Обществознание 11 класс Профессиональный уровень - Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.
Духовное развитие общества - ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
Цели и задачи: 1) познакомить с сущностью материальной и духовной культуры, показать способы развития духовной культуры, проблемы, связанные с многообразием культур, актуальность диалога культур; 2) развивать умения объяснять внутренние и внешние связи изучаемых социальных объектов, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, оценивать разные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; 3) формировать отношение к материальным и духовным ценностям, глубокое уважение к культуре прошлого и настоящего.
Оборудование: схемы, пакет документов.
Тип уроков: урок-рассуждение.
Ход уроков
I. Организационный момент
Однажды отец богатой семьи решил взять своего маленького сына в деревню на ферму, чтобы показать, насколько бедными могут быть люди. Они провели день и ночь на ферме у очень бедной семьи. Когда они вернулись домой, отец спросил своего сына:
- Как тебе понравилось путешествие?
- Это было замечательно, папа!
- Ты увидел, насколько бедными могут быть люди? - спросил отец.
- Да.
- И чему ты научился из этого?
Сын ответил:
- Я увидел, что у нас есть собака в доме, а у них - четыре пса. У нас есть бассейн посреди сада, а у них - бухта, которой не видно края. Мы освещаем свой сад лампами, а им светят звезды. У нас патио на заднем дворе, а у них - целый горизонт.
Отец лишился дара речи после этого ответа сына. А сын добавил:
- Спасибо, папа, что показал мне, насколько богаты эти люди.
Не правда ли, все зависит от того, с какой точки зрения смотреть на мир? Имея любовь, друзей, семью, здоровье, хорошее настроение и позитивное отношение к жизни, вы получите все! Но вот купить что-либо из вышеперечисленных вещей невозможно. Можно приобрести любые воображаемые материальные блага, даже запастись ими на будущее, но если ваша душа не наполнена, у вас нет ничего!
Духовность - это то, что отличает нас от мира животных. И надо много трудиться, чтобы достичь ее. Порассуждаем и мы на эти сложные темы.
Тема урока: «Духовное развитие общества».
План уроков
1. Культура как явление общественной жизни.
2. Духовное развитие общества.
3. Субкультура и контркультура.
4. Проблема многообразия культур.
5. Диалог культур. Толерантность.
II. Изучение нового материала
1. Культура как явление общественной жизни
Мы неоднократно сталкивались с понятием «культура». В обществознании встречается около 200 определений этого понятия.
Что же подразумевают ученые-обществоведы под этим понятием?
Во-первых, существуют несколько подходов к пониманию культуры. Рассмотрите схемы, ответьте на вопросы.
Основные подходы к пониманию культуры
Вопросы
1. Что такое культура?
2. Какие подходы к изучению культуры вы знаете?
3. Какой из них вам представляется наиболее точным? Почему?
4. Объясните, что подразумевает понятие «культура» в широком смысле.
5. Объясните, что подразумевает понятие «культура» в узком смысле.
6. Почему выделение материальной и духовной сторон культуры весьма условное?
7. С чем связана материальная культура? Приведите примеры.
8. Что подразумевается под духовной культурой? Приведите примеры.
9. С чем непосредственно связано развитие духовной культуры? Почему?
Таким образом, на социально-психологическом уровне духовная культура выступает как система социальных установок, идеалов, ценностей и норм, которые призваны ориентировать человека в окружающем его мире. Поэтому природу и сущность духовной культуры можно отобразить следующим образом:
2. Духовное развитие общества
Послушайте притчу и выскажите предположение, что такое духовное развитие общества.
Однажды, когда ученики попросили Хинг Ши рассказать им о пути человека к мудрости, он сказал:
- Путь человека к мудрости похож на путь шелка, который берет свое начало от гусеницы шелкопряда, постепенно превращаясь в прекрасную, крепкую ткань. Подобно гусенице, совершающей шесть шагов превращения в шелк, человек проходит похожий путь к мудрости.
- Как это? - изумились ученики. - Расскажи нам, Учитель.
- Первый шаг - шаг рождения, - начал Хинг Ши, - как и гусеницы, приходит человек в этот мир голым и беспомощным.
Второй шаг - шаг накопления. До тех пор пока гусеница не выросла, для нее собирают листья тутового дерева, ее оберегают от резких запахов и звуков. Так и человеку дарят свою заботу и знания те, кто его окружает. Подобно гусенице, питается он тем, что сам не собирал, совершая свой второй шаг.
