Обществознание 6 класс - поурочные разработки к учебнику А. И. Кравченко
Духовные богатства общества и культурное наследие - ОБЩЕСТВО - БОЛЬШОЙ «ДОМ» ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Цели и задачи: познакомить учащихся с духовными богатствами и культурным наследием общества; рассказать о необходимости сохранения и преумножения духовного богатства; познакомить с терминами и понятиями: духовные богатства общества, культурные ценности, культурное наследие, Всемирное наследие.
Планируемые результаты: учащиеся научатся характеризовать составные элементы духовного богатства общества; называть и анализировать способы создания, сохранения и распространения культурного наследия; понимать необходимость бережного отношения к духовному богатству и культурному наследию общества; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; овладеют принципом работы с учебником, в котором встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; приобретут умения и навыки анализа проблемы, проведения дискуссии; научатся участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами; выполнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.
Формируемые УУД: метапредметные: осуществлять планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; овладевать монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современными средствами коммуникации; анализировать результаты исследований, фиксировать их; личностные: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.
Тип урока: рассуждение.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
Как-то к старцу пришли ученики и спросили его:
— Почему плохие привычки так легко овладевают человеком, а за добрыми нужно постоянно следить, принуждать себя, а то они пропадут?
— А как вы думаете, что будет, если хорошее, здоровое семя оставить на солнце, а больное закопать в землю? — задал встречный вопрос старец.
— Всем известно, что семя, оставленное без почвы, на солнце, даже если оно очень хорошее, пропадет. Ну а что касается больного семени, то, зарытое в землю, оно прорастет. Конечно, росток будет слабым, соответственно, плод плохим, — отвечали ученики.
Старец продолжил:
— А как поступают люди? Ведь вместо того, чтобы тайно совершать добрые поступки и глубоко в душе растить благие начатки, они уничтожают их, выставляя напоказ. А грехи и всевозможные недостатки прячут, скрывают от всех глубоко в душе. Там они растут и губят человека изнутри. Так что будьте мудрыми. Не совершайте подобных ошибок.
Вопросы к классу
— О чем эта притча?
— Какое отношение она имеет к уроку?
(Ответы учеников.)
Тема урока: “Духовные богатства общества и культурное наследие”.
— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке.
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ответы учеников.)
План урока
1. Что составляет духовное богатство общества?
2. Сохранение культурного наследия.
3. Создание, распространение, усвоение духовных богатств общества.
III. Введение в новый материал
В духовной сфере рождается и реализуется важнейшее отличие человека от других живых существ — духовность. Духовная деятельность совершается ради удовлетворения духовных потребностей, т. е. нужды людей в создании и освоении духовных ценностей. Важнейшие среди них — потребность в нравственном совершенствовании, в удовлетворении чувства прекрасного, в познании окружающего мира.
IV. Работа по теме урока
1. Что составляет духовное богатство общества?
— Мы с вами уже говорили о материальных богатствах общества. А что можно отнести к его духовному богатству?
Задание: используя прием мозгового штурма, предложите свои варианты ответа на данный вопрос.
(Ученики выполняют задание, на доске и в тетрадях появляются записи.)
• Традиции и обычаи.
• Моральные нормы.
• Книги.
• Религиозные заповеди.
• Произведения искусства.
• Образовательные учреждения.
• Ритуалы и праздники.
Проблемный вопрос. Почему вы назвали именно эти элементы духовного богатства общества?
(Ответы учеников.)
Задание: работая с текстом рубрики “Советуем запомнить!” на с. 78 учебника, дайте определение термина “духовное богатство”. Выделите ключевые слова в этом определении.
(По ходу проверки задания составляется схема.)
Ученые-обществоведы считают, что духовные богатства общества составляют культурное наследие страны, выраженное в материальных и нематериальных культурных ценностях.
Задание для первой группы: работая с текстом п. 1 § 10 учебника, познакомьтесь с понятием “культурные ценности” и приведите примеры.
Задание для второй группы: работая с текстом п. 1 § 10 учебника, познакомьтесь с понятием “культурное наследие” и приведите примеры.
