Обществознание 11 класс - Поурочные разработки
ВВЕДЕНИЕ - Обществознание - Поурочные разработки 11 класс - 2014 год
Поурочные разработки адресованы учителям, преподающим курс обществознания по учебнику “Обществознание. 11 класс. Базовый уровень” под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой и В. А. Литвинова, который создан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Пособие охватывает разделы, которые в соответствии с программой курса изучаются в выпускном классе: “Экономическая жизнь общества”, “Социальная сфера”, “Политическая жизнь общества”. Как и в пособии для 10 класса, в данной книге учтены все изменения, внесённые в обновлённый учебник. Она построена с учётом новой структуры курса, содержит рекомендации по работе с темами, впервые включаемыми в учебное содержание.
К каждой урочной теме разработан комплекс личных, метапредметных и предметных требований к результатам обучения. Включение этой части в методические разработки поможет постепенному переходу на ФГОС для старшей школы.
Применительно к каждой теме сформулированы задачи изучения, показано её место в системе учебных занятий. Сохранён принцип вариативности в организации учебной деятельности, позволяющий осуществлять оптимальный выбор методических приёмов и средств с учётом уровня подготовки старшеклассников, их познавательных и предпрофессиональных интересов. Существенно обновлён материал, отражающий реалии нашего общества, тенденции современного развития, приведены новые таблицы, схемы и диаграммы.
Расширены рекомендации по использованию материалов СМИ и ресурсов Интернета. Продолжена введённая в пособие для 10 класса линия на включение в рубрику “Этап закрепления” заданий для тематического и промежуточного контроля, построенных по моделям заданий Единого государственного экзамена по обществознанию.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА “ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ”
11 класс. Базовый уровень (105 ч)
Основное содержание по темам |
Характеристика основных видов деятельности ученика |
Глава 1. Экономическая жизнь общества (35 ч) Роль экономики в жизни общества (3 ч) |
|
Экономика как подсистема общества. Экономика и уровень жизни. Экономика и социальная структура общества. Экономика и политика |
Характеризовать основные проявления экономической жизни, их взаимосвязь. Называть показатели уровня жизни населения. Высказывать обоснованное суждение о взаимосвязи жизни общества в целом и его экономического развития. Приводить примеры, иллюстрирующие основные тенденции развития экономической сферы жизни современного общества. Аргументированно обосновывать взаимовлияние экономики и социальной структуры общества, экономики и политики. Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике экономической жизни общества, в том числе для понимания влияния экономики на уровень жизни |
Экономика: наука и хозяйство (3 ч) |
|
Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность и её измерители. Понятие ВВП |
Характеризовать основные проблемы экономической науки, различные уровни их изучения. Различать и описывать абсолютные и относительные экономические величины. Раскрывать и конкретизировать понятие “валовой внутренний продукт”. Называть различные факторы, влияющие на производительность труда, и приводить их примеры |
Экономический рост и развитие (3 ч) |
|
Экстенсивный и интенсивный экономический рост. Факторы и темпы экономического роста. Экономическое развитие. Экономический цикл. Причины цикличного развития экономики |
Раскрывать, используя современные факты и примеры, понятия “экономический рост” и “экономическое развитие”. Различать и сравнивать пути достижения экономического роста. Объяснять сущность и причины цикличного развития экономики. Описывать фазы экономического цикла |
Рыночные отношения в экономике (3 ч) |
|
Рынок в жизни общества. Рыночная экономика. Как действует “невидимая рука” рынка. Законы спроса и предложения. Рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Современная рыночная система |
Характеризовать рыночную экономическую систему. Объяснять механизм действия свободного ценообразования на рынке. Приводить примеры действия законов спроса и предложения. Оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных участников экономики. Находить и извлекать социальную информацию о моделях, структуре, тенденциях развития современной рыночной экономики из адаптированных источников различного типа |
Фирма в экономике (3 ч) |
|
Цели деятельности фирмы. Факторы производства. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки производства. Налоги, уплачиваемые предприятием |