Третий шаг - шаг кокона. После того как гусеница достаточно выросла, ее пересаживают на специальную решетку, на которой она начинает плести шелковые нити, постепенно обволакивая себя коконом. Человек же, взрослея, попадает на определенное ему в жизни место и начинает постепенно извлекать шелковые нити взглядов, убеждений и выводов, со временем спутывая их и образуя вокруг себя свой мир, похожий на кокон. На этом этапе многие останавливаются, оставаясь до самой смерти на отведенном им месте, закутавшись в кокон своих убеждений и выводов, который дарит им призрачное благополучие и надежду на постоянство.
Четвертый шаг - сложный шаг освобождения, шаг торжества нового над старым, тогда происходит разрушение привычного образа жизни. Совершая этот шаг, гусениц убивают паром, а коконы их осторожно разворачивают. Человек же, решившийся на четвертый шаг, прежде всего уничтожает в себе бездеятельную гусеницу, а затем начинает постепенно преобразовывать кокон своих убеждений и выводов в еще тонкие, но уже не спутанные нити познания.
Пятый шаг - шаг закрепления - заключается в том, что несколько тонких, легко рвущихся нитей связывают в одну, более прочную шелковую нить. Человек, делая этот шаг, укрепляет и связывает воедино свои нити познания, получая в результате то, что мы называем мудростью.
Тут Янг Ли, один из учеников мудреца, не выдержав, спросил:
- Учитель, а для чего же тогда существует шестой шаг, если мудрость достигается уже на пятом?
- Шестой шаг - шаг соединения и гармонии, - ответил мудрец, - когда крепкие, сильные нити сплетаются воедино, образуя прекрасный гладкий шелк. Человек, делая этот шаг, вплетает нить своей мудрости в общее полотно, тесно переплетая его с нитями чужой мудрости, поддерживая и укрепляя их.
- Значит, на этом шаге мудрость укрепляется, так же как и на пятом, - сказал Янг Ли.
- Но только на шестом она начинает приносить плоды, - улыбнулся Хинг Ши.
- Как происходит духовное развитие общества?
(По ходу ответов учеников выстраивается схема.)
3. Субкультура и контркультура
Культура неоднородна, как неоднородно по своему составу создающее ее общество. Это сложный спектр ценностей, традиций, поскольку общество распадается на множество групп: национальные, демографические, социальные, профессиональные. Постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.
Субкультура - это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отличающаяся от целого или противостоящая ему, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации, которая получила название доминирующей культуры. Субкультура отличается от доминирующей культуры:
• языком;
• взглядами на жизнь;
• манерами поведения;
• прической;
• модой,
• обычаями.
Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее.
- Какие характеристики присущи субкультуре вообще?
1. Субкультура, как правило, частный случай культуры в целом. Она всегда отличается некоторой локальностью и в определенной степени замкнутостью, в той или иной степени лояльна к основным ценностным установкам господствующей культуры, хотя бывают и исключения.
2. Субкультура - это не обязательно отрицательная характеристика, важным нюансом ее содержания является момент «инаковости», непохожести, немагистральности, необщности в развитии ценностных предпочтений, а также определенной самостоятельности и даже автономности.
Следует различать понятия субкультуры и контркультуры. Они близки, но не являются синонимами.
Sub по-латыни - это «под», другими словами, по смыслу содержит оттенок подчинения (субаренда, субсчет, субординация), a contra - «против» (контрреформация, контрреволюция, контрагент, контрапункт).
Поэтому понятие контркультуры акцентирует момент выраженного противостояния фундаментальных ценностных установок по отношению к господствующей культуре. Данный термин появился в западных источниках в 60-е гг. XX в.
Главная характеристика контркультуры - это протест, несогласие, активная оппозиция. Появление контркультурных тенденций вызывается разными причинами.
Во-первых, они появляются там, где господствующая культура уже не в полной мере соответствует реалиям нового времени. Поэтому контркультура появляется как отрицание устаревших культурных форм, как утверждение новых сил.
Во-вторых, одной из движущих сил формирования контркультурных тенденций является потребность в самоутверждении. Для самоутверждения в господствующей, «взрослой» культуре требуется пройти много длительных, сложных ступеней, выдержать жесткую конкуренцию. Например, для завоевания минимальной репутации в исполнении симфонической музыки необходимо ею заниматься с ранних лет, жизнь положить во имя искусства. Для этого требуется получение солидного образования, наличие больших природных способностей и т. д. Контркультурные же движения начинаются с отрицания существующей культуры, которая объявляется чепухой, хламом. В результате образование только мешает продвижению в этом направлении. Здесь, чтобы быть первым, надо быть первым среди предлагающих новые формы культуры и попасть в струю настроений определенной социальной группы. Поэтому чаще всего носителями контркультурных тенденций выступает молодежь.