— Что объединяет понятия “культурные ценности” и “культурное наследие” и в чем их различия?
(Проверка выполнения задания.)
— Как вы понимаете смысл понятия “духовное богатство”?
— В чем вы видите смысл выражения “духовная нищета”?
— Как зависит счастье человека от его духовного богатства?
— Как проявляется духовное богатство человека в повседневной жизни?
(Ученики выполняют задание.)
2. Сохранение культурного наследия
Проблемное задание. Существует мнение, что сохранить культурное наследие нашей страны — обязанность городских властей.
Рядовые россияне не понимают этих проблем, поэтому зачастую мешают реализации планов властей. Работая с текстом п. 2 § 10 учебника и дополнительным материалом, ответьте на вопросы и выскажите свое мнение по этому вопросу.
Вопросы к тексту учебника
— Как государство относится к культурным ценностям, составляющим культурное наследие?
— Кто занимается охраной культурного наследия в России?
— Как охраняются особо ценные культурные объекты страны?
— Дайте определение понятия “Всемирное наследие”.
— Познакомьтесь и прокомментируйте рубрику “Интересные факты” на с. 81 учебника.
— Приведите примеры российских памятников, которые входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, используя приведенный дополнительный материал.
Дополнительный материал
Соловецкие острова
Соловецкий архипелаг, состоящий из шести островов общей площадью более 300 км2, расположен в западной части Белого моря, примерно в 150 км к югу от Северного полярного круга и в 250 км западнее Архангельска. На архипелаге обнаружено множество различных археологических памятников, самые древние из которых относятся к III—II тыс. до н. э. Это стоянки первобытного человека, каменные лабиринты, курганы-могильники, дольмены.
Свыше 200 памятников истории и культуры относятся к периоду, который начался в первой половине XV в., когда монахами Зосимой и Германом в западной части Большого Соловецкого острова был основан монастырь. Он получил название Спасо-Преображенского, однако чаще его называли и называют Соловецким монастырем. В течение нескольких веков он являлся самым мощным оплотом православной веры на севере России. Одновременно монастырь был неприступной крепостью, здесь развивались и разные ремесла — соляной, рыбный, зверобойный, слюдяной и др.
Центральное место в историко-архитектурном ансамбле занимает величественный Соловецкий кремль, окруженный со всех сторон мощными каменными стенами с 8 башнями и 7 воротами, возведенными в конце XVI в. В плане территория кремля (площадью 5 га) имеет форму пятиугольника, вытянутого с севера на юг, общая же длина крепостных стен составляет порядка 1100 м. Стены покоятся на фундаменте, имеющем глубину до 2,5 м. Высота их наземной части колеблется от 8 до 11 м, толщина кладки у подошвы достигает 6 м, а в верхней части — 3—4 м. Сложены стены из гранитных валунов, залитых известковым раствором, причем масса некоторых достигает 6—10 т.
На рубеже XVI—XVII вв. комплекс зданий монастыря был дополнен надвратной Благовещенской церковью. В конце XVIII в. достроили монументальную трехъярусную колокольню и церковь Филиппа, митрополита Московского. В середине XIX в. монастырский ансамбль пополнился Троицким собором и перестроенной церковью Св. Николая.
К памятникам монастырского периода относятся и разбросанные по разным островам Соловецкого архипелага церкви и часовни (в том числе деревянная церковь Апостола Андрея Первозванного на Большом Заяцком острове), пустыни и скиты (например, Макарьевская пустынь и Свято-Вознесенский скит на Секирной горе — на Большом Соловецком острове, Голгофо-Распятский и Троицкий скиты — на острове Анзер), а также поклонные кресты, жилые постройки, промысловые избы и причалы и т. д.). Большую ценность представляет разветвленная система межозерных каналов, прорытых монахами в XV—XX вв., через которые воды северных и западных озер поступают в центральную часть Большого Соловецкого острова.