Называть и иллюстрировать примерами основные факторы производства и факторные доходы. Обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях. |
Различать и сравнивать экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Приводить примеры постоянных и переменных издержек производства. Моделировать практические ситуации, связанные с расчётами издержек и прибыли производителем. Называть основные виды налогов на предприятие |
|
Правовые основы предпринимательской деятельности (3 ч) |
|
Социально-экономические функции предпринимательства в обществе. Условия успешного предпринимательства. Правовые основы предпринимательства. Организационно-правовые формы бизнеса |
Раскрывать роль и значение предпринимательства как двигателя экономического развития. Сравнивать организационно-правовые формы бизнеса, выявляя их общие черты и различия. Анализировать практические ситуации, связанные с достижением успеха в бизнесе. Оценивать условия развития предпринимательства в стране, возможности своего посильного участия в предпринимательской деятельности |
Слагаемые успеха в бизнесе (2 ч) |
|
Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга |
Различать внешние и внутренние источники финансирования, возможности финансирования малых и крупных фирм. Характеризовать функции менеджмента. Называть основные принципы маркетинга. Объяснять методы изучения рынка и проникновения на рынок. Описывать стратегию сбыта товаров и услуг на рынке |
Экономика и государство (3 ч) |
|
Экономические функции государства. Общественные блага. Внешние эффекты. Какой инструмент регулирования экономики выбрать. Денежно-кредитная (монетарная) политика. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика. Нужна ли рынку помощь государства? Тенденции экономического развития России |
Анализировать различные точки зрения на роль государства в экономике. Конкретизировать задачи современного государства в рыночной экономике. Раскрывать на примерах механизмы государственного регулирования экономической жизни общества. Объяснять цели и инструменты монетарной и фискальной политики. Высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и её влиянии на экономическую жизнь общества. Находить и извлекать социальную информацию о состоянии, тенденциях и перспективах развития российской экономики, направлениях государственной политики из адаптированных источников различного типа |
Финансы в экономике (3 ч) |
|
Банковская система. Финансовые институты. Банки и банковские операции. Инфляция: виды, причины и последствия |
Характеризовать роль и значение финансов в структуре рыночных отношений. Объяснять действие финансов как инструмента распределения и перераспределения национального дохода. Называть и иллюстрировать примерами операции и услуги, предоставляемые банками. Различать деятельность различных финансовых институтов. Описывать формы и виды проявления инфляции. Оценивать последствия инфляции для экономики в целом, для различных социальных групп |
Занятость и безработица (3 ч) |
|
Рынок труда. Причины и виды безработицы. Государственная политика в области занятости |
Характеризовать объекты спроса и предложения на рынке труда, механизм их взаимодействия. Различать виды и причины безработицы. Объяснять значение понятия “занятость”. Приводить примеры особенностей труда молодёжи. Оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда |
Мировая экономика (3 ч) |
|
Что такое мировая экономика. Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики. Тенденции общемирового экономического развития |
Объяснять предпосылки международного разделения труда. Различать и сопоставлять направления государственной политики в области международной торговли. Давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации. Извлекать из СМИ и обобщать информацию для анализа тенденций общемирового экономического развития |
Экономическая культура (3 ч) |
|
Экономическая культура: сущность и структура. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Связь экономической культуры и деятельности. Рациональное поведение участников экономической деятельности |
Анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов. Различать морально-нравственную сторону социально- экономических ситуаций. Объяснять поведение потребителей и производителей с точки зрения экономической рациональности. Раскрывать на примерах связь экономической свободы и социальной ответственности участников экономики |
Уроки представления результатов проектной деятельности по темам главы 1 (4 ч) |
|
Повторительно-обобщающие уроки по главе 1 (2 ч) |
|