Разделитесь на три группы и познакомьтесь с дополнительным материалом. Работая с ним, приведите аргументы, подтверждающие, что все сюжеты свидетельствуют о наличии в них понятия контр культуры.
Рабочий материал для первой группы
Из истории возникновения контркультуры
Именно в 1960-е гг. появилось явление, получившее название контркультуры. В наиболее развитой форме этот феномен проявился в элитарных университетах США и Западной Европы. В крайней и наиболее последовательной форме контркультура проявилась в движении хиппи.
1. На место господствовавшего культа денег, материального благополучия они выдвинули культ простоты.
2. На место конформизма как ценности («будь как все») пришла высокая оценка способности быть непохожим на других, жить, как живется, не оглядываясь на окружающих.
3. Эта революция ценностей потянула за собой и революцию в стиле потребления. Джинсы, бывшие в Америке рабочей одеждой, стали использоваться состоятельными студентами как повседневная, а то и выходная одежда, в которой посещали университет, гуляли по улице, ходили на концерты. Это в то время смотрелось так же, как сейчас стеганые штаны и валенки в российском университете. Ценились не просто джинсы, а затертые до дыр. Хиппи ввели моду на длинные волосы у мужчин. Распущенные женские волосы из атрибута спальни стали выходной прической. В употребление вошли грубые ботинки рабочего и солдатского типов. В это же время впервые в цивилизованной истории Запада женщины выставили на всеобщее обозрение коленки, одев шокирующие мини-юбки. Повсеместным стало доселе редкое ношение девушками брюк, особенно в общественных местах. Трезвости как норме жизни было противопоставлено употребление наркотиков (именно здесь начало эпидемии наркомании, захлестнувшей Запад).
4. В моду вошла музыка, резавшая слух старшему поколению.
5. Хиппи увлекались бродяжничеством, попрошайничали. В условиях, когда официальная Америка звала молодежь на подвиг в войне против коммунизма во Вьетнаме, хиппи выдвинули лозунг «Занимайтесь любовью, а не войной».
6. Элементом контркультуры стала так называемая «сексуальная революция», означавшая ломку вековых табу в сексуальных отношениях. С тех пор ходить в обнимку, целоваться на улице, заниматься сексом вне брака - атрибуты новой субкультуры.
7. Молодежь в пику властям увлекалась чтением Маркса, кубинского революционера Me Гевары, алжирского революционера и публициста Фаннона - появились массовые публикации их работ.
Рабочий материал для второй группы
Контркультура в СССР
Стиляги появились в СССР в 1950-е гг. Они практиковали в одежде, в поведении стиль (как тогда говорили, давили стиль), являвшийся протестом господствовавшему, навязанному скудной жизнью и аскетической идеологией стилю серой одежды, незаметного, скромного поведения, схожести с окружающими.
Стиляги носили яркие пиджаки в клетку, не менее яркие рубахи, галстуки с немыслимыми пальмами, обезьянами, танцевали буги-вуги, начесывали огромные чубы, слушали «не нашу» музыку.
Это воспринималось как прямой вызов советской культуре. Со стилягами нещадно боролись: их отлавливали комсомольские оперотряды, порой поколачивая, карикатуры на них по частоте появления и объему конкурировали в журнале «Крокодил» с карикатурами на империалистов.
Социолог Л. Ионин так оценивает это явление с высоты нашего времени: «Конечно, теперь нам кажутся смешными их клоунские одежды и нарочитый нонконформизм. Но их роль, можно сказать, была ролью декабристов своего времени: декабристы, говорил вождь пролетариата, разбудили Герцена, Герцен разбудил кого-то еще, и дело дошло до Октябрьской революции. Так и стиляги: они начали будить общество... Их стиль был вызовом советской серости, а вместе с тем - всей советской жизни и идеологии. Стиляг можно назвать первыми диссидентами... Их стиль - это попытка революции «снизу», причем попытка не политической революции, а революции стиля».