В начале 1920-х гг. монастырь был превращен в тюрьму для политических и уголовных заключенных, которая просуществовала до 1939 г. В 1967 г. здесь организуют музей-заповедник, который в 1974 г. преобразовали в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник. А с 1990 г. на Соловках возобновляется монашеская жизнь.
В 1992 г. историко-культурный комплекс Соловецких островов получает статус объекта Всемирного культурного наследия.
Озеро Байкал
Удивительной красоты озеро, уникальное творение природы, кристально чистая вода. Наверное, каждый человек слышал о самом глубоком озере на нашей планете. А что вы еще знаете о Байкале?
Байкал находится почти в самом центре Евразии, среди высоких хребтов Байкальской горной области. В длину озеро протянулось на 636 км, в ширину — на 80 км. По площади Байкал равен 31 470 км2, что сравнимо с площадью Бельгии (в этой европейской стране с крупными городами и промышленными центрами проживает почти 10 млн человек). Максимальная глубина озера — 1637 км, что по праву позволяет называть Байкал самым глубоким в мире (средняя глубина — 730 м). Африканское озеро Танганьика, входящее в число самых глубоких озер на планете, отстает от Байкала на 200 м. Из 30 островов самым крупным является Ольхон.
Байкал наполняют 336 постоянных рек и ручьев, причем половину воды приносит река Селенга. Вытекает же из озера одна-единственная река — Ангара. Чтобы оценить объем Байкала, представьте, что в идеальных условиях (при том, что не пропадет и не испарится ни одна капля с поверхности) Ангаре, выносящей 60,9 км3 воды ежегодно, понадобится 387 лет непрерывной работы, чтобы осушить озеро! Кроме того, Байкал — самое древнее озеро на нашей планете, его возраст, по разным оценкам, составляет 20—30 млн лет.
Чистая, прозрачная байкальская вода, насыщенная кислородом, издавна считается целебной. Благодаря деятельности живых микроорганизмов, обитающих в ней, вода слабо минерализована (практически дистиллированная), что объясняет ее кристальную прозрачность. Весной прозрачность воды достигает 40 м!
Байкал является хранилищем 20% мировых и 90% российских запасов пресной воды. Для сравнения — это больше, чем запасы воды в пяти Великих американских озерах, вместе взятых! Экосистема Байкала дает порядка 60 км3 чистой воды в год.
Удивителен и разнообразен животный и растительный мир Байкала. Кто не слышал о знаменитом байкальском омуле? Кроме него, в озере водятся сиг, ленок, таймень — представители семейства лососевых. Осетровые, хариусовые, щуковые, карповые, сомовые, тресковые, окуневые — вот далеко не весь список семейств рыб, обитающих в Байкале. Нельзя не упомянуть о байкальской нерпе, которая является единственным представителем млекопитающих в озере. Осенью на каменистых берегах можно увидеть многочисленные лежки этих байкальских тюленей. Нерпа не единственный обитатель побережий, множество чаек, крохалей, гоголей, турпанов, огарей, орланов-белохвостов и прочих птиц гнездится по берегам и на островах. На Байкале можно наблюдать массовый выход на берега бурых медведей. Флора и фауна Байкала разнообразна. 848 видов животных (15%) и 133 вида растений (15%) не встречаются ни в одном водоеме Земли.
Уникальность и красота Байкала с каждым годом привлекает все большее число туристов, в том числе иностранных. Этому также способствует развивающаяся инфраструктура. Поэтому главной задачей является сохранение целостности экосистемы озера.
(Проверка выполнения задания.)
3. Создание, распространение, усвоение духовных богатств общества
Поэт-пролеткультовец В.А. Кириллов в 20-е гг. XX в. писал:
Мы во власти мятежного, страстного хмеля;
Пусть кричат нам: “Вы палачи красоты!”
Во имя нашего Завтра — сожжем Рафаэля,
Разрушим музеи, растопчем искусства цветы!
Проблемный вопрос. Каково ваше отношение к данной идее? К каким последствиям это может привести?
(Проверка выполнения задания.)
