-технической революции наука превращается в непосредственную производительную силу, всеобщие производительные силы становятся ведущим элементом системы производительных сил. Центр тяжести переносится в непроизводственную сферу. В середине 80-х гг. XX в. уже свыше 70% населения США было занято в сфере услуг. Если в аграрной экономике ведущим элементом была земля, а в индустриальной - капитал, то в современной лимитирующим фактором становятся информация, накопленные знания. Новые технологии стали результатом труда уже не “талантливых жестянщиков”, а “высоколобых интеллектуалов”. Итог их деятельности — революция в сфере телекоммуникаций. Если в XIX — первой половине XX в. главной формой коммуникации были газеты, журналы, книги, к которым затем добавились телефон, телеграф, радио и телевидение, то в настоящее время все они вытесняются средствами компьютерной связи. Знания и информация становятся стратегическими ресурсами. Это приводит к существенным изменениям в территориальном размещении производительных сил. В доиндустриальную эпоху города возникали на пересечениях торговых путей, в индустриальную — вблизи источников сырья и энергии, технополисы постиндустриальной эпохи вырастают вокруг научных центров и крупных исследовательских лабораторий (Кремниевая долина в США). В развитых странах происходит сужение собственно материального производства при одновременном стремительном росте “индустрии знаний”. Научно-техническая революция создает предпосылки для развития отношений свободной индивидуальности. Они знаменуют этап, отрицающий и отношения личной зависимости, и отношения вещной зависимости, выступающий как отрицание отрицания. Отношения личной зависимости существовали в условиях господства естественных производительных сил. Они характеризовали такой этап развития человечества, когда индивид мог развиваться лишь в рамках ограниченного, локального коллектива, от которого он зависел. Отношения свободной индивидуальности знаменуют этап гармоничного единения человека и природы, самоконтроль человечества и его общественных сил, интеллектуальный прогресс мировой цивилизации. Личность выступает как самоцель общечеловеческого развития. Одновременно личность является главным орудием прогресса. Выбор цели, пути ее достижения, а также организация непосредственного трудового процесса в постиндустриальном обществе становятся не технологической, а гуманитарной задачей. Это обусловливает высокую степень самостоятельности каждого человека, придает труду подлинно свободное творческое содержание. Сейчас очевидно главное: как рыночное хозяйство выработало соответствующий ему тип человека — Homo economicus, так и постиндустриальному обществу будет соответствовать своя форма социальности — свободная индивидуальность. В информационном обществе каждый человек, в какой бы точке земного шара он ни находился, будет иметь реальную возможность легко связаться с другим человеком или организацией, передать и получить любую необходимую информацию — деловую и бытовую |
(Проверка выполнения задания.)
V. Подведение итогов урока
— Какие черты духовной жизни традиционного общества отразились в этом поучении Конфуция: “Не сдвигай с места камней, которые установил твой отец... Ибо если новшества надобно избегать, то древности следует держаться; если новое нечисто, то старое учение свято”?
— Рассуждение какого человека — средневекового, традиционного или Нового времени — о свободе приводит французский историк Ле Гофф: “Человек не видел никакого смысла в свободе... Без общины не было бы и свободы. Она могла реализоваться только в состоянии зависимости, где высший гарантировал низшему уважение его прав. Свободный человек — это тот, у кого могущественный покровитель”?
— Черты каких типов обществ можно обнаружить в современной России?
Домашнее задание
1. Прочитать § 11 учебника.
2. Задание на выбор.
• Выполнить задания рубрики “Практикум”.
• Подготовить компьютерную презентацию на тему “Основные типы обществ”.