Обществознание 6 класс - поурочные разработки
Труд и творчество - Труд
Задача урока: ввести учащихся в понимание сущности человеческой деятельности и процесса творчества. На доступном образном материале с опорой на содержание курса «Окружающий мир» начальной школы учащиеся сравнивают работу человека и «работу» животных, труд ремесленника и мастера, знакомятся с различными видами творчества.
План изучения нового материала
1. Что такое творчество.
2. Мастер и ремесленник.
3. Творчество в искусстве.
Эмоционально настроить учащихся на изучение темы поможет четверостишие Е. Серовой, написанное на доске в качестве эпиграфа к уроку:
Ветерок спросил, пролетая:
— Отчего ты, рожь, золотая?
А в ответ колоски шелестят:
— Золотые руки растят!
Обратив внимание учащихся на это четверостишие и выразительно зачитав его, учитель спрашивает, о каком человеке можно сказать: «У него золотые руки». Выслушав ответы, полезно подвести учащихся к выводу о том, что такую фразу можно сказать о человеке, который воплощает в жизнь то, чему он научился и что он сам придумал. Именно об этом и пойдет речь на уроке.
Обращение к разделу «Что такое творчество» позволяет развить представления учащихся о различиях между «работой» животных и человеческим трудом. Знакомя учащихся с текстом соответствующего раздела, полезно задать вопрос: «Почему слово „работать“ пишется в кавычках, когда речь идет о животных?»
Ответы учащихся и их обобщение учителем позволят сделать вывод о таких отличительных чертах трудовой деятельности человека, как планирование своего труда, создание нужных машин и механизмов, умение работать творчески.
В дополнение к материалу полезно добавить, что творчество можно проявить в любом занятии. Если человек придумал что-то новое, интересное и полезное, он проявил себя как творец. И в данном случае неважно, что то же самое могли придумать задолго до него, — он же этого не знал! Он мыслил, фантазировал, придумывал и добился цели. Именно это очень важно. А история даже знает примеры того, как одно и то же изобретение было сделано почти одновременно людьми, незнакомыми друг с другом. Например, дважды родился в Англии телефон. Его изобретателем считают преподавателя школы глухонемых Белла. Но Белл подал заявку на изобретенный им аппарат всего на два часа раньше физика Грея — в тот же самый день 14 февраля 1876 года! Изобретение радио продемонстрировал в мае 1895 года в России А. С. Попов, а через месяц в Англии завершил свою работу и получил патент на точно такое же изобретение итальянец Гульельмо Маркони.
Развитием творческой мысли может послужить следующий пример.
Учитель задает вопрос: «Для чего используется магнитофон?» Учащиеся отвечают: для записи и прослушивания музыки. Затем учитель рассказывает учащимся, как может использоваться аудиозапись самым неожиданным образом. Например, люди используют записанные на пленку тревожные голоса птиц — они отгоняют пернатых от аэродромов и полей. В Африке люди придумали использовать запись рычания льва, чтобы отгонять хищников от ферм. В Европе охотники применяют специальные аудиозаписи для выманивания зайцев из нор и охоты на лис, а в Австралии — ловят рыбу: в воду спускают микрофон и передают запись звуков, издаваемых кормящейся хамсой и привлекающих голодных хищников.
Раздел «Мастер и ремесленник» позволяет дать учащимся четкое представление о том, что не всегда труд является творческим. Потому-то и различают труд ремесленника и труд мастера. Именно труд мастера отличается творчеством. Осознанию этих положений могут послужить дополнительные вопросы и задание к тексту раздела:
1. Предположите, может ли один ремесленник всю жизнь делать одинаковые изделия.
2. Если человек работает без выдумки и фантазии, правильно ли его называть ремесленником или мастером?
3. Будут ли отличаться друг от друга изделия одного и того же мастера?
4. Что отличает труд ремесленника от труда мастера?
В ответах учащихся важно отметить разные мнения. Не всегда ремесленник старается что-то изменить в своих изделиях. Ему важно сделать этих изделий побольше и продать. И сегодня можно видеть на рынках множество одинаковых деревянных и пластиковых поделок, игрушек.
Ремесленник — человек, владеющий ремеслом, умеющий делать полезные вещи.
Мастер — человек, достигший высокого мастерства (искусства) в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные.
Закрепить материал по данному разделу можно с помощью предложенных в учебнике рисунков и фото, определив, какие из изображенных предметов сделал ремесленник, а какие — мастер.
