СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА - СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА - Обществознание - Поурочные разработки 11 класс - 2014 год

Обществознание 11 класс - Поурочные разработки

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА - СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА - Обществознание - Поурочные разработки 11 класс - 2014 год

I. Требования к результатам изучения темы

Изучение данной темы поможет внести вклад в достижение результатов:

личностных:

— понимание того, что положение человека в обществе в значительной степени зависит от него самого — его образовательных успехов, квалификации, направленности личности;

— осознание значимости совместных действий представителей социальных групп по защите своих интересов;

метапредметных:

— умение классифицировать социальные группы и виды социальной мобильности на основе определённых оснований сравнения;

— критическое восприятие и осмысление социальной информации, отражающей различные подходы в освещении социального неравенства;

— способность давать обоснованные оценки отдельным событиям, иллюстрирующим активность различных социальных групп;

— умение выполнять познавательные проблемные задания на материале, отражающем социальную дифференциацию;

предметных:

— знание понятий «социальная структура», «социальная дифференциация», «социальное неравенство», «социальная стратификация»; более осмысленное по сравнению с основной школой владение понятиями «социальная группа», «социальный статус»;

— понимание особенностей маргинальных групп и связанных с ними социальных рисков;

— целостное представление о социальной структуре общества.

Задачи занятия:

1) дать более глубокие и осмысленные знания (по сравнению с основной школой) о социальной структуре общества и социальных группах, образующих эту структуру;

2) довести до понимания учащихся объективные причины возникновения и существования относительно стабильных социальных групп;

3) познакомить с различными взглядами на социальное равенство и неравенство.

II. Место темы в системе учебных занятий

Уроки, посвящённые данной теме, открывают системное изучение вопросов социальной сферы жизни общества. Их теоретической основой являются обобщённые представления о структуре общества и о социальных группах, полученные в основной школе, а также полученные в 10 классе знания об обществе как совместной жизнедеятельности людей и о взаимосвязи экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Предлагаемый материал призван актуализировать имеющиеся у учащихся исторические знания о существовании и положении определённых социальных групп в различные периоды жизни общества. Материал, иллюстрирующий социальное неравенство, можно почерпнуть из литературных произведений, входящих в школьную программу.

III. Литература и оборудование

Литература для учителя

Лавриненко В. Н. Социология: учеб. / под ред. В. Н. Лавриненко. — М., 2009. — Гл. 7.

Павленок П. Д., Савинов Л. И., Журавлёв Г. Т. Социология: учеб, пособие. — М., 2010. — Гл. 10.

Социальная психология: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / А. Н. Сухов, А. А. Бодалев, В. Н. Казанцев и др.; под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. — М., 2001. — Раздел IV. — Гл. 7, 13.

Оборудование

Схема «Типологии социальных групп», вопросы для закрепления в электронном виде.

IV. Организация учебной деятельности

Варианты организации работы

Помимо традиционных комбинированных уроков с последовательным изучением на них вопросов темы, можно провести урок-лекцию по всему материалу в первый из отведённых на тему часов, а во второй час — один из следующих вариантов урока: а) практическое занятие по решению познавательных задач; б) лабораторную работу с источниками; в) презентацию результатов мини-исследования (защиту проектов).

Ход занятия

Мотивационный этап

Целесообразно привести несколько примеров, акцентируя тот факт, что люди занимают в обществе разное положение. Кто-то богат, кто-то беден; кто-то руководит, кто- то подчиняется; у одних есть власть, другие её лишены. Зарисовки-ситуации могут отражать отдельные явления сегодняшнего дня и ушедших эпох. Они должны послужить основанием для мотивационного вопроса: от чего зависело положение человека в обществе в прошлом и от чего оно зависит в современном обществе?

Этап изучения нового материала

План изучения нового материала

1. Многообразие социальных групп.

2. Социальное неравенство.

3. Социальная стратификация.

4. Социальная мобильность.

5. Социальные интересы.

1. Изучение первого вопроса базируется на уже знакомом учащимся умозаключении о том, что люди в процессе своей жизнедеятельности объединяются и человеческое общество представляет собой множество различных социальных групп. Первый шаг в изложении вопроса — освещение объективных причин возникновения социальных групп. Подчеркнув, что появление социальных групп, во-первых, связано с общественным разделением труда и специализацией деятельности, во-вторых, вызвано исторически сложившимся разнообразием условий быта, культуры, социальных норм и ценностей, учитель может попросить учащихся привести примеры из изученного исторического материала, объясняющие возникновение той или иной группы. В случае затруднения учитель может адресовать учащихся к историческим примерам, имеющимся в тексте учебника.