Глава 2. Социальная сфера (20 ч) Социальная структура общества (3 ч) |
|
Многообразие социальных групп. Социальное неравенство. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные интересы |
Называть виды социальных групп и их признаки. Раскрывать на примерах роль малых социальных групп в обществе. Объяснять причины социального неравенства в истории и в современном обществе. Называть критерии социальной стратификации. Различать виды социальной мобильности |
Социальные нормы и отклоняющееся поведение (3 ч) |
|
Социальные нормы. Социальный контроль. Отклоняющееся (девиантное) поведение. Преступность |
Перечислять виды социальных норм. Характеризовать виды социального контроля и их социальную роль. Различать санкции социального контроля. Приводить примеры проявления отклоняющегося поведения. Называть причины негативного отклоняющегося поведения. Объяснять с опорой на имеющиеся знания основные способы преодоления негативного отклоняющегося поведения. Объяснять меры борьбы с преступностью. Оценивать роль толерантности в современном мире |
Нации и межнациональные отношения (3 ч) |
|
Что объединяет людей в нацию. Россия — многонациональное общество и единый народ. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Пути межнационального сближения. Национальная политика в России |
Объяснять значение понятия “нация”. Характеризовать особенности этнических отношений в России. Называть причины и последствия межнациональных конфликтов. Сравнивать различные проявления идеологии и политики национализма. Аргументированно показывать влияние этнических факторов на государственное развитие и развитие культуры. Обосновывать антикультурную, антиобщественную сущность этнической дискриминации. Оценивать значение принципов демократической национальной политики государства |
Семья и быт (2 ч) |
|
Семья как социальный институт. Функции семьи. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Дом, в котором мы живём |
Характеризовать социальные институты семьи и брака. Объяснять функции семьи. Раскрывать факторы, влияющие на развитие современной семьи. Сравнивать различные типы семей. Приводить примеры государственной поддержки семьи. Высказывать обоснованное суждение о роли семьи в социализации личности. Анализировать способы поддержки культуры быта |
Гендер — социальный пол (3 ч) |
|
Гендерные стереотипы и роли. Гендер и социализация. Гендерные отношения в современном обществе |
Объяснять значение понятий “гендерные стереотипы” и “гендерная роль”. Обосновывать изменение роли женщины в современном обществе. Различать причины гендерных конфликтов. Называть факторы, влияющие на освоение гендерной роли, и приводить их примеры |
Молодёжь в современном обществе (3 ч) |
|
Молодёжь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодёжная субкультура |
Характеризовать молодёжь как социально-демографическую группу. Раскрывать на примерах социальные роли юношества. Различать общие и особенные черты молодёжных субкультур. Высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодёжи в условиях рынка труда. Называть особенности молодёжных субкультур в России |
Демографическая ситуация в современной России (3 ч) |
|
Изменение численности населения России. Возрастной состав населения России. Рождаемость и смертность. Миграция |
Характеризовать состояние и динамику изменений численности населения. Объяснять причины и социальные последствия депопуляции в России. Высказывать обоснованное суждение о факторах, негативно влияющих на демографическую ситуацию в стране. Называть особенности возрастного состава населения России. Оценивать роль миграции в решении демографических проблем |
Уроки представления результатов проектной деятельности по темам главы 2 (4 ч) |
|
Повторительно-обобщающие уроки по главе 2 (2 ч) |
|
Глава 3. Политическая жизнь общества (26 ч) Политика и власть (3 ч) |
|
Политическая деятельность и общество. Политическая сфера и политические институты. Политические отношения. Политическая власть |
Характеризовать субъекты политической деятельности и объекты политического воздействия. Соотносить властные и политические отношения. Объяснять и иллюстрировать примерами политические цели и политические действия. Устанавливать причинно- следственные связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности. Высказывать обоснованное суждение о соотношении средств и целей в политике. Оценивать роль политических институтов в жизни общества. Раскрывать цели политических партий. Различать политическую власть и другие виды власти |
Политическая система (3 ч) |
|
Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политический режим. Демократические перемены в России |