Вы правы: подобное отношение к культурным ценностям может привести к крайне отрицательным последствиям. Ведь важнейшая духовная потребность человека — это потребность в познании. Об этом говорили философы разных эпох. Аристотель писал: “Все люди от природы стремятся к знанию”. А французский мыслитель XVI в. М. Монтень утверждал: “Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию”.
Другая наша важнейшая духовная потребность — эстетическая. Желание видеть гармонию в природе, в людях, глубоко чувствовать музыку, живопись, поэзию, совершенствовать человеческие отношения — все это грани единой эстетической потребности.
Задание: работая с текстом п. 3 § 10 учебника и дополнительным материалом, определите пути создания, распространения, усвоения духовных богатств общества.
Дополнительный материал
Государственный музей Эрмитаж в Санкт-Петербурге — крупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Свою историю музей начинает с коллекций произведений искусства, которые приобретала в частном порядке российская императрица Екатерина И. Первоначально эта коллекция размещалась в специальном дворцовом флигеле — Малом Эрмитаже (от фр. ermitage — место уединения, келья, приют отшельника), откуда и пошло общее название будущего музея. В 1852 г. из сильно разросшейся коллекции был сформирован и открыт для посещения публики Императорский Эрмитаж.
Сегодня Эрмитаж представляет собой сложный музейный комплекс. Основная экспозиция музея занимает пять зданий, расположенных вдоль набережной реки Невы в центре Санкт-Петербурга, главным из которых принято считать Зимний дворец.
На сегодняшний день коллекция музея насчитывает около 3 млн произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и кончая нашим столетием.
Российская государственная библиотека — крупнейшая российская публичная библиотека, созданная на основе библиотеки Румянцевского музея. Обладает универсальным по содержанию (видовому и типологическому) собранием отечественных и зарубежных документов на 367 языках мира. Помимо основного книжного фонда, имеются специализированные собрания из более чем 150 000 карт, 350 000 нот и звукозаписей, редких книг, диссертаций, газет и др. Общая длина книжных полок РГБ составляет около 275 км.
Московский государственный университет по праву считается старейшим в России. Он основан в 1755 г. Учреждение университета в Москве стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова (1711 — 1765).
А. С. Пушкин справедливо писал о титане русской и мировой науки XVIII столетия: “Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник...” В деятельности М. В. Ломоносова отразились вся мощь, красота и жизнеспособность российской науки, вышедшей на передовые рубежи мирового научного знания, успехи страны, сумевшей после преобразований Петра I значительно сократить отставание от ведущих держав мира и войти в их число. М. В. Ломоносов придавал огромное значение созданию системы высшего образования в России. Еще в 1724 г. при Петербургской академии наук, основанной Петром I, были учреждены университет и гимназия для подготовки в России научных кадров. Но академические гимназия и университет с этой задачей не справились. Поэтому М. В. Ломоносов неоднократно ставил вопрос об открытии университета в Москве. Его предложения, сформулированные в письме к И. И. Шувалову, легли в основу проекта создания Московского университета. И. И. Шувалов, фаворит императрицы Елизаветы Петровны, покровительствовал развитию русской науки и культуры, помогал многим начинаниям М. В. Ломоносова. После ознакомления с представленным И. И. Шуваловым проектом нового учебного заведения Елизавета Петровна подписала 12 (25 по новому стилю) января 1755 г. (в День св. Татьяны по православному церковному календарю) указ об основании Московского университета. Церемония торжественного открытия занятий в университете состоялась в день празднования годовщины коронации Елизаветы Петровны 26 апреля (7 мая) 1755 г. С тех пор эти дни традиционно отмечаются в университете студенческими празднованиями, к ним приурочены ежегодная научная конференция “Ломоносовские чтения” и дни научного творчества студентов. В соответствии с планом М. В. Ломоносова в Московском университете были открыты три факультета: философский, юридический и медицинский. Свое обучение все студенты начинали на философском факультете, где получали фундаментальную подготовку по естественным и гуманитарным наукам. Образование можно было продолжить, специализируясь на юридическом, медицинском или на том же философском факультете. В отличие от университетов Европы в Московском университете не было богословского факультета, что объясняется наличием в России специальной системы образования для подготовки служителей православной церкви. Профессора читали лекции не только на общепризнанном тогда языке науки - латыни, но и на русском языке.