Немаловажно заметить, что в литературе в качестве синонима понятия «социальная группа» зачастую употребляется понятие «социальная общность». Слово «общность» говорит о том, что отдельные элементы, составляющие её, имеют сходство социальных признаков, характеристик. К примеру, имеют общие цели, интересы, принадлежность к общей культуре, религии, общий социальный статус, отношение к собственности и т. д.

Второй шаг изложения материала связан с типологией социальных групп. Обратившись к схеме, учитель покажет, что социальные группы подразделяются: а) по численности (большие и малые или, по другим теориям, большие, средние и малые); б) по способу организации и регламентации взаимоотношений (официальные, или формальные, и неофициальные, или неформальные); в) по факту существования (реальные и условные, или номинальные, выделяемые по определённому признаку, важному для целей исследования). Существуют и другие подходы к классификации социальных групп.

Схема может также использоваться не для объяснения, а для текущего закрепления. В этом случае учащимся уместно предложить определить, по какому основанию (признаку) выделены социальные группы в каждом случае.

Типологии социальных групп

Учитель может включить в урок материал об исторических типах социальной структуры общества. В сильном классе его могут вспомнить сами учащиеся, в менее подготовленных классах расскажет учитель. Так, социальную структуру рабовладельческого общества составляли классы рабов и рабовладельцев, а также ремесленники, торговцы, землевладельцы, свободные крестьяне, люди занимающиеся умственной деятельностью — учёные, философы, поэты, жрецы, учителя, врачи и т. д. Социальная структура феодального общества представляла собой взаимосвязь основных классов — феодалов и крепостных крестьян, а также сословий и различных групп интеллигенции. В России существовали такие сословия, как дворянство, духовенство, крестьянство, купечество, мещанство. Здесь уместно заметить, что, кроме классовой, может быть ещё и сословная структура общества (а в некоторых странах, например в Индии, кланово-кастовая).

На поздних этапах развития феодального общества появились буржуазия и пролетариат. В рамках социальной структуры капиталистического общества взаимодействуют прежде всего различные группы буржуазии, так называемого среднего класса и рабочих. Наличие этих классов в целом признаётся всеми социологами, политиками и государственными деятелями, хотя некоторые из них делают различного рода оговорки, касающиеся понимания классов, размывания границ между ними и т. д. Особенно много говорится о среднем классе буржуазного общества. В него включаются мелкие и средние по уровню доходов предприниматели, фермеры, торговцы, высокооплачиваемые рабочие и служащие. К среднему классу относят большинство населения индустриально развитых капиталистических стран, исходя из уровня доходов. Крупная буржуазия и большинство рабочих в средний класс не включаются. Однако существуют и другие толкования классов буржуазного общества, которые, в частности, опираются на место классов в системе общественного разделения труда и отношений собственности на средства производства.

Завершает изучение пункта плана материал о маргинальных группах. Учитель может ограничить свой рассказ рамками изложения этого вопроса в учебнике.

2. Изучение второго пункта можно начать с объяснения понятия «социальная дифференциация». Слово «дифференциация» происходит от латинского differentia — различие. Социальная дифференциация — это разделение общества на различные социальные группы, которые занимают разное положение в обществе. Можно предложить учащимся назвать, от чего, по их мнению, зависит более высокое положение одной группы и более низкое — другой. Заслушав ответы, учитель подытожит: положение группы в обществе, по мнению социологов, определяется её правами и привилегиями, ответственностью и обязанностями, собственностью и доходами, отношением к власти и влиянием среди членов своего сообщества. У одних групп прав и привилегий, денег и власти больше, чем у других.

Этот промежуточный вывод является логическим мостиком к введению понятия «социальное неравенство». Его суть составляет неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества — денег, власти, образования и престижа — между различными социальными группами. Осветив вопрос о социальном неравенстве теоретически, можно обратиться к современным реалиям. В нынешних условиях России наличие высокоразвитых, среднеразвитых и слаборазвитых отраслей производства предопределяет неодинаковое социальное положение работников этих отраслей. Достаточно сравнить, например, работников аграрного сектора, с одной стороны, и газонефтяной отрасли — с другой. Кроме того, неодинаковое положение занимают в современной России работники государственного, частного и смешанного секторов производства. Труд работников, занятых в государственном секторе, оплачивается в несколько раз (порой в десятки раз) ниже, чем труд работников частного сектора.