Раскрывать роль и функции политической системы. Характеризовать государство как центральный институт политической системы. Различать типы политических режимов. Давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии. Обобщать и систематизировать информацию о сущности демократии (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии). Высказывать обоснованное суждение о путях преодоления трудностей развития демократии в России |
Гражданское общество и правовое государство (3 ч) |
|
Сущность правового государства. Гражданское общество. Местное самоуправление |
Характеризовать сущность и иллюстрировать примерами функции правового государства. Объяснять взаимосвязь правового государства и гражданского общества. Отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного самоуправления |
Демократические выборы (3 ч) |
|
Избирательная система. Избирательная кампания |
Объяснять значение понятий “избирательное право” и “избирательный процесс”. Различать мажоритарную и пропорциональную избирательные системы. Характеризовать основные этапы избирательной кампании. Высказывать обоснованное суждение о социальной роли избирателя |
Политические партии и партийные системы (3 ч) |
|
Понятия политической партии и движения. Типология и функции политических партий. Типы партийных систем |
Называть и иллюстрировать примерами существенные признаки политических партий. Характеризовать различные типы и функции партий. Раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем. Характеризовать значение многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе |
Политическая элита и политическое лидерство (2 ч) |
|
Политическая элита. Политическое лидерство. Роль политического лидера. |
Объяснять значение понятий “политическое лидерство” и “политическая элита”. |
Основное содержание по темам Типы лидерства |
Характеристика основных видов деятельности ученика Конкретизировать примерами различные типы политического лидерства и давать их оценку. Характеризовать функции политической элиты и её значение в современном обществе. Называть ролевые функции политического лидера. Извлекать и систематизировать информацию о роли выдающихся политических деятелей в истории |
Политическое сознание (2 ч) |
|
Обыденное и теоретическое сознание. Что такое идеология. Современные политические идеологии. Роль идеологии в политической жизни. Политическая психология. Средства массовой коммуникации и политическое сознание |
Различать обыденное и идейно-теоретическое сознание. Объяснять значение понятия “политическая идеология”. Называть формы существования идеологии. Сравнивать различные идейно-политические течения. Конкретизировать роль политической психологии в деятельности субъектов политики. Давать оценку роли СМИ в современной политической жизни |
Политическое поведение (3 ч) |
|
Многообразие форм политического поведения. Политический терроризм. Регулирование политического поведения |
Различать формы политического поведения и приводить примеры политической активности личности. Объяснять значение понятия “экстремизм”. Называть причины, порождающие политический терроризм. Обосновывать необходимость противодействия силовым способам решения международных проблем. Давать оценку последствиям экстремизма и терроризма. Характеризовать факторы, влияющие на политическое поведение |
Политический процесс и культура политического участия (3 ч) |
|
Сущность и этапы политического процесса. Политическое участие. Политическая культура |
Характеризовать и иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса. Называть факторы, влияющие на результаты политического процесса. Различать непосредственное и опосредованное политическое участие и приводить примеры. Объяснять значение структурных элементов политической культуры личности. Сравнивать типы политической культуры. Высказывать обоснованное суждение о роли участия граждан в политике с позиций демократической политической культуры. Анализировать основные тенденции современного политического процесса |
Уроки представления результатов проектной деятельности по темам главы 3 (4 ч) |
|
Повторительно-обобщающие уроки по главе 3 (2 ч) |
|
Заключение. Взгляд в будущее (3 ч) |
|
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в. |
Называть и объяснять сущность современных глобальных проблем человечества. Давать оценку последствиям влияния существующих угроз на развитие современного общества. Высказывать, опираясь на социальный опыт и материалы СМИ, обоснованное суждение о значении защиты общества от нарастающих угроз и вызовов, способах борьбы с ними |
Резерв (4 ч) |