Московский университет играл выдающуюся роль в распространении и популяризации научных знаний. На лекциях профессоров университета и диспутах студентов могла присутствовать публика. В апреле 1756 г. при Московском университете на Моховой улице были открыты типография и книжная лавка. Тем самым было положено начало отечественному книгоизданию. Тогда же университет начал издавать дважды в неделю первую в стране неправительственную газету “Московские ведомости”, а с января 1760 г. — первый в Москве литературный журнал “Полезное увеселение”. Десять лет, с 1779 по 1789 г., типографию возглавлял питомец университетской гимназии, выдающийся русский просветитель Н. И. Новиков. Через год после создания университета первых читателей приняла университетская библиотека. Свыше 100 лет она выполняла функции единственной в Москве общедоступной библиотеки. Просветительская деятельность Московского университета способствовала созданию на его базе или при участии его профессуры таких крупных центров отечественной культуры, как Казанский университет, Академия художеств, Малый театр и др.
Всего в Москве три ботанических сада. Старейший из них был основан в 1706 г. Петром I после учреждения Аптекарского приказа и использовался для выращивания лекарственных трав. Второй — ботанический сад МГУ на Воробьевых горах. Третий — ботанический сад Академии наук в Москве, крупнейший в Европе, с богатейшей коллекцией растений открытого и закрытого грунта, насчитывающей свыше 17 000 видов и сортов. Основан в 1945 г. на территории Останкинского парка. Сегодня его территория составляет более 330 га.
Главная задача ботанического сада — сохранение биологического разнообразия. Дендрарий сада — это почти 2000 видов деревьев и кустарников со всего мира, в экспозициях “Розарий”, “Сад непрерывного цветения”, “Сад прибрежных растений” и “Теневой сад” собрана коллекция цветочно-декоративных растений, в оранжерее количество видов и форм тропических и субтропических растений превысило 6000.
Он больше напоминает парк, чем сад. Около растений почти нет табличек с названиями, а посетители, несмотря на предупреждения, все равно сидят на траве, загорают и катаются на велосипедах или роликах. Так что ботанический сад на первый взгляд скорее прекрасное место для отдыха на природе — разве что в несколько более экзотических условиях. Если же вас больше интересуют подписанные и систематизированные редкие растения, разумнее будет посетить Аптекарский огород на проспекте Мира.
Вопросы к классу
— Каким образом учреждения культуры создают, сохраняют и распространяют культурное наследие страны?
(Проверка выполнения задания.)
Давайте составим итоговую обобщающую схему.
V. Подведение итогов урока
— Как вы понимаете смысл высказывания греческого философа Астрогора, который говорил: “Собирайте камни знаний, укрепляйте каплями терпения, дарите капли любви, ищите капли мудрости, ловите капли радости, храните капли надежды. Пусть из этих капель собираются реки и моря вашего духовного благополучия”.
— Почему стихотворение Л. Татьяничевой называется “Хороший обычай”?
Домишко чуть побольше улья.
В тайге найдет его не всяк.
В нем нет стола,
Не то что стульев.
Одни лишь нары да очаг.
А впрочем, этого немало!
К тому же надобно учесть:
Сушняк и лапник для распада
И спички в том домишке есть.
Отыщешь,
Коль в углах пошаришь,
Горбушку.
Как в родной избе!
Тебе неведомый товарищ
С заботой думал о тебе.
Оставил он не просто спички –
Душевного тепла зацас...
Хороший, добрый тот обычай
Спасал таежников не раз.
Особенно в пургу, что крутью
Кипит, живого не щадя.
А ты?
Что ты оставишь людям,
Чем одаришь их, уходя?
Домашнее задание
1. Прочитать § 10 учебника.
2. Выполнить задания рубрики “Практикум”.