Обществознание 11 класс - Поурочные разработки
РОЛЬ ЭКОНОМИКИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА - Обществознание - Поурочные разработки 11 класс - 2014 год
I. Требования к результатам изучения темы
Изучение данной темы поможет внести вклад в достижение результатов:
личностных:
— осознание зависимости между перспективами экономического развития страны и возможностями активного участия в её экономической жизни;
— понимание необходимости овладения рациональными способами экономического поведения в условиях ограниченных ресурсов;
— ориентация в социальных ролях участника экономической деятельности;
метапредметных:
— сформированность собственного отношения к явлениям и процессам экономической жизни общества;
— умение подкреплять изученные положения конкретными фактами и примерами из социально-экономической действительности;
— способность анализировать реальные социальные ситуации для осуществления экономических действий на основе рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов;
— умение рассчитывать и прогнозировать свою деятельность с позиций экономической целесообразности и результативности;
предметных:
— владение понятиями «экономика», «уровень жизни», «уровень бедности»;
— сформированность целостного представления об экономической сфере жизни общества, ведущих тенденциях и возможных перспективах развития;
— умение устанавливать связи между развитием общества и его экономической жизнью, между экономикой и другими сторонами жизни общества (политикой, социальной структурой);
— способность определять свою позицию по отношению к экономическим преобразованиям в нашей стране и в мире в целом, экономической политике государства.
Задачи занятия:
1) систематизировать знания об экономике как подсистеме общества, о её основных проявлениях;
2) показать влияние экономики на уровень жизни;
3) раскрыть основные тенденции развития экономической сферы жизни общества;
4) обосновать и конкретизировать примерами взаимовлияние экономики и социальной структуры, экономики и политики.
II. Место темы в системе учебных занятий
Тема открывает первую главу учебника «Экономическая жизнь общества» и носит вводный характер, что во многом определяет её задачи. Учитель продолжает начатое в 10 классе знакомство старшеклассников с обществом как сложной динамичной и развивающейся системой, важнейшим элементом которой является экономическая сфера, с многообразием деятельности людей (трудовая, политическая, духовная и пр.) как способа их существования.
Содержание и структура уроков позволяют, опираясь на знания, полученные в основной школе, сформировать наиболее общее представление о многогранной экономической жизни общества. Широкий круг и разноаспектность рассматриваемых проблем, привлечение знаний из курсов истории, географии, технологии дают возможность углубить и систематизировать знания об обществе в целом, установить и охарактеризовать взаимосвязь экономики с другими сферами общественной жизни.
Тема позволяет интегрировать знания об основных сферах жизни общества, создавая основу для изучения последующих двух глав учебника, раскрывающих социальную и политическую жизнь общества.
III. Литература и оборудование
Литература для учителя
Королёва Г. Э. Информатизация как экономическое явление // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2010. — № 5.
Крапивенский С. Э. Социальная философия: учеб, для студентов вузов. — М., 2004. — Гл. 4, 5, 8.
Липсиц И. В. Экономика: учеб, для вузов. — М., 2009. — Гл. 1, 15, 22.
Лобачёва Е. Н. Экономика: учеб, для вузов. — М., 2008. — Гл. 5, 29.
Обществознание. Практикум. 11 кл. Пособие для учителей. Профильный уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова. — М., 2010. — § 3.
Интернет-ресурсы
http://www.libertarium.ru/library — библиотека материалов по экономической тематике.
http://www.finansy.ru; www.economy.gov.ru — материалы по социально-экономическому положению и развитию России.
Оборудование
Компьютер, проектор, раздаточный материал с заданиями, дидактическими материалами, таблица «Виды экономической деятельности».
IV. Организация учебной деятельности
Варианты организации работы
1-й вариант. Традиционные комбинированные уроки с использованием различных вариантов организации учебного процесса: самостоятельное изучение учащимися разделов учебного текста и их анализ, беседа по основным фрагментам темы, работа с документами, постановка проблемных вопросов в целях усвоения ключевых понятий темы, выполнение творческих заданий, анализ актуальных практических ситуаций с опорой на социальный опыт учащихся и т. п.