Рабочий материал для третьей группы
Из истории панк-бунта
В начале 1976 г. добропорядочным англичанам показалось, что британская молодежь сошла с ума. Улицы наводнили толпы отвратительного вида подростков. В кожаных куртках и нарочито разорванных джинсах на коленках, со шпильками в ушах и кольцами в носу, бритоголовые или ощетинившиеся разноцветными шевелюрами, с размалеванными краской лицами и унитазными цепочками, перекинутыми через плечо на манер шарфа, они оккупировали подворотни, местные пабы и кафе. Они хулиганили в кинотеатрах, вызывающе вели себя по отношению к полицейским и задирали прохожих. Таким способом они спешили выразить свой протест миру, в котором родились и выросли.
Философия панков была философией потерянного поколения, простой до предела: в свинарнике лучше и самим быть свиньями. Они окончательно решили, что изменить мир к лучшему нельзя, и поэтому на жизни и карьере в старом понимании этого слова был поставлен крест.
Мир потерял смысл. Жизнь потеряла смысл. Будущего не стало. Об этом, например, пели «Sex Pistols»: «Боже, храни королеву! Ведь это фашистский режим. Он сделал из тебя болвана - потенциальную водородную бомбу. Боже, храни королеву! Ведь она не живое существо. И нет будущего в мечтах англичан. Нет будущего, нет - для тебя. Мы цветы в мусорном ящике. Мы яд человечества. Мы будущее. Ваше будущее».
Определяющим стало наплевательское отношение к окружающим и самим себе, установка всегда совершать только то, что хочется сию минуту. Мораль оказалась повернутой на 180 градусов: все, что считалось аморальным у нормальных людей, на улице становилось внешним проявлением нравственности. Это отчетливо выразила группа «Slits» в песне «Враг номер 1»: «Если тебе нравится белый цвет, я буду черной. Если ты любишь черный, я буду желтой. Если ты ценишь все разумное, я буду безрассудной. Если ты дорожишь рассудком, я буду сумасшедшей. Если ты любишь мир и цветы, я принесу ножи и цепи».
Этакий дух противоречия встает за этими строками. Высмеять все привычное и устоявшееся, разрушить создаваемое веками, раз оно на пользу не всем, а лишь тем, кто в бриллиантах, - так и пробила себе дорогу идеология панков - идеология противления злу насилием... над собой и окружающими. Но здесь важно отметить, и об этом еще будет сказано ниже, что нового внес панк-бунт в молодежный рок-протест по сравнению с предыдущими годами и даже первой рок-революцией. Удар наносился не только и не столько по знакомым мишеням - религии и так называемой буржуазной морали, что обычно выливалось в пропаганду секса и свободной любви, сколько по основным общественным устоям вообще - истеблишменту, милитаризму, королевской семье и т. д. Это, например, звучит у «Clash». Вот слова из песни «Белое восстание»: «Вся власть у тех, кто в состоянии купить ее. Мы ходим по улицам, как цыплята... И все делают то, что им говорят. Я хочу, чтобы восстали люди с белым цветом кожи. Белое восстание - мое восстание».
Часто носителями контркультурных тенденций выступает преступный мир, активно отрицающий господствующую культуру, бросающий ей вызов по всем направлениям.
4. Проблема многообразия культур
В мире мы наблюдаем культурное многообразие - это многовариантность, неоднородность национальной культуры в целом либо различия национальных культур в рамках общечеловеческой культуры.
Наличие множества локальных культур заставляет ученых задуматься над проблемами их взаимодействия. Мнения ученых разделились:
1. Одни полагают, что локальные культуры развиваются по своим внутренним законам и непроницаемы для влияния извне, поэтому говорить о планетарном единстве человечества нельзя.
2. Другие культурологи утверждают, что уникальность каждой из локальных культур не исключает их взаимодействия и синтеза.
Например, российский мыслитель Н. Я. Данилевский в книге «Россия и Европа» выделил некоторые способы культурного взаимодействия. Рассмотрим схему:
- С какими способами взаимодействия культур вы познакомились?
- Какой из них вам представляется наиболее эффективным?
Естественно, у культурологов возникает вопрос: какая из множества культур внесла особый вклад в мировую культуру? Но ответить на него крайне трудно, так как специфические критерии сравнения не позволяют сравнивать уникальные культурные достижения.
В наши дни выделяют несколько устойчивых мировоззренческих установок, проявляющихся как на уровне истории, так и на уровне обыденного сознания.
- Работая с материалом учебника на с. 294, заполните таблицу «Мировоззренческие установки».