Учитель может подобрать и другие рисунки, открытки, репродукции и изделия.
Далее учитель знакомит учащихся с двумя видами творчества: научным и художественным.
Научное творчество может быть рассмотрено на примере деятельности К. Э. Циолковского. Материал первой рубрики «Жил на свете человек» как раз посвящен этой теме.
Познакомив учащихся с фактами из жизни и деятельности К. Э. Циолковского, полезно поразмышлять над вопросом, смог бы ученый разработать проекты космических полетов, если бы не обладал научной фантазией, не умел творить, рассуждать, мыслить.
Художественному творчеству посвящены раздел «Творчество в искусстве» и вторая рубрика «Жил на свете человек».
Наряду с познавательной функцией данный материал играет важную воспитательную функцию: учит бережному отношению к памятникам истории и искусства. В этой связи полезно остановиться на следующих вопросах:
1. Почему многие произведения искусства древних мастеров безымянны?
2. Что важнее было для мастера: передать красоту и дать возможность людям ею насладиться или увековечить свое имя?
3. Приведите примеры произведений искусства российских мастеров.
4. Что означают следующие выражения: «отнять у людей красоту», «бережно относиться к труду мастеров»?
Материал урока дает возможность актуализировать личный опыт учащихся и опереться на него при изучении темы. Этому может, например, способствовать обсуждение ответов на следующие вопросы:
1. Какие памятники истории и произведения искусства вы видели?
2. Где они находятся?
Рекомендуется в качестве домашнего задания предложить выполнить задание 7 § 13 в рабочей тетради.
Это задание, как правило, вызывает интерес, однако может оказаться сложным. В этом случае его можно порекомендовать выполнить дома с помощью родителей или организовать игру-поиск по этому заданию во внеурочное время.
Дополнительный материал
Андрей Рублев (ок. 1360—70 — ок. 1430) — художник-иконописец, монументалист. 1405 год — первое летописное упоминание о нем: создает фрески в новом соборе Успения на Городке в Звенигороде вместе с Федором с Городца. В этом же году вместе с Федором с Городца и Феофаном Греком участвует в работах в соборе Благовещения в Московском Кремле. В 1408 году совместно с Даниилом Черным выполняет роспись в Успенском соборе Владимира. В 1411 году в память и похвалу основателя Троицкой лавры святого Сергия Радонежского и по его благословению Андрей Рублев пишет икону Ветхозаветной Троицы. Она была предназначена для деревянного Троицкого собора монастыря, основанного преподобным Сергием. «Троица» Рублева стала символом эпохи. Тема иконы взята из Ветхого Завета. Это посещение Авраама и Сарры тремя ангелами. В Новом Завете образ трех ангелов стал восприниматься как единство Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Фигуры трех ангелов вписываются в круг, и, хотя силуэты различны, жесты рук, наклоны головы, ступни ритмически создают круговое движение, замкнутое и бесконечное. Кажется, что вокруг жертвенной чаши, центра композиции, как по воде расходятся круги. Гора, дуб и дом вызывают в памяти образы Ветхого Завета. Сказано, что шатер Авраама был раскинут у Маврийского дуба в пустыне. Цвет иконы прозрачен и радостен. Первоначально фон был золотым, на нем горели пурпур и киноварь, зеленый, голубец — так в эпоху Рублева называли голубовато-синий цвет. Это величайшее произведение можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
В XVI веке Андрей Рублев был канонизирован как святой благоверный иконописец.
Во времена Рублева иконы писались на деревянных досках. Рублев делал их из липы, а краски для икон — из природных материалов. За 600 лет ни одна из его картин не сгнила, тогда как за это время ржавчина уничтожила даже железные изделия, превратив их в прах. В каменной ступке он растирал каменным пестиком или клыком волка различные вещества, смешивал с особым клеем (сделанным из яиц, вишневой смолы), чтобы краски ярко сияли и хорошо сохранялись.
К сожалению, мы никогда не узнаем тайну того, как именно обрабатывал свои доски художник и из каких конкретно веществ он делал свои необыкновенные краски.
Особый образовательный и воспитательный смысл содержит в себе материал рубрики «Поэтическое слово». Учитель может заранее подготовить с несколькими учащимися выразительное чтение стихотворения С. Погореловского «Попробуй-ка сам!». Можно попросить учащихся ответить на следующие вопросы:
1. Почему мама назвала сына волшебником?
2. Какие его дела можно назвать волшебными?
3. Что все эти дела объединяет?