2-й вариант. Самостоятельная работа с учебным текстом и групповая работа по выполнению заданий к параграфу.
3-й вариант. Школьная лекция в сочетании с самостоятельным изучением отдельных фрагментов учебного текста и беседа по ключевым положениям темы, семинарское занятие по теме «Особенности взаимодействия экономики и политики».
Ход занятия
Мотивационный этап
Целесообразно начать урок с обращения к дискуссионной проблеме, предложенной в начале параграфа: может ли общество развиваться без экономики? К ней можно добавить ещё одну, значимую для старшеклассников проблему: зачем изучать экономику? Учителю важно помочь учащимся разобраться в том, какие их интересы как будущих участников трудовой деятельности, граждан затрагивает изучение экономики. Возможен вариант постановки и обсуждения следующего вывода современных учёных: «Экономика — это сознательно построенная и используемая людьми система жизнеобеспечения».
Этап изучения нового материала
План изучения нового материала
1. Экономика как подсистема общества.
2. Экономика и уровень жизни.
3. Экономика и социальная структура общества.
4. Экономика и политика.
1. В процессе самостоятельного знакомства с текстом «Экономика как подсистема общества» учащиеся выделяют сущностные характеристики основных проявлений экономической жизни общества: производство, обмен, распределение, потребление. Лучше усвоить эти важные положения поможет проблемное задание.
При перепечатке материалов одного сообщения секретарша поменяла местами некоторые виды экономической деятельности. Внимательно рассмотрите таблицу и исправьте ошибки, допущенные при наборе материала.
Виды экономической деятельности |
Производство Изготовление мебели Медицинские услуги Продажа квартир Сбор налогов Передача права пользования земельным участком |
Распределение Составление бюджета Товарообмен между предприятиями Обед в ресторане Покупка продовольственных товаров |
|
Обмен Получение пенсии Розничная торговля Изготовление витрин Использование в быту отопления |
|
Потребление Индивидуальный пошив одежды Выплата пособий на детей Посещение бассейна Приобретение медикаментов |
Учитель анализирует результаты выполнения задания и помогает учащимся найти причины возможных ошибок.
Особого внимания заслуживает рассмотрение тенденций развития экономической сферы общества, например позитивные перемены в общественном производстве, резкий рост материального и духовного богатства человечества. Можно предложить учащимся, опираясь на социальный опыт, привести собственные примеры, подтверждающие эти тенденции.
Учитель обращает внимание на тезис учебного текста о том, что позитивные экономические перемены стали прежде всего следствием научно-технической революции и реального превращения науки в непосредственную производительную силу. Его полезно проиллюстрировать дополнительными примерами. В этом учителю поможет организация работы учащихся с текстом документов «Приоритеты российской науки в XXI веке», «Роботы и производство» (Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10—11 кл.: Пособие для учителя / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. — М., 2003. — Подтема № 35. — С. 125—127; далее в тексте пособия — Дидактические материалы), обращение к указанным выше материалам Интернета и журнальной статье.
2. Изучение второго пункта плана важно построить с опорой на учебный текст, анализ учащимися статистических данных, работу со словарём и документами.
Особого внимания заслуживает рассмотрение проблемного вопроса, сформулированного в начале раздела параграфа: почему одним странам удаётся добиться высокого уровня экономического развития и процветания, а другие никак не выбьются из нищеты? Содержание учебного текста служит лишь ориентиром в раскрытии этой проблемы. В ней выделяются такие значимые акценты, как зависимость уровня экономического развития страны от наличия и объёмов природных ресурсов, совершенства экономических механизмов, квалификации кадров и др. Поэтому полезно построить обсуждение предложенной проблемы с некоторым расширением учебного материала.
Положение учебного текста о том, что уровень экономического развития и темпы экономического роста в разных странах различаются, целесообразно проиллюстрировать таблицей.
Доля отдельных стран в мировом итоге ВВП (в %)
США |
23 |
Франция |
3 |
Китай |
10 |
Россия |
3 |
Япония |
7 |
Италия |
3 |
Германия |
5 |
Бразилия |
3 |
Индия |
4 |
Испания |
2 |
Великобритания |
3 |
Мексика |
2 |
(Иванов Ю. О глобальном международном сопоставлении ВВП по 146 странам мира // Вопросы экономики. — 2008. — № 5. — С. 24.)
