Обществознание 10-11 классы - Методические рекомендации - Пособие для учителя
Функции государства и его аппарат - ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ - 11 класс
Цель урока: дать учащимся представление об основных функциях государства.
Основные понятия: внутренние функции государства, внешние функции государства.
План урока:
1. Что такое функции государства?
2. Политическая функция государства.
3. Экономическая функция государства.
4. Россия — социальное государство.
5. Внешние функции государства.
6. Государственный аппарат.
Одним из возможных вариантов проведения урока по данной теме может быть сочетание лекции учителя, свободной дискуссии и самостоятельной работы учащихся с текстом учебника.
Раскрывая первый пункт плана урока «Что такое функции государства?», целесообразно обратить внимание учащихся на то, что функции, которые выполняет государство, изменяют свое содержание в зависимости от формы государства. Классификации функций государства весьма разнообразны. По продолжительности действия различают постоянные и временные функции. Первые выполняются государством в течение длительного времени, например функция обороны. Но специфика общественного развития на определенном этапе вызывает к жизни и временные функции. Например, в Советском государстве в первые годы его существования весьма жестко выполнялась функция регулирования труда и потребления. Об этом прямо говорит один из лозунгов тех лет: «Кто не работает, тот не ест». Временный характер носила и функция подавления сопротивления эксплуататорских классов.
Общепринятым является деление функций на внутренние и внешние. Современные демократические государства обладают комплексом схожих функций, в числе которых выделяют экономическую, правоохранительную, социальную, экологическую, налогообложения, обороны, дипломатии.
Все функции государства носят политический характер. Между тем в отечественной политологии политическая функция выделена в качестве самостоятельной. Представление о многообразии деятельности государства в политической сфере дает ее Конституция. В реформирующемся российском обществе Конституция является не столько фиксацией реального положения дел, сколько программой на перспективу. Потенциал у действующей Конституции РФ большой, и вопрос заключается только в том, насколько этот потенциал будет реализован. Политическая функция государства заключается в обеспечении подлинного народовластия, государственного суверенитета, создании условий для самореализации и самоуправления народа, защите конституционного строя. Фактически данная функция направлена на создание демократического общества, в котором народ действительно является правителем своей страны.
Но в настоящее время существующие в мире демократические институты еще не обеспечивают подлинного народовластия. В подтверждение можно привести тот факт, что А. Гитлер трижды проводил референдум, используя этот институт в антидемократических целях. В этой связи осуществление политической функции требует от государства учета разнообразия интересов в обществе, в том числе и меньшинства.
Далее целесообразно пояснить, что осуществление политической функции тесно связано со всеми другими функциями государства.
Обращаясь к пункту 3 плана урока «Экономическая функция государства», следует пояснить, что смысл экономической функции состоит в разумном регулировании экономики. Несмотря на то что в условиях развития рыночных отношений экономика развивается на основе саморегулирования (добросовестной конкуренции, свободы предпринимательства), без помощи государства многих вопросов решить нельзя. Здесь уместно спросить учащихся об известных им негативных последствиях нового экономического курса и предложить высказать свое мнение по этому поводу. Поскольку невозможно обойтись без вмешательства государства в рыночную экономику, государство разрабатывает долгосрочную экономическую политику общества, позволяющую нивелировать негативные последствия развития рыночных отношений, обеспечить устойчивый экономический рост и социальную защищенность населения. Воздействие государства на экономические отношения заключается в принятии законов, открывающих простор свободе предпринимательства и любой хозяйственной деятельности, не запрещенной законом. Экономическая функция наглядно проявляется в налоговой и денежно-кредитной политике государства. Увеличивая или уменьшая налоги, государство сокращает или стимулирует производство и спрос. Примером прямого вмешательства государства в экономические отношения может быть принятие антимонопольного законодательства или установление потолка для тарифов на электроэнергию
Для того чтобы побудить учащихся к дискуссии, можно предложить им высказаться относительно такого средства государственного воздействия на экономику, как планирование. В экономической литературе можно встретить прямо противоположные оценки этого метода регулирования. Практика также весьма разнообразна. В Японии, Швеции, во Франции, в Испании широко используется метод государственного планирования, особенно в сельском хозяйстве. При этом планирование прямо направлено на решение социальных задач. В России планирование чаше рассматривают как метод тоталитарного управления экономикой.
Закреплению знаний на этом этапе урока поможет обсуждение вопроса о том, различается ли по содержанию экономическая функция государства в переходный период и в условиях развитых рыночных отношений.
Разбор пункта 4 плана урока «Россия — социальное государство» требует обращения к уже известной учащимся ст. 7 Конституции РФ, декларирующей, что Россия — это социальное государство. Здесь уместно вспомнить, какое государство называется социальным. Школьники обычно ограничиваются констатацией необходимости государства заботиться об образовании, о поддержании здоровья, жилье, защите детей, престарелых и инвалидов. Это верно, но в контексте данного урока важно обратить их внимание также и на реализацию социальной функции, которая предполагает разработку и осуществление государственной социальной политики на выравнивание социально-экономического положения разных слоев населения, смягчение социальных противоречий и конфликтов, разрешение противоречий, связанных с усилением использования природных ресурсов.
Свое мнение о том, насколько эффективно реализуется социальная функция государства, учащиеся могут высказать в свободной дискуссии.
Центральным моментом в обсуждении вопроса о внешних функциях государства может быть определение круга обязанностей, связанных с обеспечением суверенитета, обороны и дипломатией государства. Для анализа социальных изменений и тенденций развития современного мира рекомендуем использовать факты из текущей политической жизни.
Далее следует предложить учащимся ответить на вопрос:
Какие тенденции и противоречия мирового развития важно учитывать российским политикам и дипломатам, реализуя внешние функции государства?
Комментируя ответы учащихся, учителю следует пояснить, что на внешнюю политику государства влияют как внутренние, так и внешние факторы: экономический и научно-технический потенциал страны; ее демографические и материальные ресурсы; расстановка внутренних сил и сил на международной арене; существующее в мире разделение труда; интеграционные процессы; разные уровни экономического и политического развития стран; влияние военных блоков, и в частности продвижение НАТО на восток.
Общий вывод — сила и авторитет современной России определяются не только военным могуществом (как это было раньше), а всем комплексом внутренних и внешних функций государства.
Последний пункт плана урока «Государственный аппарат» учащиеся осваивают самостоятельно, работая с текстом учебника. Для активизации познавательной деятельности можно предложить им выполнить следующее задание:
Составьте и заполните таблицу «Исполнение функций государства»:
Исполнение функций государства
Функция государства |
Исполняющий государственный аппарат |
Политическая |
|
Экономическая |
|
Социальная |
|
Правоохранительная |