Затем необходимо рассмотреть сложный вопрос о том, возможно ли достижение равенства в обществе, где существует социальная дифференциация. Если в качестве формы урока выбрана школьная лекция, учитель с опорой на текст учебника сам раскроет различные взгляды на проблему социального равенства. Если в качестве формы выбран комбинированный урок, можно включить в него обсуждение проблемного вопроса: возможно ли достижение социального равенства в условиях рыночной экономики? С этой целью необходимо познакомиться с изучаемым разделом учебника, а затем, опираясь на текст, сформулировать ответ и привести аргументы в защиту своего мнения. В завершение уместно ещё раз подчеркнуть сложность и неоднозначность проблемы и предложить учащимся обсудить этот вопрос дома с родителями.

Содержание проблемы связано с документом в учебнике — текстом П. А. Сорокина об экономической, политической и профессиональной дифференциации. Работа по его анализу на основе предложенных вопросов может проводиться и при рассмотрении вопросов второго пункта, и в ходе индивидуальной или групповой работы с источниками на отдельном уроке — в зависимости от выбранного варианта организации изучения темы.

3. Третий пункт посвящён социальной стратификации. Слово «страта» происходит от латинского stratum — слой. Отсюда стратификация — расслоение. Чтобы не допустить путаницы в понятиях, которыми нагружена данная тема, имеет смысл при введении понятия социальной стратификации сравнить его значение со значением понятия «социальная структура». Социальная структура общества может быть определена как взаимосвязанные социальные группы (общности), образующие общество. Социальная структура возникает независимо от воли и желания людей в связи с общественным разделением труда. А социальная стратификация создаётся людьми на основе заданных параметров, оснований выделения групп.

Важно отметить, что обобщённым показателем стратификации выступает социальный статус. Понятие это знакомо учащимся по курсу основной школы, но имеет смысл напомнить, что социальный статус — это положение человека в социальной структуре общества. Он определяется, по мнению социологов, доходом, властью, престижем и образованием.

Материал о социальной стратификации, представленный в учебнике (в том числе на схеме «Основания (критерии) социальной стратификации»), желательно дополнить сведениями о том, что социальная стратификация может происходить по следующим параметрам:

1) социально-демографическим (возраст, пол, уровень заболеваемости, распространённость тех или иных заболеваний и др.);

2) социально-территориальным (городское, сельское население, жители больших мегаполисов и малых городов, южных и северных регионов и т. д.);

3) социально-классовым (отношение к национальному богатству, роль в общественной организации труда, размер и источник получаемой доли общественного продукта и др.);

4) социально-профессиональным (учащиеся, рабочие, крестьяне, творческая и научно-техническая интеллигенция, предприниматели, лица, занимающиеся малым бизнесом, руководители, военнослужащие, лица свободных профессий, священнослужители, домохозяйки, безработные, пенсионеры и др.);

5) национально-этническим (принадлежность к нации, народу, роду, национальной и этнической группе);

6) по принадлежности к сектору и отрасли экономики (государственный, частный; промышленность, сельское хозяйство, наука, здравоохранение, образование и т. д.);

7) по уровню доходов (ниже и выше прожиточного минимума; распределение общего объёма денежных доходов населения по группам).

Важно также отметить, что в современном обществе, как правило, выделяют три стратификационных уровня: высший, средний и низший. Эти уровни, как уже было сказано, называют классами. В экономически развитых странах преобладающим является средний класс, и это придаёт обществу определённую стабильность.

4. Материал о социальной мобильности на уроке-лекции может быть изложен в пределах учебника. В ходе комбинированного урока можно предложить учащимся изучить соответствующий раздел учебника самостоятельно. После завершения чтения целесообразно организовать работу по вопросам: может ли человек изменить своё социальное положение? Как называется процесс перехода из одной социальной группы в другую? Каким бывает этот переход? Как различаются общества с точки зрения вертикальной мобильности? Какие пути перемещения людей из одной социальной группы в другую вам известны? В какие периоды в обществе происходит рост социальной мобильности?

В целях текущего закрепления можно предложить проблемный вопрос: можно ли отнести к числу причин, усиливающих социальную мобильность, изменение общественного мнения относительно престижности тех или иных профессий?

Выслушав ответы, учитель поддержит тех, кто отвечал утвердительно. Новое общественное мнение приводит к изменению профессиональных интересов у различных групп людей и вследствие этого более интенсивному переходу людей из одного профессионального слоя в другой.

Для более основательной проработки вопроса, знакомства с двумя видами вертикальной мобильности — групповыми и индивидуальными перемещениями по вертикали — можно организовать работу с дополнительной литературой, к примеру с текстом Г. В. Пушкарёвой «Социальная мобильность» (Дидактические материалы, с. 132— 133).

