Политические режимы: прошлое и настоящее - ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ - 11 класс

Обществознание 10-11 классы - Методические рекомендации - Пособие для учителя

Политические режимы: прошлое и настоящее - ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ - 11 класс

Цель урока: углубить представления учащихся об основных признаках политического режима и на их основе сформировать оценочные суждения о характере политического режима в современной России.

Основные понятия: демократический режим, легитимность, политический режим.

План урока:

1. Признаки политического режима.

2. Разновидности политических режимов.

3. Характеристика политического режима современной России.

По форме данный урок может быть сочетанием рассказа учителя, фронтальной беседы и самостоятельной работы учащихся с текстом и заданиями учебника.

Начать урок можно со следующего задания:

— Представьте, что вы приехали в неизвестную вам страну. Вам надо получить представление о ее политическом режиме. Ограничение одно — вы не можете об этом прямо спросить граждан данного государства. Как можно на основе косвенной информации получить правильный ответ?

Чтобы учащиеся лучше справились с заданием, посоветуйте им вспомнить определение политического режима, для чего можно

использовать текст § 46, где содержится следующее утверждение: «Политический режим — это совокупность методов, средств и способов практического осуществления государственной власти в конкретный период его исторического развития». Из этого следует, что анализу должны подлежать те методы и средства, с помощью которых государственная власть реализует свое верховенство.

Далее логично перейти к характеристике признаков, по которым можно определить доминирующий тип политического режима. Знакомство с ними можно провести в ходе чтения соответствующего фрагмента § 46. Советуем предложить учащимся одновременно с чтением сформулировать вопросы, ответы на которые дают представление, во-первых, о легитимности политической власти, во-вторых, о правовом положении человека в государстве и, в-третьих, об организации политического устройства общества.

Учащимся уже известны основные типы политических режимов. Чтобы вызвать их интерес к дальнейшим размышлениям, можно предложить подумать над следующим вопросом:

— Что, по вашему мнению, имел в виду американский политолог В. Остром, говоря, что если демократия действительно занимает существенное место в развитии человеческой цивилизации, то роль народа в управлении обществом должна основываться на чем-то большем, чем просто голосование на выборах?

В дополнение к материалу § 46 учитель может подробнее остановиться на сильных и слабых сторонах демократии. Так, к сильным сторонам следует отнести существование прямой демократии, позволяющей народу самому осуществлять политическую власть, дающей ему по сравнению с представительной демократией больше возможностей для участия в политическом процессе и таким образом обеспечивающей большую легитимность политической власти. Слабыми сторонами считают стойкое нежелание большинства граждан заниматься политикой; низкую эффективность решений, принимаемых непрофессиональным большинством. Представительная демократия позволяет принимать более эффективные решения.

Характеризуя разновидности недемократических режимов, можно предложить учащимся заполнить следующую таблицу:


Признаки тоталитарного и авторитарного политических режимов


Линии сравнения

Тоталитарный режим

Авторитарный режим

Степень государственного контроля над общественной жизнью

Абсолютная, всеохватывающая

Не абсолютная, но достаточно жесткая

Степень государственного контроля над экономикой

Полный монопольный контроль над экономикой

Преобладающий, но не полный

Наличие идеологии

Одна официальная идеология

Допускается политический плюрализм, имитация многопартийности

Способ формирования государственной власти

Бюрократический, закрытый, недоступный для контроля со стороны народа

В результате выборов формируются представительные органы власти, роль которых ограничена

Доминирующий метод государственного управления

Насилие, принуждение, террор

Командные, административные

Положение в области прав и свобод граждан

Права и свободы грубо нарушаются

Права и свободы провозглашаются, но реально не обеспечиваются

Степень централизации государственной власти

Абсолютная, находится в руках диктатора

Власть концентрируется в центре и на местах


Исходя из признаков того или иного режима, можно оценить политическую действительность современной России. В этой связи уместно обсудить и дать оценку эффективности таких демократических институтов, как:

1) выборы и референдумы;

2) многопартийность;

3) политическая оппозиция;

4) разделение властей;

5) система «сдержек и противовесов» между тремя ветвями власти;

6) гласность;

7) права человека;

8) деятельность Уполномоченного по правам человека.

В дополнение к материалу учебника остановимся на проблеме прав человека, реализация которых считается одним из признаков демократического политического режима. Падение жизненного уровня населения в результате проводимых реформ, заметный рост преступности, неистребимая коррупция и криминализация представителей власти — все это свидетельства неспособности власти обеспечить защиту человека, несмотря на заявленный приоритет прав и свобод личности.

Большие надежды в этом плане обычно возлагаются на институт Уполномоченного по правам человека (в России), или омбудсмена. Этот институт своими корнями уходит в прошлое. Должность омбудсмена появилась впервые в Швеции во время правления короля Карла XII. Омбудсменом называли человека, который должен был следить за деятельностью судей, за тем, как и какие дела они разбирают, а затем докладывать королю. Позднее эта должность была заимствована другими государствами — Англией, Данией, Канадой, Норвегией, Финляндией и многими другими странами.

С 1997 г. в России также начал действовать институт Уполномоченного по правам человека. В Законе РФ «Об Уполномоченном по правам человека» говорится, что эта должность учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан. Уполномоченный по правам человека способствует восстановлению нарушенных прав граждан России, совершенствованию законодательства Российской Федерации. Уполномоченный по правам человека независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Закон устанавливает широкие прерогативы Уполномоченного по правам человека. Рассматривая жалобы граждан, он вправе запрашивать и проверять любые сведения и документы, беспрепятственно посещать любые государственные органы.

О том, оправдались ли надежды граждан на этот демократический институт, есть самые разные мнения. Целесообразно спросить об этом и учащихся.

В завершающей части урока можно обратиться к приведенным в § 46 точкам зрения о политическом режиме современной России и предложить учащимся в свободной дискуссии высказать свое мнение.






Для любых предложений по сайту: [email protected]