Можно предложить учащимся определить место России в мировой экономике, сравнить её по уровню экономического развития с разными группами стран (развивающиеся, развитые), назвать факторы, влияющие на этот показатель.
Последние данные об экономической ситуации и тенденциях развития экономики России, основных экономических показателях (например, темпах экономического роста, уровне неравномерности распределения доходов, уровне развития образования, продолжительности жизни и др.) учитель может найти в рекомендованных выше интернет- ресурсах, а также в следующих источниках: Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация (http://www.gks.ru), РИА Новости — Российское информационное агентство, раздел «Экономика» (http://www.rian.ru).
Работа с предложенными материалами поможет учителю подвести школьников к важному выводу о тесной связи между темпами экономического роста страны и её успехами в борьбе с бедностью. Рассмотреть и обсудить некоторые общие механизмы, которые могут влиять на уровень бедности в различных странах, учителю поможет обращение к материалам темы «Благосостояние и экономический рост» (см.: Автономов В. С. Введение в экономику: Учеб, для 10—11 кл. — М., 2004. — С. 143—153).
Необходимо уделить внимание усвоению учащимися ключевого понятия «уровень жизни». Для этого полезно организовать обсуждение значения таких терминов, как «прожиточный минимум», «черта бедности», «потребительская корзина», «минимальная заработная плата» и т. п. Для успешной организации этой работы можно предложить учащимся обратиться к соответствующим словарным статьям. (См.: Обществознание. Школьный словарь. 10—11 классы: Пособие для учащихся общеобразоват. организаций / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. — М., 2013; далее — Обществознание. Школьный словарь.)
Актуализировать учебный материал поможет беседа о влиянии мирового экономического кризиса на уровень жизни населения. Возможны следующие вопросы: какие показатели уровня жизни россиян претерпели изменения в результате воздействия экономического кризиса? Какие меры предприняло российское правительство за последние годы для снижения уровня бедности в стране?
3. Организуя самостоятельное изучение учащимися материалов третьего пункта плана, полезно предложить им выделить важные проявления взаимовлияния экономики и социальной структуры общества (народонаселение, состояние здоровья населения, формирование профессиональных общностей). Это позволит подвести старшеклассников к осмыслению проблемы противоречия интересов различных социальных групп, определяемых их местом в системе экономических отношений и необходимостью гармонизации этих интересов. Учитель обращает внимание на остроту этой проблемы в России в условиях социально-экономических преобразований и распада прежних социальных отношений (например, решение задач устранения чрезмерной дифференциации доходов населения, совершенствование системы государственной поддержки социально незащищённых слоёв, поиск путей гармонизации интересов частного бизнеса и общества, повышения социальной ответственности предпринимателей и т. д.).
Учитель, опираясь на знания школьников по курсам истории, географии, факты общественной жизни, может предложить обсудить следующие вопросы: какие изменения произошли в социальной структуре реформируемого российского общества? Что представляет собой средний класс в современной России и каковы его перспективы?
Обсудить проблемы социальных приоритетов и механизмы экономических преобразований в России, роста дифференциации доходов населения как закономерного результата экономических реформ поможет организация работы учащихся с текстами документов «Экономика и уровень жизни населения» (Дидактические материалы, с. 116— 117), «Рынок и социальное согласие» (в конце параграфа), с данными о соотношении доходов 10% самых богатых граждан России с доходами 10% самых бедных, представленными в таблице (см. текст параграфа).
Учитель помогает подвести итоги обсуждения и сделать выводы:
— равенство в доходах убивает в людях стимулы к производительному труду. В силу этого определённое неравенство доходов можно признать нормальным;
— неравенство доходов может достигать огромных масштабов и создавать угрозу для политической и экономической стабильности общества. Поэтому правительства ищут способы предотвращения резкого социального расслоения;
— равенство доходов без адекватного экономического роста может привести к банкротству, а экономический рост без достаточной социальной защищённости людей с низкими доходами может привести к острым конфликтам. Поэтому для поддержания политического и социального мира важна взаимосвязь экономической и социальной политики. Экономическая и социальная сферы должны дополнять и поддерживать друг друга.
