Обществознание 10-11 классы - Методические рекомендации - Пособие для учителя
Межэтнические и межнациональные конфликты - СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - 10 класс
Цель урока: изучить типологию, причины и закономерности возникновения, протекания и урегулирования межэтнических и межнациональных конфликтов; сформировать у учащихся установку на разрешение межэтнических и межнациональных конфликтов при соблюдении справедливости и норм права.
Основные понятия: межнациональный конфликт, межэтнический конфликт, этнический захват (агрессия), этническая чистка, урегулирование межэтнического конфликта.
План урока:
1. Конфликт межэтнический и межнациональный (общее и особенное).
2. Причины возникновения межэтнических и межнациональных конфликтов.
3. Способы урегулирования межэтнических конфликтов.
4. Состояние и проблемы межэтнических отношений в российском обществе.
Наиболее уместной формой для урока по данной теме является традиционный комбинированный урок с сочетанием разных принципов работы — индивидуальная, парная, групповая.
В начале урока целесообразно обратить внимание учащихся на то, что данным уроком завершается как изучение этнических общностей (уроки 9, 16), так и всей темы социальных отношений в целом, а также на особую значимость межэтнического и межнационального согласия для порядка в общественной жизни и нормального развития общества.
Логически урок делится на 3 блока:
1) причины и типология конфликтов;
2) способы урегулирования конфликтов;
3) предупреждение конфликтов.
Перед разбором причин и типов межэтнических и межнациональных конфликтов полезно напомнить учащимся об особенностях нации как одновременно этнической и политической общности, складывающейся в процессе этнической интеграции в условиях единой государственности, национальной культуры, хозяйства, единого языка общения, что обусловливает отличия межэтнических и межнациональных конфликтов. Кроме того, это позволит установить логические связи с уроками 9 и 16.
После анализа разных типов конфликтов, форм их протекания и результатов (этнический захват, этническая чистка, мирное разрешение конфликта) и способов урегулирования (мягкие и жесткие) целесообразно вернуться к вопросу о построении таких межэтнических отношений в обществе, которые способствовали бы сохранению стабильности государства, социальному развитию всех составляющих его этносов, народов.
Здесь можно выделить мысль о том, что социальная регуляция конкурентных разнонаправленных процессов — национальной интеграции и этнической дифференциации — важная задача не только в политическом плане, но и в нравственном. Это также проблема соотношения и учета традиционных норм морали, религии, обычаев, культуры разных этносов в обществе, и прежде всего государствообразующего этноса. В условиях обострения межэтнической напряженности многое определяет образ поведения каждого этноса, обусловленный его традиционной духовной культурой, моралью, религией, прежде всего умение его представителей учитывать, ценить и уважать духовную культуру, мораль, религию представителей всех других этносов.
Говоря об этническом сепаратизме, важно отметить, что, как правило, все стремящиеся обрести независимость и политическую самостоятельность этносы желают «отделить» от общего национального государства как можно большие территории. Так, сепаратисты в Чечне пытались «оторвать» от России не только традиционную область проживания чеченцев в горах Кавказа, но и всю территорию республики, большую часть которой составляют бывшие районы Ставропольского края, включенные в состав республики еще при советской власти. Историки и политологи справедливо отмечают, что если бы все вожделения сепаратистов разных этносов в данном государстве сложить вместе, то для их реализации не хватило бы территории двух таких государств. Кроме того, подобные действия способны спровоцировать конфликты с соседними государствами.
Завершить обсуждение этой острой и злободневной темы желательно в конструктивном ключе, вырабатывая позитивную гражданско-патриотическую установку на осознание всеми учащимися, вне зависимости от этнической принадлежности каждого, своей принадлежности к Российской Федерации как общей гражданской Родины, за мир и благополучие в которой мы все несем равную ответственность.
Антироссийскому лозунгу «Россия — тюрьма народов» можно противопоставить другой, российский гражданско-патриотический лозунг «Россия — семья народов» и показать, что для второго утверждения в истории нашей страны имеется гораздо больше оснований, чем для первого. В качестве иллюстрации по этому вопросу можно привести высказывания известного русского философа XIX в. В. С. Соловьева:
Дополнительные материалы
«Принятие христианства, конечно, не могло упразднить, а могло только возвысить и усилить значение того счастливого обстоятельства нашей исторической жизни, что уже в первом ее положительном проявлении (призвание варягов для создания государства) Россия действовала как согласная семья народов.
И чем более росло наше государство, тем более расширялся семейный круг подвластных ему народов. Входили новые члены, и крещеные и некрещеные, но начало истинного единства, основанного на том, что каждый находит для себя место и простор для своего мирного роста под сенью общей державы, оставалось неприкосновенным. Как изначально Россия была многочисленной семьею, собранной вокруг Новгорода и Киева, такою же семьею собиралась она и вокруг Москвы и такою же окончательно определилась как Всероссийская Империя, охватившая седьмую часть земного шара... Приходило ли кому-нибудь в голову представлять и мыслить Россию иначе, чем многонародным целым?»
Обсуждая эти высказывания, можно напомнить учащимся, что варягов сначала победили и только потом советом племенных вождей призвали на княжение представителей небольшого варяжского племени «русь» (см. «Повесть временных лет», учебник «Обществознание» для 8—9 кл., § 10). И данное призвание не результат внешнею завоевания, а мудрое политическое решение наших предков.
Также можно отметить, что В. С. Соловьев говорит о государстве, власти которого подчинялись все, а не о подчинении всех одному «избранному» народу. Фактически все народы, этносы, которые жили на территории России с давних времен, сохранились и сегодня, даже те из них, чья численность равнялась нескольким тысячам и даже сотням человек, например тофалары или удэгейцы.
Историю России надо сравнивать не с надуманным идеалом, а с историей других государств, наций. Для примера можно обратиться к странам Европы. Что такое Великобритания? Страна бриттов. Но где же бритты? Или Пруссия, бывшая область в Германии. Где пруссы — некогда культурный и многочисленный балто-славянский народ? Если бы германцы перешли Неман и Двину, подчинили себе земли литовцев и латышей, в настоящее время и этих народов, возможно, не было бы, так же как и пруссов.
Процессы национальной интеграции в других странах про те к али порой гораздо более противоречиво и жестко, чем в России. И дело тут не в наличии пространства (сравните судьбу индейцев в США), а в том самом «умении уживаться», которое коренится в традиционной православной морали и культур е русского народа, традиционной морали и культуре других народов России (см. урок 16).
Этим выводом-обобщением можно завершить обсуждение материала урока, иллюстрируя его словами поэта Ф. И. Тютчева о высоком духовном объединяющем призвании Русского государства и российской цивилизации:
Единство, — возвестил оракул наших дней, —
Быть может спаяно железом лишь и кровью...
Но мы попробуем спаять его любовью, —
А там увидим, что прочней...
Темы рефератов и сообщений
1. Бесконфликтное общество: утопия или возможная реальность?
2. «Жизнь дается человеку один раз, и прожить ее надо так...»
3. Ингруппы и аутгруппы будут существовать вечно.
4. «Лучше претерпеть несправедливость, чем несправедливо поступать» (Сократ).
5. М. Вебер и теория стратификации.
6. Международное урегулирование межэтнических и межнациональных конфликтов (по выбору, по материалам СМИ).
7. Социальный институт науки нужен!
8. Традиции гражданского служения народов России (жизнеописания выдающихся деятелей Российского государства, российской науки, культуры — представителей разных этносов).
9. Этническая история Аргентины, Бразилии, Великобритании,. Германии, Италии, Мексики, США, Франции (по выбору).