4. Почему автор дал стихотворению такое название?
Какие слова из текста стихотворения вы бы вставили в следующую фразу: «Волшебство проявляется в том, чтобы...»?
Разъясняя учащимся, что творчеству можно учиться, полезно предложить им начать записывать разные «маленькие хитрости», которые могут пригодиться в быту. И начать это можно прямо в классе. Например, предложить подумать, как быстро собрать рассыпавшиеся маленькие гвоздики или другие металлические предметы.
Мальчики, скорее всего, сообразят, что это можно сделать с помощью магнита. Но как тогда «уговорить» гвозди перейти в коробочку или ящик, чтобы не пришлось по одной штучке отдирать их от магнита руками? Оказывается, можно собрать гвозди магнитом, но через бумагу и, когда надо, отвести магнит в сторону и вверх.
А как быстро забить маленький гвоздик? Да так, чтобы он не упал и по пальцам не стукнуть!
При отсутствии времени эту задачу желающие могут решить дома с родителями.
Выслушав учащихся, учитель предлагает следующие способы:
1. Прикрепить маленький гвоздик на кусочек пластилина, а потом вбить его.
2. Наколоть шилом дырочку, куда надо забить гвоздик, затем вставить его между зубчиками расчески так, чтобы кончик попал в дырочку, и забить.
3. Взять полоску плотной бумаги, сложить ее вдоль, один конец расправить, проколоть в нем маленькую дырочку, вставить гвоздик, поднести к нужному месту и вбить.
К следующему уроку желающие могут придумать свои способы и поделиться ими с другими ребятами в классе.
Закрепление материала можно провести, организовав работу учащихся со словами «ремесленник», «мастер», «творчество», «наука», «искусство».
Несколько вариантов такой работы рекомендуется провести по созданию или решению следующего кроссворда:
Выбор варианта (создания или решения кроссворда) определяется тем, знаком ли учащимся данный вид деятельности: знают ли они, что такое кроссворд, умеют ли его отгадывать, пробовали ли сочинять кроссворд.
Вариант 1. Решение кроссворда по заданным значениям. В клеточках проставлены только цифры. Для определений используются формулировки, данные в учебнике.
По вертикали: 1. Процесс создания чего-то нового, ценного для себя и других. 2. Человек, вкладывающий в свой труд смекалку, делающий предметы необычные и оригинальные. 3. Оно требует обязательного умения творить, создавать прекрасные произведения, которые поражали бы новизной и необычностью. 4. Область, в которой творил К. Э. Циолковский.
По горизонтали: 1. Человек, умеющий вручную делать полезные вещи.
Вариант 2. «Кроссворд наоборот». В клеточках записаны слова, требуется с помощью учебника подобрать к ним определения.
Вариант 3. Сочини кроссворд со словами «ремесленник», «мастер», «творчество», «наука», «искусство».
Далее учащимся предлагается проверить свое умение учиться и свою самостоятельность в организации учебного труда. На это нацеливают данные в учебном тексте восемь советов. Их уместно прочитать вслух. По окончании чтения целесообразно вместе с учениками определить, какие из этих советов они полностью учитывают в своем учебном труде, какие учитывают частично, а какие для них являются новыми. Иными словами, каждому ученику предлагается как бы примерить данные советы на себя, на особенности своего учебного труда в школе и дома и после этого назвать те умения, которые лично им освоены или осваиваются.
Диапазон советов достаточно широк, и каждый ученик сможет найти в них то, чем уже владеет или владеет частично. Учителю важно представлять, что такая работа непривычна и сложна для учеников, поэтому прежде всего можно заслушать двух-трех учеников, желающих ответить. При этом каждый ответ заслуживает поддержки, внимания и поощрения. Делая акцент на позитивных приобретениях и тенденциях, класс может помочь вызвавшимся ученикам определить, что у них уже получается. Для наглядного восприятия учитель должен кратко (двумя-тремя словами) записывать ответы учеников на доске, распределяя их в соответствующие колонки таблицы.
Учимся учиться
№ совета |
Умения |
Владею полностью |
Владею частично |
1 |
|||
2 |
|||
3 |
|||
4 |
|||
5 |
|||
6 |
|||
7 |
|||
8 |
Далее следует предложить учащимся закончить выполнение этого задания по парам за партами, слушая и дополняя друг друга. В заключение следует определить, что у многих ребят пока не получается и какие советы прежде всего следует учитывать в дальнейшем развитии умения учиться.