Целесообразно также выполнить задания 2 и 3, предложенные в конце параграфа.
4. Приступая к изучению вопроса «Экономика и политика», важно на основе учебного текста помочь учащимся глубже осмыслить произошедшие за последнее десятилетие изменения в социально-экономической политике государств, связанные с рыночными преобразованиями в экономике, влиянием мирового экономического кризиса.
После знакомства с материалами раздела параграфа целесообразно обсудить вопросы: какие функции и задачи выполняет государство в условиях рыночной экономики? По какому из предложенных выше вариантов, на ваш взгляд, государство воздействует на экономику в современной России?
Экономическая политика государства представляет собой процесс одновременной реализации множества целей (поддержка стабильности цен, экономический рост, обеспечение занятости и др.). Обсуждение этих целей позволяет перебросить мостик к обсуждению проблемы тесной связи политики и экономики. Здесь учителю целесообразно обратить внимание на то, что политика и экономика не только развиваются по своим собственным законам (например, законы рынка и законы политической борьбы), но и по- разному подвержены воздействию таких факторов, как научно-технический прогресс, экологическая ситуация, религиозная жизнь общества и т. п.
Завершить изучение вопроса полезно выполнением учащимися задания 1 к параграфу.
Задания к параграфу могут выполняться старшеклассниками в ходе изучения учебного материала, естественно включаясь в канву обсуждения основных проблем. В случае выбора учителем второго варианта организации работы можно отвести один час для группового выполнения заданий и обсуждения результатов.
При выборе третьего варианта (школьная лекция в сочетании с самостоятельным изучением фрагментов учебного текста и беседа по ключевым положениям темы, семинарское занятие «Особенности взаимодействия экономики и политики») можно предложить вопросы для обсуждения: как связаны общественно-политические цели и цели экономической политики государства? Почему потерпела крах экономическая, социальная и политическая система, основанная на централизованном планировании? Какие новые функции и задачи выполняет государство в условиях рыночной экономики? Какое влияние оказывают политические институты общества на экономику? По какому пути и какими методами осуществляется воздействие государства на экономику в современной России?
Учащиеся раскрывают теоретические положения, привлекая исторический материал, факты современной социально-экономической действительности.
Литература к семинару
Автономов В. С. Введение в экономику: учеб, для 10, 11 кл. — М., 2004. — Гл. 1, 12, 15, 24.
Экономика: учеб, для 10—11 кл. / под ред. А. Г. Грязновой и Н. Н. Думной. — М., 2007. — Гл. 8, 16.
Экономика: учеб, для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений гуманит. профиля / под общ. ред. А. Я. Линькова. — М., 2003. — Гл. 11, 14.
Этап закрепления
Работа учащихся с рубрикой «Практические выводы» поможет убедить их в необходимости ориентироваться в потоке социально-экономической информации для компетентного отстаивания своих экономических и социальных прав и интересов, а также осмыслить важность определения своей позиции по отношению к экономической политике государства для выбора формы влияния на эту политику.
Можно предложить учащимся задания в формате ЕГЭ.
1. Верны ли следующие суждения о функциях государства в рыночной экономике?
А. Для современного государства в рыночной экономике характерен переход от прямых к косвенным методам регулирования.
Б. Современное государство в рыночной экономике усиливает функцию регулирования социальных процессов в обществе.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
2. Найдите в приведённом списке способы экономического сотрудничества людей. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) торговля
2) референдум
3) разделение труда
4) социальная стратификация
5) специализация
6) межнациональная интеграция
Домашнее задание
Учебник, § 1. Задание 4 к параграфу. Пункты 4, 5, 7 рубрики «Вопросы для самопроверки».
Хорошо подготовленным учащимся: исследовательская работа (индивидуально или в группе) по теме «Перспективы развития среднего класса в России» (по материалам СМИ).
Наиболее подготовленным учащимся: социологическое микроисследование «Как мои сверстники представляют своё участие в социально-экономической жизни страны».