Мировоззренческие установки
Установка |
Сущность |
Европоцентризм |
Идея избранности Запада является весьма популярной и в наши дни. Предполагается, что другие народы, безусловно, развивают свою самобытную культуру, но они еще не достигли необходимого цивилизационного уровня, и им следует ориентироваться на культурный строй Запада |
Американоцентризм |
Представители этого направления активно проповедуют идею особой культурной миссии Америки. История освоения североамериканского континента, обстоятельства политической истории Америки привели к рождению мифа об историческом, а возможно, и божественном предназначении нации и ее культуры, родившейся в борьбе за свободу, в противостоянии с культурой Старого Света, нести свободу и истинные ценности остальному миру |
Афроцентризм (негритюд) |
На протяжении долгого времени в мире господствовали представители белой расы. Сторонники этого критерия относили к негритянской расе все высококультурные народности Древнего мира, например шумеров, египтян, вавилонян, финикийцев. Афроцентризм направлен на возвышение африканской культуры. Одним из основоположников негритюда является выдающийся государственный и культурный деятель Сенегала Сенгор, который так охарактеризовал черты негроафриканской личности: африканец живет в гармонии с природой, он открыт к приему внешних импульсов - предельно обострены все чувства. Африканец живет эмоциями, а не разумом, что отличает его от сухих, рационалистичных европейцев. Дитя природы, он интуитивен, нацелен на соучастие другому человеку, доверчив, чем нередко злоупотребляли белые. Это эмоциональное отношение к миру, по мысли Сенгора, пронизывает всю негритянскую культуру. В современном мире, наряду с негритюдом, активно заявляют о себе арабский национализм и исламский фундаментализм |
5. Диалог культур. Толерантность
Толерантность... Как мало пока в этом слове для сердец и жителей России. Оно воспринимается многими как заморская диковинка. И все же мы надеемся на то, что это понятие укоренится в обыденном сознании. В народе говорят, что вера сдвигает горы. Про конфликт и борьбу, вечный бой и разрушения кипящий от возмущения разум «немало песен сложил», а вот про толерантность пишут очень мало.
Толерантность основывается на гуманистических принципах признания:
• непреходящей ценности человека;
• черт человеческой индивидуальности и уникальности;
• права на непохожесть, инакость.
- Как бы вы определили основные черты толерантности?
Толерантность - сложная стратегия поведения, включающая готовность:
1) без протеста воспринимать иные взгляды;
2) уважать свободы другого человека;
3) проявлять сострадание;
4) выражать великодушие и терпение.
Толерантность имеет различные формы. Рассмотрим схему.
- Означает ли толерантность безразличное, попустительское отношение к экстремистским и человеконенавистническим делам и идеям?
А теперь проверим ваше понимание толерантности. Перед вами на столах рабочий материал. В нем перепутаны установки понятия толерантного и нетолерантного класса. Разберитесь в понятиях и расставьте их в правильном порядке в таблице:
Толерантный класс |
Нетолерантный класс |
Рабочий материал
Слова и установки: приказ, подбадривание, отстранение, утешение, предостережение, умения внимательно слушать и слышать, критика, уважение, обзывание, стремление разобраться, упреки, благожелательность, угрозы, перебивание, похвала, нетерпение, согласие, проповедь, совет, морализирование, эмпатия.
Разбейтесь на две творческие группы и выполните следующие задания:
первая группа - создайте свой музей толерантности, продумайте, какие экспозиции туда войдут и подберите материалы для просмотра;
вторая группа -16 ноября - День толерантности, который отмечают во всех демократических странах. Составьте программу этого дня, который пройдет в нашем общеобразовательном учреждении.
III. Итог уроков
- Известный российский критик и публицист Григорий Ландау подметил следующую черту культуры: «В культуре основанием служит вершина». Объясните мысль Г. Ландау, подтвердите его правоту двумя-тремя аргументами.
- Ученые уже многие века спорят о происхождении культуры. Одни полагают, что культура возникла из игры. Другие связывают возникновение культуры с религиозной практикой человека. Приведите несколько примеров в подтверждение каждой из приведенных точек зрения. Являются ли они взаимоисключающими? Свой ответ поясните.
- Конкретными примерами проиллюстрируйте неразрывную связь материальной и духовной культуры.
- Помимо термина «контркультура» к ценностным установкам отдельных групп общества, некоторым произведениям применяется термин «антикультура». Являются ли эти термины синонимами? Свой ответ аргументируйте с опорой на факты из общественной жизни.
Домашнее задание
Выучите § 28, выполните задания. Проанализируйте культурную жизнь своего региона, выявите существующие субкультуры и контркультуры. Составьте развернутое описание специфики, ценностей одной из субкультур и контркультур, обоснуйте отнесение описываемых культур к тому или другому типу.