Для конкретизации представлений о социальной мобильности и образовании как одном из её каналов возможно проведение мини-исследования и разработка проекта «Путь к профессиональному мастерству». В основе исследования и проекта — индивидуальная поисковая работа по сбору описательного и документального материала, связанного с профессиональным становлением старших членов семьи. Примерные вопросы: 1) Где получил общеобразовательную подготовку? (Где учился в школе?) 2) Где получил профессиональную подготовку? (Какой техникум, училище, институт окончил?) 3) Где начал трудовую деятельность? 4) Приходилось ли совмещать трудовую деятельность и образование? Если да, то где и как? 5) Где работает в настоящее время? (Где вышел на пенсию?)

Результаты исследования могут быть заслушаны на втором уроке, отведённом на изучение темы. Подготовленные материалы, демонстрирующие примеры социального успеха и неудачи, дадут возможность сравнить последствия социально активного и социально пассивного поведения, реализации возможностей самому влиять на своё социальное положение и его изменение.

Завершая изучение вопроса о социальной мобильности, полезно остановиться на основных тенденциях изменения социальной структуры современного российского общества. По мнению исследователей, они таковы:

1) поляризация расслоения по материальному признаку (углубление расслоения на сверхбогатых и сверхбедных);

2) малочисленность среднего класса и доминирование в количественном отношении низшего класса;

3) размывание интеллигенции (уход из сферы умственного труда или переезд на жительство в другую страну);

4) увеличение количества маргиналов (безработных, беженцев, нищих).

5. Начиная изложение материала о социальных интересах, уместно подчеркнуть, что они направлены на удовлетворение потребностей различных социальных групп в определённых условиях труда, материальных благах, улучшении быта и досуга, получении образования и доступа к предметам духовной культуры, а также медицинском обслуживании и социальном обеспечении.

Учителю целесообразно осветить или предложить после знакомства с материалом учебника следующие вопросы и задание: что лежит в основе социальных интересов? На что направлены социальные интересы людей? На какие виды можно подразделить все социальные интересы? Подтвердите примерами утверждение о том, что социальные интересы воплощаются в деятельности людей. Почему осуществление социальных интересов может привести к необходимости воздействия на политику? С помощью каких средств социальная группа может влиять на принятие политических решений? Можно ли утверждать, что в основе общественно-политического объединения различных социальных групп лежит сходство их интересов?

Второй урок полезно начать с обсуждения вопроса, в чём практическое значение знаний о социальной структуре общества. Целесообразно обратиться к практическим выводам параграфа. Можно предложить несколько проблемных вопросов, актуализирующих эти выводы: какие социальные группы существуют в современном российском обществе? Что является объективной основой их возникновения и существования? Учитываются ли социальные интересы тех или иных групп различными политическими силами нашей страны? В чём это проявляется? Какие социальные группы в настоящее время оказывают влияние на внешнюю и внутреннюю политику России? На удовлетворение чьих социальных интересов направлено реформирование государством пенсионной системы, жилищно- коммунального хозяйства, образования? Какие аргументы можно сформулировать на основе текста параграфа, чтобы обосновать справедливость утверждения «Человек — хозяин своей судьбы»?

Заслушав мнения учащихся, можно обратиться к заданиям к параграфу, отметив, что они позволят применить полученные по теме знания для анализа практических ситуаций.

Этап закрепления

Уместна постановка обобщающих вопросов, например: чем объясняется существование различных социальных групп в обществе? Являются ли синонимами понятия «социальное неравенство» и «социальная несправедливость»? Можно ли утверждать, что социальное неравенство проявляется в обществах разного типа? Есть ли в современной России средний класс?

Афоризм, завершающий материал параграфа в учебнике, может стать основой для беседы с учащимися или темой для сочинения-размышления, которое может быть дано как задание по выбору для желающих.

Задания в формате ЕГЭ.

1. Найдите в приведённом списке малые группы. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) учащаяся молодёжь

2) семья

3) группа по интересам

4) пенсионеры

5) средний класс

6) политическая партия

2. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, обозначают социальные группы.

1) Народность; 2) нация; 3) государство; 4) фирма; 5) общественный класс; 6) сельская община; 7) семья.

Найдите два термина, выпадающие из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ: [ ] [ ]

3. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

А. Социальной мобильности способствуют переломные периоды в развитии общества: революции, политические перевороты.

Б. Социальная мобильность индивида всегда приводит к повышению его социального статуса.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Домашнее задание

Учебник, § 13. Документ к параграфу, вопросы к документу, вопросы для самопроверки. Задания 2, 3 к параграфу.

Хорошо подготовленным учащимся: задание 1 к параграфу; эссе (на выбор) по высказыванию, данному в рубрике «Мысли мудрых», или по самостоятельно подобранному высказыванию, касающемуся одной из поднятых в параграфе проблем; проект «Путь к профессиональному мастерству» (на примере профессионального становления старших членов семьи).






Для любых предложений по сайту: [email protected]